Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Четырехугольники»
Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Четырехугольники»
1. Информационный блок
1.1. Тема учебного проекта: Четырехугольники.
1.2. Обоснование и актуальность проекта. Изучение четырехугольников в курсе геометрии является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 8 класса данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также базируется на этой теме.
При изучении темы «Четырехугольники» возникают определенные трудности при решении задач на построение, при применении определений, свойств и признаков четырехугольников к решению практических задач, к доказательству теорем и т. п. Соответственно возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов работы с теоретическим и задачным материалом по данной теме.
Для большей мотивации учащихся, для их всестороннего развития и создан этот проект, который заставляет школьников думать, а не действовать по готовым формулам.
1.3. Цель проекта: развитие умений обобщать и систематизировать знания по теме «Четырехугольники, их свойства и признаки», повышение интереса учащихся к изучению наиболее важных видов четырёхугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
1.4. Задачи проекта:
Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о видах четырехугольников, свойствах их сторон, углов, диагоналей; формировать умения применять знания при решении задач и практических заданий; самостоятельно планировать роботу по самообразованию; работать с различными источниками информации.
Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании; творческие способности учащихся; логическое мышление, культуру устной и письменной речи; интерес к предмету; навыки самоанализа и рефлексии.
Воспитывать понимание значимости геометрии, ответственность, умение общаться с другими людьми, ценить мнение других.
1.5. Тип проекта: по количеству участников – групповой; средней продолжительности; по характеру деятельности учащихся - исследовательский.
1.8. Участники проекта: учащиеся 8 класса ГУО «Средняя школа №16 г.Борисова».
1.10. Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое обеспечение: библиотека и читальный зал, кабинет математики и информатики, интернет-ресурсы.
Нормативно правовое и учебно-методическое обеспечение:
1. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V–XI классы, - Минск: Национальный институт образования, 2012.
2. Примерное календарно-тематическое планирование. Математика, V–XI классы (Минск: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2011, 2012).
3. Шлыков, В.В. Геометрия: учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / В.В.Шлыков. – 3-е изд., - Минск: Народная асвета, 2011. – 166с.
4. Валаханович, Т.В., Шлыков, В.В. Дидактические материалы по геометрии, 8 класс / Т.В.Валаханович, В.В.Шлыков.- Минск: Аверсэв, 2012.
5. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. - №4. – с.18.
1.11. Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 18 уроков: установочное занятие (1 урок), работа над проектом вне учебных занятий (15 уроков), защита проектов (1 урок), контрольная работа (1 урок).
1.12. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений учащихся, их творческое применение в новых условиях, выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
2. Описание технологии опыта
2.1. Краткая аннотация проекта. Проект посвящен сложной теме геометрии 8 класса, в которой изучаются свойства и признаки четырехугольников. Тема является ключевой в курсе геометрии.
С помощью проектной формы работы планируется развить познавательный интерес у учащихся при решении задач на вычисление, построение и доказательство, сформировать навыки подбора и анализа информации для проекта, сравнительного анализа и обобщения при исследовании различных видов четырехугольников.
Работая над осуществлением проекта, учащимся предлагается не просто повторить ранее изученный материал, но и выстроить логические цепочки из определений фигур, проанализировать и сопоставить их свойства и признаки, выявить обратимость данных утверждений и, что самое важное, создать на основе этой обратимости новые утверждения, доказать или опровергнуть их, а также подобрать практические задачи.
2.2. Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос:
Возможна ли геометрия без четырехугольников?
Проблемные вопросы:
Ø Каков «вес» параллелограмма в сравнении с другими четырехугольниками?
Ø Что важнее – признак или свойство четырехугольника?
Ø Знание каких свойств четырехугольников могут пригодиться нам в жизни?
Учебные вопросы:
Ø Какая геометрическая фигура называется четырехугольником?
Ø Как сформулировать и доказать признаки четырехугольников?
Ø Как сформулировать и доказать свойства четырехугольников?
