kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИКТ на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии могут использоваться:

1.  Для обозначения темы урока

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса

2.  Как сопровождение объяснения учителя

В практике обучения   школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.

3.  Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

4.  Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

   Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

·  диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

·  в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

·  в обучающем режиме;

·  при работе с отстающими учениками;

·  в режиме самообучения;

·  в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

   Методика использования информационных технологий предполагает:

·  совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

·  усиление мотивации учения;

·  улучшение качества обучения и воспитания;

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

 ·  усвоить базовые знания по теме;

·  систематизировать усвоенные знания;

·  сформировать навыки самоконтроля;

·  сформировать мотивацию к учению в целом;

·  оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Организация уроков с компьютерной поддержкой.

   Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики .

   Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

 ·  комбинированный урок,

·  урок – контроль и коррекции,

·  урок совершенствования знаний и умений

   Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1.  Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.

2.  Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.

3.  Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4.  Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами.

   Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю математики  необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

1.  какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2.  какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3.  какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4.  какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5.  как организовать компьютерные занятия.

  Подходы к созданию электронных учебных материалов для учащихся:

1.  структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока по математике: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2.  объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика  за компьютером;

3.  отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

4.  средства управления компьютерной обучающей системой по  предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

       Использование информационных технологий на уроке математики  рассмотрим на примере электронной презентации – Power Point «Внешний угол треугольника».  Она выполняет обучающую функцию.

          Целью данной презентации  является:

- формирование понятий «внешний угол треугольника», «свойство внешнего угла треугольника»;

-формирование умений учащихся применять эти знания при решении различных задач;

- развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.

Презентация «Внешний угол треугольника» предназначена для  повторения  раннее изученного материала , наглядного ознакомления с  темой, представление  задачи по теме данного урока и его  коллективного выполнения.

Работа с данной презентацией рассчитана на 15  минут урока.

Первый слайд. Титульный лист, на котором указывается наименование темы, ставятся перед учащимися задачи .

Второй слайд построен на повторении раннее изученного материала, который необходим при изучении данной темы:

1.Теорема о сумме углов треугольника  ( формулировка и чертеж);

2.Определение смежных углов  с соответствующим чертежом.

На третьем слайде вводится определение внешнего угла треугольника с соответствующим чертежом и выводом (свойство внешнего угла треугольника).

На четвертом слайде учащимся предлагается задача по данной теме (условие, чертеж , ход решения и ответ)

Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.

     Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.

   При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад // Научное издание

3. Бобко И.М. – Н.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

4. «Большая российская энциклопедия». – 2002.

5. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.

7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.

8. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

9. http://prepod2000.kulichki.net/html/conferen.html

10. http://festival.1september.ru/articles/529580

11. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

12. http://tvv48.narod.ru/it/contents.html

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности школьников »

Шагвалиева Альфия Шавкатовна, учитель математики

МКОУ СОШ имени В.А. Маркелова с. Старая Сахча

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКЕ МАТЕМАТИИ

Информационные технологии могут использоваться:

1. Для обозначения темы урока

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса

2. Как сопровождение объяснения учителя

В практике обучения школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

· диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

· в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

· в обучающем режиме;

· при работе с отстающими учениками;

· в режиме самообучения;

· в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Методика использования информационных технологий предполагает:

· совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

· усиление мотивации учения;

· улучшение качества обучения и воспитания;

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

· усвоить базовые знания по теме;

· систематизировать усвоенные знания;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом;

· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Организация уроков с компьютерной поддержкой.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики .

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

· комбинированный урок,

· урок – контроль и коррекции,

· урок совершенствования знаний и умений

Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1. Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.

3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами.

Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю математики необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

1. какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5. как организовать компьютерные занятия.

Подходы к созданию электронных учебных материалов для учащихся:

1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока по математике: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером;

3. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

4. средства управления компьютерной обучающей системой по предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Использование информационных технологий на уроке математики рассмотрим на примере электронной презентации – Power Point «Внешний угол треугольника». Она выполняет обучающую функцию.

Целью данной презентации является:

- формирование понятий «внешний угол треугольника», «свойство внешнего угла треугольника»;

-формирование умений учащихся применять эти знания при решении различных задач;

- развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.

Презентация «Внешний угол треугольника» предназначена для повторения раннее изученного материала , наглядного ознакомления с темой, представление задачи по теме данного урока и его коллективного выполнения.

Работа с данной презентацией рассчитана на 15 минут урока.

Первый слайд. Титульный лист, на котором указывается наименование темы, ставятся перед учащимися задачи .

Второй слайд построен на повторении раннее изученного материала, который необходим при изучении данной темы:

1.Теорема о сумме углов треугольника ( формулировка и чертеж);

2.Определение смежных углов с соответствующим чертежом.

На третьем слайде вводится определение внешнего угла треугольника с соответствующим чертежом и выводом (свойство внешнего угла треугольника).

На четвертом слайде учащимся предлагается задача по данной теме (условие, чертеж , ход решения и ответ)

Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.

Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.

При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.

ЛИТЕРАТУРА


1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад // Научное издание

3. Бобко И.М. – Н.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

4. «Большая российская энциклопедия». – 2002.

5. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.

7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.

8. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

9. http://prepod2000.kulichki.net/html/conferen.html

10. http://festival.1september.ru/articles/529580

11. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

12. http://tvv48.narod.ru/it/contents.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шагвалиева Альфия Шавкатовна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "230336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442087453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства