«Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики».
«Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики».
Навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики являются необходимым компонентом познавательной деятельности.
Остановлюсь на некоторых приемах их формирования.
Обучение самоконтролю в форме сравнения.
С готовым образцом выполнения задания начинаю с первых уроков в пятом классе. По сложившейся практике, учитель должен ежедневно проверять домашние работы школьников. Когда на следующий день ученики получают проверенные тетради, их в лучшем случае интересует оценка: ведь к этому дню они выполнили уже другую работу, именно она сейчас в их памяти и вникать в ошибку предыдущей работы станут лишь немногие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики». »
«Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики».
Ермакова Елена Владимировна учитель математики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26»
Навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики являются необходимым компонентом познавательной деятельности.
Остановлюсь на некоторых приемах их формирования.
Обучение самоконтролю в форме сравнения.
С готовым образцом выполнения задания начинаю с первых уроков в пятом классе. По сложившейся практике, учитель должен ежедневно проверять домашние работы школьников. Когда на следующий день ученики получают проверенные тетради, их в лучшем случае интересует оценка: ведь к этому дню они выполнили уже другую работу, именно она сейчас в их памяти и вникать в ошибку предыдущей работы станут лишь немногие. Поэтому я поступаю следующим образом: полное решение домашней работы заготавливается на интерактивной доске или на закрытой части доски и предлагаю ученикам самостоятельно сверить свою работу с образцом. При этом учащиеся высказывают свои замечания по оформлению, задают вопросы, обсуждаются другие возможные способы решения. Затем учащиеся ставят себе оценку (критерии называются), и сдают тетради на проверку учителю. Я проверяю качество самопроверки и объективность выставления оценок, делаю при необходимости замечания в письменной или устной форме, даю рекомендации. И так каждый день.
Уже во второй четверти необходимость ежедневной перепроверки выполнения домашней работы отпадает, контроль учителя становится выборочным.
Самоконтроль по личному результату (ответу).
Во время самостоятельной работы ученики сравнивают полученный ответ с ответами, записанными на доске. Если ответы не совпадают, ученик ищет ошибку, используя памятку:
Проверь, верно ли записано условие;
Проверь ход выполнения задания (порядок действий, правильность использования теоретического материала), нахождение неизвестного компонента уравнения.
Проверь, нет ли вычислительных ошибок (используй «прикидку»)
Если ошибка не найдена, обратись к учителю, соседу по парте, более внимательному ученику.
На полях, напротив ответа ставится «+» или «-» (верно или неверно). По окончании самостоятельной работы ученик подсчитывает количество плюсов, ставит себе оценки (критерии называются) и сообщает её учителю. Сразу эта оценка в журнал не выставляется, её надо подтвердить на следующем уроке результатом выполнения проверочной работы.
Способствует формированию потребности в самоконтроле выполнение провоцирующих заданий. Например: Сколько потребуется цифр, чтобы записать двенадцатизначное число?; Какие из чисел 205, 206, 207, 208, 209, 210 являются простыми ?
Вопросы: Верно ли выполнено задание? Найди ошибку (У отвечающего у доски или специально допущенную учителем) также формируют критическое, но конструктивное отношение к деятельности сначала чьей-то, а затем и своей. Побуждение к анализу (рецензированию) и оценке устных ответов одноклассников приучать контролировать собственные ответы.
В конце четверти (полугодия) предлагаю ученикам ответить на вопросы анкеты:
Удовлетворен ли ты результатом своей учебы в этой четверти?
Как изменилась твоя оценка по предмету по сравнению с предыдущее ? (повысилась, понизилась)
Считаешь ли ты, что эта оценка действительно объективно отражает уровень твоих знаний по предмету?
В чём ты видишь причину своей неудачи (своего успеха)?
Что ты должен сделать сам, чтобы улучшить свои знания по предмету?
Какая помощь учителя тебе требуется?
Данная методика развивает у учащихся навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки не только на уроках математики, но и на других уроках.