kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Четырехугольники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Информационный блок

1.1. Тема учебного проекта: Четырехугольники.

1.2. Обоснование и актуальность проекта. Изучение четырехугольников в курсе геометрии является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 8 класса данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также базируется на этой теме.

При изучении темы «Четырехугольники» возникают определенные трудности при решении задач на построение,   при применении определений, свойств и признаков четырехугольников к решению практических задач, к доказательству теорем и т. п. Соответственно возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов работы с теоретическим и задачным материалом по данной теме.

Для большей мотивации учащихся, для их всестороннего развития и создан этот проект, который заставляет школьников думать, а не действовать по готовым формулам.

1.3. Цель проекта: развитие умений обобщать и систематизировать знания по теме «Четырехугольники, их свойства и признаки», повышение интереса учащихся к изучению наиболее важных видов четырёхугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. 

1.4. Задачи проекта:

  1. Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о видах четырехугольников, свойствах их сторон, углов, диагоналей; формировать умения применять знания при решении задач и практических заданий; самостоятельно планировать роботу по самообразованию; работать с различными источниками информации.
  2. Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании; творческие способности учащихся; логическое мышление, культуру устной и письменной речи; интерес к предмету; навыки самоанализа и рефлексии.
  3. Воспитывать понимание значимости геометрии, ответственность, умение общаться с другими людьми, ценить мнение других.

1.5. Тип проекта: по количеству участников – групповой; средней продолжительности; по характеру деятельности учащихся - исследовательский.

1.6. Объект проектирования: геометрия.

1.7. Предмет проектирования: тема «Четырехугольники».

1.8. Участники проекта: учащиеся 8 класса ГУО «Средняя школа №16 г.Борисова».

1.10. Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое обеспечение:  библиотека и читальный зал, кабинет математики и информатики, интернет-ресурсы.

Нормативно правовое и учебно-методическое обеспечение:

1.    Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V–XI классы, - Минск: Национальный институт образования, 2012.

2.    Примерное календарно-тематическое планирование. Математика, V–XI классы (Минск: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2011, 2012).

3.    Шлыков, В.В. Геометрия: учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / В.В.Шлыков. – 3-е изд., - Минск: Народная асвета, 2011. – 166с.

4.    Валаханович, Т.В., Шлыков, В.В. Дидактические материалы по геометрии, 8 класс / Т.В.Валаханович, В.В.Шлыков.- Минск: Аверсэв, 2012.

5.    Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. - №4. – с.18.

1.11. Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 18 уроков: установочное занятие (1 урок), работа над проектом вне учебных занятий (15 уроков), защита проектов (1 урок), контрольная работа (1 урок).

1.12. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений учащихся, их творческое применение в новых условиях, выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

2. Описание технологии опыта

2.1. Краткая аннотация проекта. Проект посвящен сложной теме геометрии 8 класса, в которой изучаются свойства и признаки четырехугольников. Тема является ключевой в курсе геометрии.

С помощью проектной формы работы планируется развить познавательный интерес у учащихся при решении задач на вычисление, построение и доказательство, сформировать навыки подбора и анализа информации для проекта, сравнительного анализа и обобщения при исследовании различных видов четырехугольников.

Работая над осуществлением проекта, учащимся предлагается не просто повторить ранее изученный материал, но и выстроить логические цепочки из определений фигур, проанализировать и сопоставить их свойства и признаки, выявить обратимость данных утверждений и, что самое важное, создать на основе этой обратимости новые утверждения, доказать или опровергнуть их, а также подобрать практические задачи.

2.2. Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос:

Возможна ли геометрия без четырехугольников?

Проблемные вопросы:

Ø  Каков «вес» параллелограмма в сравнении с другими четырехугольниками?

Ø  Что важнее – признак или свойство четырехугольника?

Ø  Знание каких свойств четырехугольников могут пригодиться нам в жизни?

Учебные вопросы:

Ø  Какая геометрическая фигура называется четырехугольником?

Ø  Как сформулировать и доказать признаки четырехугольников?