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Четырехугольники» »
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №16 г. Борисова»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ»
Качанова Валентина Николаевна,
учитель математики
Содержание
Введение 3
1. Информационный блок 4
1.1. Тема учебного проекта 4
1.2. Обоснование и актуальность проекта 4
1.3. Цель проекта 4
1.4. Задачи проекта 4
1.5. Тип проекта 5
1.6. Объект проекта 5
1.7. Предмет проекта 5
1.8. Участники проекта 5
1.9. Этапы реализации проекта 5
1.10. Ресурсное обеспечение проекта 7
1.11. Сроки реализации проекта 7
1.12. Ожидаемые результаты реализации проекта 7
2. Описание технологии опыта 8
2.1. Краткая аннотация проекта 8
2.2. Вопросы, направляющие проект 8
2.3. Гипотеза 9
2.4. Календарный план проектной деятельности 9
3. Заключение 11
Список использованных источников 12
Введение
Математика — это человеческая деятельность; сравнительная ценность задач и правильный их выбор в математике гораздо более важны, чем способность совершать сложные действия в уме.
А. Звонкин. Малыши и математика.
Одним из наиболее продуктивных методов преподавания в современной педагогике становится метод проектов, в основе которого лежит развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся. Метод проектов представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя [1, с.145]. Направленность учителя на детей – необходимое условие успешного применения метода проектов [1, с.163].
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
При работе над проектом у учащихся развиваются умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развития критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Проектное обучение имеет широкий спектр применимости с точки зрения учебных дисциплин и внеурочной деятельности, форм организации образования, возрастного состава обучающихся [3, с.28].
Учебный проект – организованная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов.
1. Информационный блок
1.1. Тема учебного проекта: Четырехугольники.
1.2. Обоснование и актуальность проекта. Изучение четырехугольников в курсе геометрии является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 8 класса данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также базируется на этой теме.
При изучении темы «Четырехугольники» возникают определенные трудности при решении задач на построение, при применении определений, свойств и признаков четырехугольников к решению практических задач, к доказательству теорем и т. п. Соответственно возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов работы с теоретическим и задачным материалом по данной теме.
Для большей мотивации учащихся, для их всестороннего развития и создан этот проект, который заставляет школьников думать, а не действовать по готовым формулам.
1.3. Цель проекта: развитие умений обобщать и систематизировать знания по теме «Четырехугольники, их свойства и признаки», повышение интереса учащихся к изучению наиболее важных видов четырёхугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
1.4. Задачи проекта:
Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о видах четырехугольников, свойствах их сторон, углов, диагоналей; формировать умения применять знания при решении задач и практических заданий; самостоятельно планировать роботу по самообразованию; работать с различными источниками информации.
Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании; творческие способности учащихся; логическое мышление, культуру устной и письменной речи; интерес к предмету; навыки самоанализа и рефлексии.
Воспитывать понимание значимости геометрии, ответственность, умение общаться с другими людьми, ценить мнение других.
1.5. Тип проекта: по количеству участников – групповой; средней продолжительности; по характеру деятельности учащихся - исследовательский.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивает исследования учащихся
1.10. Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое обеспечение: библиотека и читальный зал, кабинет математики и информатики, интернет-ресурсы.
Нормативно правовое и учебно-методическое обеспечение:
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V–XI классы, - Минск: Национальный институт образования, 2012.
Примерное календарно-тематическое планирование. Математика, V–XI классы (Минск: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2011, 2012).
Шлыков, В.В. Геометрия: учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / В.В.Шлыков. – 3-е изд., - Минск: Народная асвета, 2011. – 166с.
Валаханович, Т.В., Шлыков, В.В. Дидактические материалы по геометрии, 8 класс / Т.В.Валаханович, В.В.Шлыков.- Минск: Аверсэв, 2012.
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. - №4. – с.18.
1.11. Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 18 уроков: установочное занятие (1 урок), работа над проектом вне учебных занятий (15 уроков), защита проектов (1 урок), контрольная работа (1 урок).
1.12. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений учащихся, их творческое применение в новых условиях, выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
2. Описание технологии опыта
2.1. Краткая аннотация проекта. Проект посвящен сложной теме геометрии 8 класса, в которой изучаются свойства и признаки четырехугольников. Тема является ключевой в курсе геометрии.
С помощью проектной формы работы планируется развить познавательный интерес у учащихся при решении задач на вычисление, построение и доказательство, сформировать навыки подбора и анализа информации для проекта, сравнительного анализа и обобщения при исследовании различных видов четырехугольников.
Работая над осуществлением проекта, учащимся предлагается не просто повторить ранее изученный материал, но и выстроить логические цепочки из определений фигур, проанализировать и сопоставить их свойства и признаки, выявить обратимость данных утверждений и, что самое важное, создать на основе этой обратимости новые утверждения, доказать или опровергнуть их, а также подобрать практические задачи.
2.2. Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос:
Возможна ли геометрия без четырехугольников?
Проблемные вопросы:
Каков «вес» параллелограмма в сравнении с другими четырехугольниками?
Что важнее – признак или свойство четырехугольника?
Знание каких свойств четырехугольников могут пригодиться нам в жизни?
Учебные вопросы:
Какая геометрическая фигура называется четырехугольником?
Как сформулировать и доказать признаки четырехугольников?
Как сформулировать и доказать свойства четырехугольников?
Сбор информации по теме «Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника»
Решение задач на признак и свойство средней линии треугольника
Решение задач на построение
Тематический контроль «Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника»
Работа с дидактическим материалом к проекту (Приложение 1)
Задачи №№ 102, 104, 105, 107, 110, 115
Задачи №№ 50, 85, 116
Самостоятельная работа (Приложение 2)
14-16 уроки
Сбор информации по теме «Трапеция. Средняя линия трапеции»
Решение задач на свойства трапеции, средней линии трапеции
Решение задач на признак средней линии трапеции
Тематический контроль «Трапеция. Средняя линия трапеции»
Работа с дидактическим материалом к проекту (Приложение 1)
Задачи №№ 120, 126, 127, 131, 143
Задачи №№ 117, 118, 122, 124, 125
Самостоятельная работа (Приложение 2)
3. Итоговый, результативный (рефлексивный) этап
17 урок
Итоговая аналитика полученных результатов
Представление полученных результатов
Оценивание результатов проекта учащимися и учителем
Обобщение материалов (Приложения 3)
Игра «Что? Где? Когда?»
(Приложения 4)
Рейтинговая оценка проекта
(Приложение 5)
18 урок
Тематический контроль «Многоугольники»
Контрольная работа (Приложение 2)
3. Заключение
В теме «Четырехугольники» закладываются понятия основных видов четырехугольников и здесь же учащиеся знакомятся с основными видами задач, с методами их решения. Работа над проектом дала возможность учащимся самостоятельно «погрузиться» в тему «Четырёхугольники», ощутить интерес к учебному предмету «Геометрия», почувствовать его красоту, связь с окружающим миром, обнаружить в себе математические способности, творческие задатки, логическое мышление.
В процессе работы над проектом первая группа учащихся исследовала «вес» параллелограмма в сравнении с другими четырехугольниками. Был сделан вывод о значимости параллелограмма и его главенствующей роли среди других изучаемых четырехугольников. В результате работы учащиеся подготовили сказку-вопрос и презентацию «Семья четырехугольников».
В процессе работы над проектом вторая группа учащихся исследовала, что важнее – признак или свойство? Были сделаны выводы, что с помощью известных свойств четырехугольников можно создавать признаки и наоборот, используя их обратимость, но не всякое обратное утверждение является верным. В результате работы над проектом составлен кроссворд, подготовлена презентация "Загадочные четырехугольники» и виртуальный справочник.
В процессе работы над проектом третья группа учащихся исследовала в каких задачах живут четырехугольники? Были сделаны выводы о применении свойств и признаков четырехугольников в технике, быту и т.д. В результате работы подготовлены презентации "Задачи на готовых чертежах» и «Четырехугольники вокруг нас».
Тема «Четырёхугольники» предстала перед учащимися не как набор разрозненных фактов, а как цельная, развивающаяся тема общекультурного характера.
Учащимися сделан вывод: четырехугольники – просто, сложно, интересно!
Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Школьные технологии. 2002. №2. – 282с.
Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев, - М. Центр «Педагогический поиск», 2003. – 266с.
Замошникова, Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса школьников/ Н.Н.Замошникова. – Омск, 2006. – 23с.