Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе
В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера. Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»
Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
Работа учителя математики
Свердловской СОШ №2 ЩМР МО
Сушковой Э.А.
В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера. Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности: • наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы; •вещественной формой конечного результата; •необходимостью реализации проекта; • возможностью массового использования и результатами проектирования.
До работы над проектом проводится мозговой штурм – стратегия, которая помогает ученикам выдвигать многообразие идей по учебной теме, не опасаясь упреков и критики. Вначале попросить учеников предложить как можно больше идей по данной теме, и поощрять их предлагать включать неожиданные идеи, новые необычные техники, идеи, которые следуют из предыдущих обсуждений. Дать проекту название. Разделиться на группы по интересам: теоретики, историки, исследователи, практики, творческая группа.
В ходе работы учащиеся ведут записи о проделанной работе, личном вкладе в работу группы, оценивают работу, и пр. в личной карте участника проекта.
Ученики решают и составляют задачи, тесты, кроссворды, участвуют в защите проекта, пишут контрольную работу.
Рефлексия. После окончания проекта ученики и учитель делятся впечатлениями о работе, планируют участие в других проектах, работают над ошибками.
В центре проектной деятельности находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Пример:
При защите проекта «Параллельные прямые- везде!».
Основополагающий вопрос Каким бы был мир, если бы в нем не было параллельности?
Проблемные вопросы учебной темы Как повлияло на развитии человечества открытие параллельных прямых? Могут ли параллельные прямые пересекаться? Мир без параллельных прямых…это фантастика или реальность?
Учебные мероприятия
• Определение названия проекта. Деление на группы по интересам.
• Распределение обязанностей в каждой группе, обсуждение плана исследования, возможностей оформления результатов.
• Самостоятельная исследовательская работа. Поиск информации в учебнике, энциклопедиях, Интернете. Заполнение личной карты участника проекта.
• Оформление результатов деятельности. Ученики выбирают форму представления результатов, готовят буклет, знакомятся с критериями оценки.
• Решение задач, тестов и кроссвордов, подготовленных группами. Учитель так же может предложить свои тесты, задачи, кроссворды.
• Защита проекта. Можно пригласить других учеников, родителей, учителей в качестве экспертов. Каждая гриппа представляет результаты своей деятельности. Оценка выступлений экспертами.
• Контрольная работа.
• Работа над ошибками. Анализ проделанной работы. Рефлексия.
Темы проектов должны относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету. Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Этапы работы над проектом 1. Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация. 2. Постановка проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.). 3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть самостоятельный выбор темы проекта по поставленной проблеме и выполнение работы) . 4. Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно) На первых порах – цели и задачи ставятся вместе с учителем. 5. Составление плана работы над проектом. На первых порах – дети работают по готовому плану. На последующих этапах - заполнение шаблона разработки проекта( маршрута исследования) выполняется самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы) . 6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы; опрос; использование коммуникативных источников; посещение музеев, выставок, библиотек. 7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение. 8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов). 9. Защита проекта. 10. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
Рефлексия:
Ответь, пожалуйста, на вопросы:
- Зачем нам нужен был этот проект?
- Что удивило?
- Что понравилось больше всего?
- Чему новому ты научился?
- Работа, какой группы тебе особенно понравилась? Почему?
- Что бы ты хотел изменить, работая над следующими проектами?
Закончи предложение:
- Своей работой над проектом я доволен (не доволен), так как…
- Мне понравилось (не понравилось) работать в своей группе, потому, что…
С помощью метода проектов возможно научить учащихся: • выявлять и формулировать проблемы; • проводить их анализ; • находить пути их решения; • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации.
После завершения проекта учащиеся смогут:
Находить информацию, ориентироваться в информационном пространстве
Делать обобщения, выводы из ситуаций
Самостоятельно конструировать свои знания
Решать задачи, демонстрировать знания
Ознакомиться с историей развития знаний и сферах их применения .