Ø  Как сформулировать и доказать свойства четырехугольников?

2.3. Гипотеза: Четырехугольники – просто, сложно, интересно!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Четырехугольники» »

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №16 г. Борисова»









ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ»








Качанова Валентина Николаевна,

учитель математики

Содержание

Введение 3


1. Информационный блок 4

1.1. Тема учебного проекта 4

1.2. Обоснование и актуальность проекта 4

1.3. Цель проекта 4

1.4. Задачи проекта 4

1.5. Тип проекта 5

1.6. Объект проекта 5

1.7. Предмет проекта 5

1.8. Участники проекта 5

1.9. Этапы реализации проекта 5

1.10. Ресурсное обеспечение проекта 7

1.11. Сроки реализации проекта 7

1.12. Ожидаемые результаты реализации проекта 7


2. Описание технологии опыта 8

2.1. Краткая аннотация проекта 8

2.2. Вопросы, направляющие проект 8

2.3. Гипотеза 9

2.4. Календарный план проектной деятельности 9


3. Заключение 11


Список использованных источников 12


Введение

Математика — это человеческая деятельность; сравнительная ценность задач и правильный их выбор в математике гораздо более важны, чем способность совершать сложные действия в уме.

А. Звонкин. Малыши и математика.

Одним из наиболее продуктивных методов преподавания в современной педагогике становится метод проектов, в основе которого лежит развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся. Метод проектов представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя [1, с.145]. Направленность учителя на детей – необходимое условие успешного применения метода проектов [1, с.163].

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

При работе над проектом у учащихся развиваются умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развития критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Проектное обучение имеет широкий спектр применимости с точки зрения учебных дисциплин и внеурочной деятельности, форм организации образования, возрастного состава обучающихся [3, с.28].

Учебный проект – организованная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов.

1. Информационный блок

1.1. Тема учебного проекта: Четырехугольники.

1.2. Обоснование и актуальность проекта. Изучение четырехугольников в курсе геометрии является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 8 класса данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также базируется на этой теме.

При изучении темы «Четырехугольники» возникают определенные трудности при решении задач на построение, при применении определений, свойств и признаков четырехугольников к решению практических задач, к доказательству теорем и т. п. Соответственно возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов работы с теоретическим и задачным материалом по данной теме.

Для большей мотивации учащихся, для их всестороннего развития и создан этот проект, который заставляет школьников думать, а не действовать по готовым формулам.

1.3. Цель проекта: развитие умений обобщать и систематизировать знания по теме «Четырехугольники, их свойства и признаки», повышение интереса учащихся к изучению наиболее важных видов четырёхугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.

1.4. Задачи проекта:

  1. Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о видах четырехугольников, свойствах их сторон, углов, диагоналей; формировать умения применять знания при решении задач и практических заданий; самостоятельно планировать роботу по самообразованию; работать с различными источниками информации.

  2. Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании; творческие способности учащихся; логическое мышление, культуру устной и письменной речи; интерес к предмету; навыки самоанализа и рефлексии.

  3. Воспитывать понимание значимости геометрии, ответственность, умение общаться с другими людьми, ценить мнение других.

1.5. Тип проекта: по количеству участников – групповой; средней продолжительности; по характеру деятельности учащихся - исследовательский.

1.6. Объект проектирования: геометрия.

1.7. Предмет проектирования: тема «Четырехугольники».

1.8. Участники проекта: учащиеся 8 класса ГУО «Средняя школа №16 г.Борисова».

1.9. Этапы работы над проектом:

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный этап

Определение темы, цели и задач проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цель и задачи

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели и задач

Распределение учащихся по группам

Делятся на три группы для исследования

Предлагает варианты исследований:

1. Родственные связи некоторых четырехугольников.

2. Признак и свойство обратимы

3. Четырехугольники вокруг нас

Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов

Распределяют обязанности между членами группы, вырабатывают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

2. Содержательный (формирующий) этап

Сбор информации по теме исследования

Выполняют исследование

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Разработка алгоритмов решения задач, решение промежуточных задач

Решают промежуточные задачи

Осуществляет промежуточный анализ результатов

3. Рефлексивно-обобщающий этап

Итоговая аналитика полученных результатов, обобщение наработанных материалов, формулировка выводов

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

Представление (защита проекта)

Отчитываются, обсуждают результаты

Слушает, задает целенаправленные вопросы

Оценка результатов и процесса в целом

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает исследования учащихся


1.10. Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое обеспечение: библиотека и читальный зал, кабинет математики и информатики, интернет-ресурсы.

Нормативно правовое и учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V–XI классы, - Минск: Национальный институт образования, 2012.

  2. Примерное календарно-тематическое планирование. Математика, V–XI классы (Минск: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2011, 2012).

  3. Шлыков, В.В. Геометрия: учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / В.В.Шлыков. – 3-е изд., - Минск: Народная асвета, 2011. – 166с.

  4. Валаханович, Т.В., Шлыков, В.В. Дидактические материалы по геометрии, 8 класс / Т.В.Валаханович, В.В.Шлыков.- Минск: Аверсэв, 2012.

  5. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. - №4. – с.18.

1.11. Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 18 уроков: установочное занятие (1 урок), работа над проектом вне учебных занятий (15 уроков), защита проектов (1 урок), контрольная работа (1 урок).

1.12. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений учащихся, их творческое применение в новых условиях, выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

2. Описание технологии опыта

2.1. Краткая аннотация проекта. Проект посвящен сложной теме геометрии 8 класса, в которой изучаются свойства и признаки четырехугольников. Тема является ключевой в курсе геометрии.

С помощью проектной формы работы планируется развить познавательный интерес у учащихся при решении задач на вычисление, построение и доказательство, сформировать навыки подбора и анализа информации для проекта, сравнительного анализа и обобщения при исследовании различных видов четырехугольников.

Работая над осуществлением проекта, учащимся предлагается не просто повторить ранее изученный материал, но и выстроить логические цепочки из определений фигур, проанализировать и сопоставить их свойства и признаки, выявить обратимость данных утверждений и, что самое важное, создать на основе этой обратимости новые утверждения, доказать или опровергнуть их, а также подобрать практические задачи.

2.2. Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос:

Возможна ли геометрия без четырехугольников?

Проблемные вопросы:

  • Каков «вес» параллелограмма в сравнении с другими четырехугольниками?

  • Что важнее – признак или свойство четырехугольника?

  • Знание каких свойств четырехугольников могут пригодиться нам в жизни?

Учебные вопросы:

  • Какая геометрическая фигура называется четырехугольником?

  • Как сформулировать и доказать признаки четырехугольников?

  • Как сформулировать и доказать свойства четырехугольников?

2.3. Гипотеза: Четырехугольники – просто, сложно, интересно!

2.4. Календарный план проектной деятельности:

1. Подготовительный этап

п/п

Содержание

Примечание

1 урок

  • Выявление уровня обученности учащихся на базовом уровне

  • Постановка проблемы и вовлечение учащихся в проект

  • Формулирование основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов

Тест «Многоугольники» (Приложение 2)

Презентация темы будущего проекта (Приложение 4)

2. Содержательный (формирующий) этап

2-4 уроки

  • Сбор информации по теме «Параллелограмм»


  • Решение задач на свойства / на признаки параллелограмма

  • Тематический контроль «Свойства и признаки параллелограмма»

Работа с дидактическим материалом к проекту (Приложение 1)

Задачи №№ 26, 27, 28, 30, 40/№№ 23, 32, 33, 36, 38

Самостоятельная работа (Приложение 2)

5-7 уроки

  • Сбор информации по теме «Прямоугольник»


  • Решение задач на свойство / на признак прямоугольника

  • Тематический контроль «Свойство и признак прямоугольника»

Работа с дидактическим материалом к проекту (Приложение 1)

Задачи №№ 52, 53, 54, 55, 62/№№ 56, 58, 67, 68, 71

Самостоятельная работа (Приложение 2)

8-10 уроки

  • Сбор информации по теме «Ромб. Квадрат»


  • Решение задач на свойства / на признаки ромба и квадрата

  • Тематический контроль «Свойства и признаки ромба и квадрата»

Работа с дидактическим материалом к проекту (Приложение 1)

Задачи №№ 78, 79, 84, 95, 98/ №№ 72, 74, 76, 89, 91

Самостоятельная работа (Приложение 2)

11-13 уроки

  • Сбор информации по теме «Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника»


Решение задач на признак и свойство средней линии треугольника

  • Решение задач на построение

  • Тематический контроль «Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника»

Работа с дидактическим материалом к проекту (Приложение 1)

Задачи №№ 102, 104, 105, 107, 110, 115

Задачи №№ 50, 85, 116

Самостоятельная работа (Приложение 2)

14-16 уроки

  • Сбор информации по теме «Трапеция. Средняя линия трапеции»


  • Решение задач на свойства трапеции, средней линии трапеции

  • Решение задач на признак средней линии трапеции

  • Тематический контроль «Трапеция. Средняя линия трапеции»

Работа с дидактическим материалом к проекту (Приложение 1)

Задачи №№ 120, 126, 127, 131, 143

Задачи №№ 117, 118, 122, 124, 125

Самостоятельная работа (Приложение 2)

3. Итоговый, результативный (рефлексивный) этап

17 урок

  • Итоговая аналитика полученных результатов

  • Представление полученных результатов

  • Оценивание результатов проекта учащимися и учителем

Обобщение материалов (Приложения 3)

Игра «Что? Где? Когда?»

(Приложения 4)

Рейтинговая оценка проекта

(Приложение 5)

18 урок

  • Тематический контроль «Многоугольники»

Контрольная работа (Приложение 2)

3. Заключение

В теме «Четырехугольники» закладываются понятия основных видов четырехугольников и здесь же учащиеся знакомятся с основными видами задач, с методами их решения. Работа над проектом дала возможность учащимся самостоятельно «погрузиться» в тему «Четырёхугольники», ощутить интерес к учебному предмету «Геометрия», почувствовать его красоту, связь с окружающим миром, обнаружить в себе математические способности, творческие задатки, логическое мышление.

В процессе работы над проектом первая группа учащихся исследовала «вес» параллелограмма в сравнении с другими четырехугольниками. Был сделан вывод о значимости параллелограмма и его главенствующей роли среди других изучаемых четырехугольников. В результате работы учащиеся подготовили сказку-вопрос и презентацию «Семья четырехугольников».

В процессе работы над проектом вторая группа учащихся исследовала, что важнее – признак или свойство? Были сделаны выводы, что с помощью известных свойств четырехугольников можно создавать признаки и наоборот, используя их обратимость, но не всякое обратное утверждение является верным. В результате работы над проектом составлен кроссворд, подготовлена презентация "Загадочные четырехугольники» и виртуальный справочник.

В процессе работы над проектом третья группа учащихся исследовала в каких задачах живут четырехугольники? Были сделаны выводы о применении свойств и признаков четырехугольников в технике, быту и т.д. В результате работы подготовлены презентации "Задачи на готовых чертежах» и «Четырехугольники вокруг нас».

Тема «Четырёхугольники» предстала перед учащимися не как набор разрозненных фактов, а как цельная, развивающаяся тема общекультурного характера.

Учащимися сделан вывод: четырехугольники – просто, сложно, интересно!

Список использованных источников

  1. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н.И. Запрудский. - Минск, 2006. – 287с. – (Мастерская учителя).

  2. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Школьные технологии. 2002. №2. – 282с.

  3. Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев, - М. Центр «Педагогический поиск», 2003. – 266с.

  4. Замошникова, Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса школьников/ Н.Н.Замошникова. – Омск, 2006. – 23с.

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Четырехугольники»

Автор: Качанова Валентина Николаевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2260 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1450 руб.
2070 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства