kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация деятельности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы избежать явления натаскивания учеников по предмету и работы по образцу, развивать математические способности и заинтересованность к предмету, возможно прибегнуть к различным видам мотивации, в частности мотивации с помощью ранее изученного материала и мотивации с помощью обращения к практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация деятельности на уроках математики»

Мотивация деятельности на уроках математики.

Учитель высшей категории Митрофанова Галина Александровна, частный комплекс –школа-детский сад «Пенаты».

В последнее время среди учителей часто наблюдается явление, которое раньше называли натаскиванием по учебнику. Иначе говоря, чаще стали работать по принципу: «Делай вот так! Делай по образцу!» Это приводит к тому, что, встречаясь с новым заданием, большинство учащихся начинают искать аналогичное задание в качестве шаблона. А ведь математическая деятельность, как любая другая, должна начинаться с мотивации, которая даст возможность увидеть причины, побуждающие поступать так, и не иначе, помогает нащупать пути решения, способствует облегчению поставленной задачи.

Остановимся на конкретных примерах из курса геометрии и алгебры X класса. При этом продемонстрируем два способа мотивации: обращения к ранее изученному материалу и рассмотрению практических аспектов данной темы.

Мотивация с помощью ранее изученного материала.

Рассмотрим сначала примеры из курса геометрии, ориентируясь по учебнику Л.С. Атанасяна и других.

Доказать теорему: «Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна».

В учебнике доказательство начинается предположением: «Отметим на прямой две точки P и Q». А почему две, почему не три точки? Почему одной точки не хватит? А почему надо брать именно точки, разве сама прямая не годиться, если она уже есть? К сожалению, на эти вопросы учащиеся не в состоянии ответить до заучивания доказательства. А ведь для ответа у них уже имеется достаточный запас знаний.

В своей практике я провожу с учащимися беседу, мотивирующую наши действия:

- Что нам надо доказать? ( Доказать, что через точку М и прямую а можно провести плоскость, и притом только одну).

- Что мы до сих пор изучали, какие знания у нас есть? (Знаем только аксиомы).

-Какую среди них надо искать, если речь идет о проведении плоскости? (Такую, где есть слова «проходит плоскость», «можно провести плоскость». Это аксиома 1).

- Сколько нужно иметь точек, чтобы, в соответствии с аксиомой 1, провести плоскость? (Три.) А что мы имеем? (Одну точку и одну прямую). Где еще найти две точки? (Отметить на прямой.)

Далее доказательство идет аналогично тексту учебника.

Такой прием называется приемом соотнесения, то есть новое знание соотносится с ранее известным, что облегчает понимание и тем самым создает условия для осмысленного запоминания учебного материала.

Доказать теорему: «Через любую точку пространства, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна».

Как догадаться, что надо начинать именно с того, что «через прямую а и точку В вне прямой проходит одна плоскость»? Для того, чтобы облегчить догадку я провожу с учащимися беседу по рисунку, на котором изображена плоскость а , лежащая на ней прямая а и точка В, расположенная не на прямой а.

-Умеем ли мы в пространстве проводить прямую, параллельную данной? (Нет.)

- А когда-нибудь сталкивались с такой задачей? (Да, на уроке геометрии в 7ом классе.)

- А как назывался этот раздел? (Планиметрия.)

- Но планиметрия – это геометрия на…. (Плоскости.)

- Значит, что нам надо сделать? (Провести через прямую и точку плоскость.)

- Для чего мы проводим эту плоскость? (Чтобы вернуться в планиметрию, где мы уже умеем решать такую задачу.)

Далее мы следуем тексту учебника. Опять столкновение с приемом соотнесения.

Приведем теперь прием из курса алгебры.

Решить уравнение: 1) 4*2^X=1; 2) 9^X-4*3^X-45=0.

В учебнике объяснение решения первого уравнения начинается с фразы: «Запишем уравнение в виде 2^X+2=2^0. А как догадаться, что надо начинать именно с этого действия? Проводим беседу:

- Какая задана показательная функция, с каким основанием? (Y=2^X, основание 2.)

- Будет удобно, если везде в основании степени напишем…. ( Двойки! Напишем число 4 – это …(4=2^2), а число 1-это….(1=2^0). Что получим? (2^2*2^X=2^0)

- Было бы удобно, если этих двоек не было? Преобразуем. (Слева 2^2*2^X по свойству степеней : 2^2+X=2^0).

2) Решение второго уравнения начинается так: «Заменой 3^X=t, данное уравнение сводится к квадратному…..» А почему здесь применена замена? Почему после замены приходим именно к квадратному уравнению? Как ученику самому до всего этого догадаться? Приводим рассуждения, которые должны усвоить ученики в данном случае:

«Мне было бы удобно, ели были бы заданы не две показательные функции с разными основаниями, а одна. Но тогда вместо 9 должно быть 3. Значит, (3^2)^X-4*3^X-45=0. Упрощаем запись: 3^2X-4*3^X-45=0.

Основание степеней сделали одинаковыми, но показатели разные. Будет еще проще, если в первых двух слагаемых будет одна функция 3^X. Тогда уравнение примет следующий вид : (3^X)^2-4*3^X-45=0. Но это квадратное уравнение, в котором вместо 3^X надо записать какую то букву, то есть заменить 3^X=t. Далее следуем алгоритму решения уравнения с помощью замены.



Мотивация с помощью обращения к практике.

Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Рассмотрим в качестве примера начальный этап изучения признака перпендикулярности прямой и плоскости: «Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости. Чаще всего разу после формулировки теоремы слышишь от учащихся: «Ну и где нам это в жизни пригодится»

Учитель приносит на урок деревянную рейку длиной до двух метров и говорит: «Надо поставить столб для забора, как вы это сделаете?» После некоторой дискуссии учащиеся останавливаются на том, что надо « посмотреть с двух сторон», то есть проверить перпендикулярность к земле с двух направлений. Теперь следует математически обосновать этот способ. Но тут учащимся не хватает знаний. Принимая два направления взгляда за две прямые и учитывая перпендикулярность данной прямой (рейки) к обеим из них, учитель постепенно подводит учащихся к формулировке теоремы.

Невозможно написать весь учебник в стиле беседы с учащимися. Это привело бы к увеличению объема. Но все же, особенно в начальных параграфах учебника, не мешало бы сделать изложение более живым, чтобы читатель чувствовал заинтересованность авторов в контактировании с читателем, их способность предвидеть вопросы школьников, умение давать ответы, не только правильные с точки зрения математики, но и хорошо написанные с точки зрения обычного школьника. К сожалению, пока такого учебника не написано, поскольку это очень сложно. Но хотелось бы подчеркнуть, что поскольку учебник остается академичным и лаконичным, основной функцией учителя является именно мотивация действий и мыслей авторов учебника и передача их учащимся (через практико-ориентируемые задания, как один из способов). Отсюда впоследствии можно перейти к обучению самих учащихся мотивации своей деятельности.

Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеурочной работой.

Прежде чем продумать конкретный урок, его содержание и методику проведения, на мой взгляд, необходимо спланировать материал всей темы. При этом важно, чтобы планирование было комплексным, то есть устанавливалась связь между изучаемым предметом с материалами других предметов, определялось продолжение работы на внеклассных занятиях и выявлялось воспитательное значение рассматриваемого вопроса. Комплексное планирование помогает правильно сориентироваться в материале и является хорошей основой математических знаний учащихся. Первые и последние уроки четверти можно провести не в традиционной форме: математические соревнования, дидактические игры, лабораторные и практические работы по математике. Все это предполагает заинтересовать учеников в изучении , а значит мотивировать. Как один из нестандартных уроков применяю в своей практике обобщающий урок с привлечением других учителей и учащихся других классов. Польза таких уроков очевидна: во- первых мобилизует учащихся на серьезную и кропотливую работу в подготовительный период, во-вторых, приучает учащихся свободно общаться при большой аудитории, что немаловажно в выпускном классе. Такие уроки позволяют провести глубокий анализ знаний учащихся, наметить пути ликвидации пробелов в усвоении предмета. В начале изучения темы учащимся даются вопросы для подготовки к обобщающему уроку и самоконтроля. На самом уроке избирается жюри из числа учителей и учащихся других классов. Жюри получает ключи к ответам по всем заданиям и критерии оценивания. Сама форма такого урока уже направлена на мотивацию к изучению предмета .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мотивация деятельности на уроках математики

Автор: Митрофанова Галина Александровна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(133) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-chieriez-formirovaniie-polozhitiel-noi-motivatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "166501"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422968001"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Способы мотивации на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(40) "sposoby_motivatsii_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "589723"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635317885"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Математика в Мультляндии. Первый урок математики в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(63) "matiematika-v-mul-tliandii-piervyi-urok-matiematiki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113127"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409316844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока математики в 1 классе "Задача. Знакомство с понятием". Система Л.В.Занкова."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_zadacha_znakomstvo_s_poniatiiem_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "354280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478017071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Использование проект¬ной технологии на уроках математики». "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-proiekt-noi-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "177362"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424622795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
1940 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства