Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии, используемые на уроках математике»
Педагогические технологии, используемые на уроках математике
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие: • четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания; • структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; • комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля; • усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; • гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения
В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагоги-ческий процесс что-то свое индивидуальное. Педагогические технологии классифицируются подоминированиюцелейирешаемыхзадач;поприменяемойформеорганизацииобучения;подоминирующимметодам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.
Традиционная (репродуктивная) технология обучения Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне. Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового- закрепление –контроль- оценка. В основе этой технологии лежит образо-вательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. Технология развивающего обучения
Из всех существующих отечественных технологий обучения - технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. Технология развивающего обучения основана на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление и решение мыслительных задач с помощью образцов, инструкций. Технология поэтапного формирования умственных действий Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Н.Ф.Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное.
Технология коллективного взаимодействия Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) включает три компонента: а) подготовку учебного материала; б) ориентацию учащихся; в) технологию хода самого учебного занятия.
В условиях технологии коллективного взаимодействия каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. Технология полного усвоения Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.Определяющим в этой технологии являются планируемые резуль-таты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий).
Технология разноуровневого обучения Технология разноуровневого обучения предполагает создание педаго-гических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы. Используются три варианта дифференцированного обучения: 1) на основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня; 2) внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в зависимости от познавательных интересов на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов; 3) дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.
Технология личностно-ориентированного образования.
Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования.
Технология адаптивного обучения Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Технология программированного обучения Технология программированного обучения — это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.). Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность, если предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов:
этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Учитель создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
– Предъявляет ученикам (м.б., через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.
– Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.
– Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
– Дает задание, выполнение которого вызывает затруднения или при имеющемся уровне знаний и умений.
– Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?
Прием «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д.
Прием «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.
2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока)
– Какой у вас возникает вопрос (проблема)?
- Что предстоит выяснить?
Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)
– Что мы уже знаем по этой проблеме?
– Что нужно узнать для решения проблемы?
Используем прием «подводящий диалог»
Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.
Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий:
- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);
- мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение).
Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.
4 этап Поиск решения (открытие нового знания)
Выполнение продуктивных заданий:
Осмыслить задание.
Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
Мысленно сформулировать ответ.
Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».
Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками, статданными; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.
5 этап. Закрепление. Применение нового знания.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
- Как оцените свою работу?
– Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)
Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы;
Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др.
6 этап Домашнее задание
Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат; Работа с сайтом по предмету;
«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.
7 этап Рефлексия
Закончи предложение:
- Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял …
Технология модульного обучения Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: • целевой план действий; • банк информации; • методическое руководство по достижению дидактических целей. Содержание обучения при данной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения. При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время.
Технология проектного обучения Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризует-ся тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. Проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключается в том, что исходя из своих интересов дети вместе с учителем проектируют решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группируетсяся вокруг комплексов-проектов. Технология дистанционного обучения Технология дистанционного обучения — это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Игровые технологии.
Сочетание элементов игры и учения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностями игры в школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
7Основная цель моей работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность. Ведь игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Считаю, что математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.
Математическая игра, включенная в занятие, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том .что:
-игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования;
-в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности
-игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;
-включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала
-разнообразные игровые действия ,при помощи которых решается та или иная умственная задача , поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.
Математическая игра: цели, задачи, функции и требования.
Цели применения математических игр:
развитие мышления;
углубление теоретических знаний;
самоопределение в мире увлечений и профессий;
организация свободного времени;
общение со сверстниками;
воспитание сотрудничества и коллективизма;
приобретение новых знаний, умений и навыков;
формирование адекватной самооценки;
развитие волевых качеств;
5.Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Требования к игровым урокам
К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.
Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.
Таким образом не только сильные учащиеся е проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.
Виды математических игр:
игры-упражнения;
игры-путешествия;
сюжетная ролевая игра:
игра-соревнование.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала,Это разнообразные викторины ,кроссворды, ребусы,шарады, головоломки ,загадки.
Игры-путешествияслужат, в основном ,целям углубления , осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная играотличается тем ,что инсценируются условия воображаемой ситуации., а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование,Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях,а сотрудничество,как правило,определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал ,но весьма сложные вопросы учебной программы.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельностью. Чтобы содержание образования стало личным достоянием ученика, изучение этого содержания должно стать целью его учебной деятельности. Такое целеполагание осуществляется на уроке планирования изучения темы.
Принципы организации уроков планирования изучения темы: принцип опоры на субъектный опыт обучающегося; принцип установления «субъектсубъектных» отношений; принцип личностного целеполагания.
Реализация этих принципов осуществляется на следующих этапах урока совместного планирования изучения темы: 1) Побуждение к учебной деятельности через прогнозирование содержания новой темы; 2) Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы; 3) Самоопределение в планируемых результатах изучения темы; 4) Выявление известных и неизвестных средств освоения темы (приёмов: саморегуляции, контроля, коррекции, оценки и др.); 5) Рефлексия учебной деятельности на уроке.