kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИКТ на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии могут использоваться:

1.  Для обозначения темы урока

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса

2.  Как сопровождение объяснения учителя

В практике обучения   школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.

3.  Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

4.  Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

   Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

·  диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

·  в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

·  в обучающем режиме;

·  при работе с отстающими учениками;

·  в режиме самообучения;

·  в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

   Методика использования информационных технологий предполагает:

·  совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

·  усиление мотивации учения;

·  улучшение качества обучения и воспитания;

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

 ·  усвоить базовые знания по теме;

·  систематизировать усвоенные знания;

·  сформировать навыки самоконтроля;

·  сформировать мотивацию к учению в целом;

·  оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Организация уроков с компьютерной поддержкой.

   Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики .

   Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

 ·  комбинированный урок,

·  урок – контроль и коррекции,

·  урок совершенствования знаний и умений

   Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1.  Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.

2.  Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.

3.  Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4.  Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами.

   Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю математики  необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

1.  какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2.  какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3.  какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4.  какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5.  как организовать компьютерные занятия.

  Подходы к созданию электронных учебных материалов для учащихся:

1.  структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока по математике: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2.  объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика  за компьютером;

3.  отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

4.  средства управления компьютерной обучающей системой по  предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

       Использование информационных технологий на уроке математики  рассмотрим на примере электронной презентации – Power Point «Внешний угол треугольника».  Она выполняет обучающую функцию.

          Целью данной презентации  является:

- формирование понятий «внешний угол треугольника», «свойство внешнего угла треугольника»;

-формирование умений учащихся применять эти знания при решении различных задач;

- развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.

Презентация «Внешний угол треугольника» предназначена для  повторения  раннее изученного материала , наглядного ознакомления с  темой, представление  задачи по теме данного урока и его  коллективного выполнения.

Работа с данной презентацией рассчитана на 15  минут урока.

Первый слайд. Титульный лист, на котором указывается наименование темы, ставятся перед учащимися задачи .

Второй слайд построен на повторении раннее изученного материала, который необходим при изучении данной темы:

1.Теорема о сумме углов треугольника  ( формулировка и чертеж);

2.Определение смежных углов  с соответствующим чертежом.

На третьем слайде вводится определение внешнего угла треугольника с соответствующим чертежом и выводом (свойство внешнего угла треугольника).

На четвертом слайде учащимся предлагается задача по данной теме (условие, чертеж , ход решения и ответ)

Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.

     Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.

   При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад // Научное издание

3. Бобко И.М. – Н.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

4. «Большая российская энциклопедия». – 2002.

5. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.

7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.

8. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

9. http://prepod2000.kulichki.net/html/conferen.html

10. http://festival.1september.ru/articles/529580

11. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

12. http://tvv48.narod.ru/it/contents.html

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности школьников »

Шагвалиева Альфия Шавкатовна, учитель математики

МКОУ СОШ имени В.А. Маркелова с. Старая Сахча

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКЕ МАТЕМАТИИ

Информационные технологии могут использоваться:

1. Для обозначения темы урока

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса

2. Как сопровождение объяснения учителя

В практике обучения школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

· диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

· в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

· в обучающем режиме;

· при работе с отстающими учениками;

· в режиме самообучения;

· в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Методика использования информационных технологий предполагает:

· совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

· усиление мотивации учения;

· улучшение качества обучения и воспитания;

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

· усвоить базовые знания по теме;

· систематизировать усвоенные знания;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом;

· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Организация уроков с компьютерной поддержкой.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики .

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

· комбинированный урок,

· урок – контроль и коррекции,

· урок совершенствования знаний и умений

Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1. Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.

3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами.

Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю математики необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

1. какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5. как организовать компьютерные занятия.

Подходы к созданию электронных учебных материалов для учащихся:

1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока по математике: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером;

3. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

4. средства управления компьютерной обучающей системой по предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Использование информационных технологий на уроке математики рассмотрим на примере электронной презентации – Power Point «Внешний угол треугольника». Она выполняет обучающую функцию.

Целью данной презентации является:

- формирование понятий «внешний угол треугольника», «свойство внешнего угла треугольника»;

-формирование умений учащихся применять эти знания при решении различных задач;

- развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.

Презентация «Внешний угол треугольника» предназначена для повторения раннее изученного материала , наглядного ознакомления с темой, представление задачи по теме данного урока и его коллективного выполнения.

Работа с данной презентацией рассчитана на 15 минут урока.

Первый слайд. Титульный лист, на котором указывается наименование темы, ставятся перед учащимися задачи .

Второй слайд построен на повторении раннее изученного материала, который необходим при изучении данной темы:

1.Теорема о сумме углов треугольника ( формулировка и чертеж);

2.Определение смежных углов с соответствующим чертежом.

На третьем слайде вводится определение внешнего угла треугольника с соответствующим чертежом и выводом (свойство внешнего угла треугольника).

На четвертом слайде учащимся предлагается задача по данной теме (условие, чертеж , ход решения и ответ)

Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.

Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.

При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.

ЛИТЕРАТУРА


1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад // Научное издание

3. Бобко И.М. – Н.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

4. «Большая российская энциклопедия». – 2002.

5. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.

7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.

8. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

9. http://prepod2000.kulichki.net/html/conferen.html

10. http://festival.1september.ru/articles/529580

11. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

12. http://tvv48.narod.ru/it/contents.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шагвалиева Альфия Шавкатовна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "230336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442087453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2090 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства