kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальный и дифференцированный подход к предупреждению орфографических ошибок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный и дифференцированный подход к предупреждению орфографических ошибок
Большое  значение в работе по предупреждению орфографических ошибок играет индивидуальный подход к учащимся, который реализуется в «разумной дифференциации учебных заданий, постановке перед учащимися посильных задач».
Система обучения учащихся орфографии строится на основе следующих психологических и методических положений:
1.    Любая работа должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков.
2.    Орфографический навык – это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить «процесс свертывания умственной деятельности».
3.    «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знаний правил и правильного их применения. Применение правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.
В основу системы индивидуального подхода к выработке орфографических умений и навыков Л.М. Бирюкова кладет факт усвоения–неусвоения каждым учеником каждой отдельной операции. В соответствии с этим выделяется три группы учащихся:
1) учащиеся с «несформированным ориентировочным» шагом (не слышат орфограмму);
2) учащиеся затрудняются определить, проверяется или не проверяется орфограмма;
3) учащиеся, которые не умеют правильно подобрать проверочное слово.
Основой работы с детьми первой группы является выработка фонематического слуха, способности к анализу и синтезу звуков речи. 
Для учащихся первой группы предлагаются следующие задания:
?    Произнеси слово в слух. Определи ударный звук, затем назови безударные звуки.
?    Назови в слове все звуки, затем все буквы.
?    Подбери шесть слов с безударным гласным в слове. Проверь.
?    Произнеси только слова с безударным гласным в корне. Выпиши их.
?    Сначала произнеси слово так, как говорим, затем так, как пишем (предметные картинки);
?    Из данных слов назови сначала проверяемое, затем проверочное слово (поласкать – ласка, холодный – холод, пишет – запиши);
?    Какие буквы в словах проверяются проверочными словами? (тяжелый – тяжесть, берег – прибрежный, проживать – прожить).
?    Почему подчеркнутые гласные называются проверяемыми? (лесник, опоздал, замечает, виднелись, выдержит, зеленый);
?    Подумай и запиши пять слов с безударными гласными в корне на определенную тему.
Все упражнения направлены на выработку умения определять наличие или отсутствие орфограммы на основе ее опознавательных признаков. 
Ко второй группе относятся дети, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне слова. Для таких детей характерна ограниченность активного словаря, слабое развитие связной речи, плохо работают самостоятельно с учебником.
С целью активизации усвоения правописания детям этой группы предлагаются задания, способствующие образованию у них грамматико-орфографических связей, развитию активного словаря, развитию связной речи. Большое внимание при этом уделяется запоминанию детьми слов с непроверяемыми написаниями. 
Предлагаются задания:
?    Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов;
?    Упражнения со словарем;
?    Различные виды списывания;
?    Заучивание текстов;
?    Пересказ;
?    Объяснение написания слов по правилу с применением развернутых рассуждений. 
При этом помогают различные «памятки», наглядные опоры.
К третьей группе относятся учащиеся, которые затрудняются подобрать проверочное слово. В центре упражнений, предлагаемых детям этой группы, лежит осознание конкретных семантических связей между проверяемым и проверочным словами.
Виды заданий:
?    Объяснить, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл. 
В нашем краю растут густые л(и, е)са.
Под елью с(е,и)дела л(и, е)са.
Бабушка пос(и,е)дела от горя.
?    Подумай, что обозначает каждое слово.
Правильно вставь букву:
ум(о,а)лять о пощаде – ум(о,а)лять значение,
спл(а,о)тить в отряд – запл(а,о)тить за квартиру.
?    Выбери нужное проверочное слово: 
приг…род (горе, город)            спла…тить (плата,  плотный)
?    Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?
Загорела – горка
Нагляделся – глядя
Травить – трава
Волны – вол.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, приобщить к особенностям учебной работы отдельных детей позволяет дифференцированный подход к обучению.
При изучении темы «Правописание безударных гласных» во втором классе для самостоятельной работы предлагается четыре варианта:
1 вариант. – Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:
Гряды – гр…да
Скалы – ск…ла
Цены – ц…на
След – сл…ды.
2 вариант. – Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:
… – м…ста    … – с…ва    … – л…са
… – з…мля    … – стр…на    … – п…ля
3 вариант. – Спиши, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:
Л…са хв…стом зам…ла сл…ды и уб…жала от с…бак.
4 вариант. – Найди слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное:
После дождя в лесу пахнет грибами. На лесных полянах показались золотые лисички.
Учащиеся обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Такая работа направлена на максимальное использование познавательных возможностей ученика.
  При изучении темы «Закрепление знаний о предложении» в первом классе даются такие дифференцированные задания:
1 вариант. – Списать текст, поставив нужные знаки препинания в конце предложений:
Ярко светит солнце
Тает последний снег
Цветут первые подснежники
2 вариант. – Списать текст, разделив его на предложения:
Вот норка тут живет ежик теплые лучи солнца разбудили зверька
3 вариант. – Составить предложения из слов:
В, белка, живет, лесу
Она, шубку, меняет, зимнюю
Рада, весна, белка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный и дифференцированный подход к предупреждению орфографических ошибок»

Индивидуальный и дифференцированный подход к предупреждению орфографических ошибок

Большое значение в работе по предупреждению орфографических ошибок играет индивидуальный подход к учащимся, который реализуется в «разумной дифференциации учебных заданий, постановке перед учащимися посильных задач».

Система обучения учащихся орфографии строится на основе следующих психологических и методических положений:

1. Любая работа должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков.

2. Орфографический навык – это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить «процесс свертывания умственной деятельности».

3. «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знаний правил и правильного их применения. Применение правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.

В основу системы индивидуального подхода к выработке орфографических умений и навыков Л.М. Бирюкова кладет факт усвоения–неусвоения каждым учеником каждой отдельной операции. В соответствии с этим выделяется три группы учащихся:

1) учащиеся с «несформированным ориентировочным» шагом (не слышат орфограмму);

2) учащиеся затрудняются определить, проверяется или не проверяется орфограмма;

3) учащиеся, которые не умеют правильно подобрать проверочное слово.

Основой работы с детьми первой группы является выработка фонематического слуха, способности к анализу и синтезу звуков речи.

Для учащихся первой группы предлагаются следующие задания:

 Произнеси слово в слух. Определи ударный звук, затем назови безударные звуки.

 Назови в слове все звуки, затем все буквы.

 Подбери шесть слов с безударным гласным в слове. Проверь.

 Произнеси только слова с безударным гласным в корне. Выпиши их.

 Сначала произнеси слово так, как говорим, затем так, как пишем (предметные картинки);

 Из данных слов назови сначала проверяемое, затем проверочное слово (поласкать – ласка, холодный – холод, пишет – запиши);

 Какие буквы в словах проверяются проверочными словами? (тяжелый – тяжесть, берег – прибрежный, проживать – прожить).

 Почему подчеркнутые гласные называются проверяемыми? (лесник, опоздал, замечает, виднелись, выдержит, зеленый);

 Подумай и запиши пять слов с безударными гласными в корне на определенную тему.

Все упражнения направлены на выработку умения определять наличие или отсутствие орфограммы на основе ее опознавательных признаков.

Ко второй группе относятся дети, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне слова. Для таких детей характерна ограниченность активного словаря, слабое развитие связной речи, плохо работают самостоятельно с учебником.

С целью активизации усвоения правописания детям этой группы предлагаются задания, способствующие образованию у них грамматико-орфографических связей, развитию активного словаря, развитию связной речи. Большое внимание при этом уделяется запоминанию детьми слов с непроверяемыми написаниями.

Предлагаются задания:

 Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов;

 Упражнения со словарем;

 Различные виды списывания;

 Заучивание текстов;

 Пересказ;

 Объяснение написания слов по правилу с применением развернутых рассуждений.

При этом помогают различные «памятки», наглядные опоры.

К третьей группе относятся учащиеся, которые затрудняются подобрать проверочное слово. В центре упражнений, предлагаемых детям этой группы, лежит осознание конкретных семантических связей между проверяемым и проверочным словами.

Виды заданий:

 Объяснить, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.

В нашем краю растут густые л(и, е)са.

Под елью с(е,и)дела л(и, е)са.

Бабушка пос(и,е)дела от горя.

 Подумай, что обозначает каждое слово.

Правильно вставь букву:

ум(о,а)лять о пощаде – ум(о,а)лять значение,

спл(а,о)тить в отряд – запл(а,о)тить за квартиру.

 Выбери нужное проверочное слово:

приг…род (горе, город) спла…тить (плата, плотный)

 Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?

Загорела – горка

Нагляделся – глядя

Травить – трава

Волны – вол.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, приобщить к особенностям учебной работы отдельных детей позволяет дифференцированный подход к обучению.

При изучении темы «Правописание безударных гласных» во втором классе для самостоятельной работы предлагается четыре варианта:

1 вариант. – Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:

Гряды – гр…да

Скалы – ск…ла

Цены – ц…на

След – сл…ды.

2 вариант. – Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:

… – м…ста … – с…ва … – л…са

… – з…мля … – стр…на … – п…ля

3 вариант. – Спиши, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:

Л…са хв…стом зам…ла сл…ды и уб…жала от с…бак.

4 вариант. – Найди слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное:

После дождя в лесу пахнет грибами. На лесных полянах показались золотые лисички.

Учащиеся обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Такая работа направлена на максимальное использование познавательных возможностей ученика.

При изучении темы «Закрепление знаний о предложении» в первом классе даются такие дифференцированные задания:

1 вариант. – Списать текст, поставив нужные знаки препинания в конце предложений:

Ярко светит солнце

Тает последний снег

Цветут первые подснежники

2 вариант. – Списать текст, разделив его на предложения:

Вот норка тут живет ежик теплые лучи солнца разбудили зверька

3 вариант. – Составить предложения из слов:

В, белка, живет, лесу

Она, шубку, меняет, зимнюю

Рада, весна, белка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальный и дифференцированный подход к предупреждению орфографических ошибок

Автор: Козловская Ирина Константиновна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300611

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства