kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время к выпускникам школ предъявляются достаточно высокие требования и это правильно, потому что каждый выпускник должен не просто обладать набором определенных знаний, но и быть личностью способной адаптироваться в быстро меняющемся информационном обществе.

Но, наверное, только учителю известно, на сколько, сложно заинтересовать ребенка тем или иным предметом. Ни для кого не секрет, что с каждым годом ученики становятся пассивнее на уроках.

За свой 17 летний опыт работы в школе, я пришла к выводу, что один из способов заинтересовать ребенка, повысить мотивацию к своему предмету, это применение на уроках активных методов обучения. Одним из таких методов являются математические игры. Именно используя, игры и занимательные задания мы заинтересовываем ребят при изучении математики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и помогают его закреплению. В работе, кроме известного оживления и углубления знаний, они способствуют развитию у подростков исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, часто вносит элементы здорового отдыха, создает у детей радостное настроение.

Участвуя в каких-либо занимательных мероприятиях, школьник развивает свои творческие силы, что способствует обогащению новыми знаниями, расширению общего и математического кругозора. Плодотворное влияние учителя на рост творческого потенциала учащихся, развитие математических способностей особо сказывается при рациональном подборе, постепенном усложнении материалов занимательной математики: задач, вопросов, кроссвордов.

Учащиеся испытывают огромный интерес к занимательности, нередко многие из них проявляют творческую активность при составлении задач для викторин. Такую работу, бесспорно, необходимо поощрять. Только при этом условии учитель сможет вызвать интерес у учеников к такой науке, как математика.

Одним из видов занимательных заданий по математике являются задачи. Их решение требует от учеников творческого подхода, смекалки и логического мышления.

Задачи с числами.

  1. Записать 7 пятью двойками (Ответ: 7=2+2:2+2+2)
  2. Записать 28 пятью двойками (Ответ: 28=2+2+2+22)
  3. Записать 100 четырьмя девятками (Ответ:100= 999:9)
  4. Записать 100 шестью девятками (Ответ: 100=99+99:99)
  5. Записать 100 пятью единицами (Ответ: 100=111-11)
  6. Записать 100 четырьмя девятками (Ответ: 100=99+9:9)
  7. Записать 22 с помощью четырех единиц (Ответ: 22=11-1+1)
  8. Записать 17 четырьмя шестерками (Ответ: 17=66:6+6)
  9. Записать 49 четырьмя семерками (Ответ: 49=7-7+7×7)
  10. Записать 18 четырьмя девятками (Ответ: 9+9×(9:9)=18)
  11. Записать 2 четырьмя девятками (Ответ: 4×4:(4+4)=2)

Задачи-шутки.

Самыми интересными и любимыми заданиями для учащихся являются загадки. Применение загадок во время урока оживляет учебный процесс, делая его увлекательным. Очень полезно привлекать самих учеников к составлению математических загадок. Это будет способствовать развитию познавательной деятельности, воображения, логического мышления и творческих способностей.

  1. Горело 7 свечей. Ваня чихнул и потушил 2 свечи. Сколько осталось? (Ответ: остались две свечи, а остальные сгорели)
  2. Летела стая уток: одна утка впереди и две сзади. Одна сзади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько было уток? (Ответ: три утки летели одна за другой)
  3. Полторы корзины с грибами стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 корзинок? (Ответ: 13 рублей)
  4. На тарелке лежат три груши. Как разделить их между тремя девочками так, чтобы одна груша осталась в корзине? (Ответ: отдать одну грушу вместе с корзиной)
  5. Разговор трех подруг. Первая: «Я знаю слово, в котором 7 одинаковых букв!» Вторая: «А я знаю слово, в котором 40 одинаковых букв!» Третья: «Нет, мое слово самое удивительное, ведь в нем 100 букв!» Какие это буквы? (Ответ: семьЯ, сорокА, стоЛ, стоП, стоГ)
  6. К серой цапле на урок прилетели семь сорок, а из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (Ответ: 4)
  7. В нашем классе два Ивана, две Татьяны, два Степана, три Катюши, три Галины, пять Андреев, три Полины, восемь Львов, четыре Саши, пять Ирин и две Наташи, и всего один Виталий. Сколько всех вы насчитали? (Ответ: 40)
  8. Вот отметки по контрольной: получили «5» все Саши, Иры, Кати и Наташи. По «четверке»- Тани, Гали, Львы, Полины и Виталий. Остальные все Иваны, все Андреи и Степаны получили только «тройки». А кому достались «двойки»? (Ответ: никому)

Кроссворды по математике.

Залогом успеха в обучении и развитии познавательной деятельности является, конечно же, интерес учащихся к предмету, поэтому и учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению рассматривается как самый сильный фактор обучения, однако учеба с помощью игр - это не уступка ленивому ученику, чтобы повеселить его и, тем самым, заставить учиться. Во время обучения ученик должен получать удовольствие. Таким образом, математику нужно представлять не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, предполагающую творческое мышление. Очень сложным является умение заинтересовать математикой, это требует личного мастерства учителя. С моей точки зрения игровой мотив способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, работоспособность, упорство, создает условия для положительной мотивации на уроках математики.

Ниже приведены кроссворды, которые я использую на уроке.

  1. Кроссворд (5 класс)

    

Вопросы:

  1. Числа, употребляемые при счете предметов. (Натуральные)
  2. Четырехугольник с прямыми углами. (Прямоугольник)
  3. Цифры 0, 1, 2, 3… (Арабские)
  4. Наглядное представление разных числовых данных. (Диаграмма)
  5. Результат от деления. (Частное)
  6. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. (Знаменатель)
  7. Сумма одинаковых слагаемых. (Произведение)
  8. Закон сложения. (Переместительный)
  9. Площадь квадрата со стороной 100м. (Гектар)
  10. Отрезок, длина которого равна 1. (Единичный)
  11. С какой стороны от числового выражения расположен знак равенства. (Правой)

Ключевое слово: Лобачевский.

2. Кроссворд (5 класс)

 

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.

Ответы: По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный. По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.

3.Кроссворд (6 класс)

 

1. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. 2. Дробная черта – это знак …. . 3. Деление числителя и знаменателя на одно и то же натуральное число – это … 4. Определите, не прибегая к вычислениям, какое выражение больше ( первое или второе): 1 – 1/1998 или 1 – 1/1999. 5. Плод банана состоит из кожуры и мякоти. . Кожура составляет 2/5 массы банана. Масса мякоти составляет …. . кг, если масса бананов 10 кг.

Ответы: 1. Знаменатель. 2. Деления. 3. Сокращение. 4. Второе. 5. Шесть.

Исходя из опыта, можно с уверенностью сказать, что наибольший интерес и творческую фантазию учащиеся проявляют при составлении математических загадок, кроссвордов, викторин, которые требуют весьма серьезных усилий. Замысловато составленные, хитроумные, они вызывают чувство удовлетворения и гордости учащегося за самого себя, за свое умение сотворить что-то интересное. Очень важно, что практически все формы занимательной математики несут в себе ту или иную степень игры. А, как нам известно, привить интерес, а может и любовь к сложному предмету, можно лишь через игру.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »

Гусева Светлана Геннадьевна

Учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

В последнее время к выпускникам школ предъявляются достаточно высокие требования и это правильно, потому что каждый выпускник должен не просто обладать набором определенных знаний, но и быть личностью способной адаптироваться в быстро меняющемся информационном обществе.

Но, наверное, только учителю известно, на сколько, сложно заинтересовать ребенка тем или иным предметом. Ни для кого не секрет, что с каждым годом ученики становятся пассивнее на уроках.

За свой 17 летний опыт работы в школе, я пришла к выводу, что один из способов заинтересовать ребенка, повысить мотивацию к своему предмету, это применение на уроках активных методов обучения. Одним из таких методов являются математические игры. Именно используя, игры и занимательные задания мы заинтересовываем ребят при изучении математики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и помогают его закреплению. В работе, кроме известного оживления и углубления знаний, они способствуют развитию у подростков исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, часто вносит элементы здорового отдыха, создает у детей радостное настроение.

Участвуя в каких-либо занимательных мероприятиях, школьник развивает свои творческие силы, что способствует обогащению новыми знаниями, расширению общего и математического кругозора. Плодотворное влияние учителя на рост творческого потенциала учащихся, развитие математических способностей особо сказывается при рациональном подборе, постепенном усложнении материалов занимательной математики: задач, вопросов, кроссвордов.

Учащиеся испытывают огромный интерес к занимательности, нередко многие из них проявляют творческую активность при составлении задач для викторин. Такую работу, бесспорно, необходимо поощрять. Только при этом условии учитель сможет вызвать интерес у учеников к такой науке, как математика.

Одним из видов занимательных заданий по математике являются задачи. Их решение требует от учеников творческого подхода, смекалки и логического мышления.

Задачи с числами.

  1. Записать 7 пятью двойками (Ответ: 7=2+2:2+2+2)

  2. Записать 28 пятью двойками (Ответ: 28=2+2+2+22)

  3. Записать 100 четырьмя девятками (Ответ:100= 999:9)

  4. Записать 100 шестью девятками (Ответ: 100=99+99:99)

  5. Записать 100 пятью единицами (Ответ: 100=111-11)

  6. Записать 100 четырьмя девятками (Ответ: 100=99+9:9)

  7. Записать 22 с помощью четырех единиц (Ответ: 22=11-1+1)

  8. Записать 17 четырьмя шестерками (Ответ: 17=66:6+6)

  9. Записать 49 четырьмя семерками (Ответ: 49=7-7+7×7)

  10. Записать 18 четырьмя девятками (Ответ: 9+9×(9:9)=18)

  11. Записать 2 четырьмя девятками (Ответ: 4×4:(4+4)=2)

Задачи-шутки.

Самыми интересными и любимыми заданиями для учащихся являются загадки. Применение загадок во время урока оживляет учебный процесс, делая его увлекательным. Очень полезно привлекать самих учеников к составлению математических загадок. Это будет способствовать развитию познавательной деятельности, воображения, логического мышления и творческих способностей.

  1. Горело 7 свечей. Ваня чихнул и потушил 2 свечи. Сколько осталось? (Ответ: остались две свечи, а остальные сгорели)

  2. Летела стая уток: одна утка впереди и две сзади. Одна сзади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько было уток? (Ответ: три утки летели одна за другой)

  3. Полторы корзины с грибами стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 корзинок? (Ответ: 13 рублей)

  4. На тарелке лежат три груши. Как разделить их между тремя девочками так, чтобы одна груша осталась в корзине? (Ответ: отдать одну грушу вместе с корзиной)

  5. Разговор трех подруг. Первая: «Я знаю слово, в котором 7 одинаковых букв!» Вторая: «А я знаю слово, в котором 40 одинаковых букв!» Третья: «Нет, мое слово самое удивительное, ведь в нем 100 букв!» Какие это буквы? (Ответ: семьЯ, сорокА, стоЛ, стоП, стоГ)

  6. К серой цапле на урок прилетели семь сорок, а из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (Ответ: 4)

  7. В нашем классе два Ивана, две Татьяны, два Степана, три Катюши, три Галины, пять Андреев, три Полины, восемь Львов, четыре Саши, пять Ирин и две Наташи, и всего один Виталий. Сколько всех вы насчитали? (Ответ: 40)

  8. Вот отметки по контрольной: получили «5» все Саши, Иры, Кати и Наташи. По «четверке»- Тани, Гали, Львы, Полины и Виталий. Остальные все Иваны, все Андреи и Степаны получили только «тройки». А кому достались «двойки»? (Ответ: никому)

Кроссворды по математике.

Залогом успеха в обучении и развитии познавательной деятельности является, конечно же, интерес учащихся к предмету, поэтому и учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению рассматривается как самый сильный фактор обучения, однако учеба с помощью игр - это не уступка ленивому ученику, чтобы повеселить его и, тем самым, заставить учиться. Во время обучения ученик должен получать удовольствие. Таким образом, математику нужно представлять не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, предполагающую творческое мышление. Очень сложным является умение заинтересовать математикой, это требует личного мастерства учителя. С моей точки зрения игровой мотив способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, работоспособность, упорство, создает условия для положительной мотивации на уроках математики.

Ниже приведены кроссворды, которые я использую на уроке.

  1. Кроссворд (5 класс)

Вопросы:

  1. Числа, употребляемые при счете предметов. (Натуральные)

  2. Четырехугольник с прямыми углами. (Прямоугольник)

  3. Цифры 0, 1, 2, 3… (Арабские)

  4. Наглядное представление разных числовых данных. (Диаграмма)

  5. Результат от деления. (Частное)

  6. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. (Знаменатель)

  7. Сумма одинаковых слагаемых. (Произведение)

  8. Закон сложения. (Переместительный)

  9. Площадь квадрата со стороной 100м. (Гектар)

  10. Отрезок, длина которого равна 1. (Единичный)

  11. С какой стороны от числового выражения расположен знак равенства. (Правой)

Ключевое слово: Лобачевский.

  1. Кроссворд (5 класс)

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.

Ответы: По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный. По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.

  1. Кроссворд (6 класс)

1. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. 2. Дробная черта – это знак …. . 3. Деление числителя и знаменателя на одно и то же натуральное число – это … 4. Определите, не прибегая к вычислениям, какое выражение больше ( первое или второе): 1 – 1/1998 или 1 – 1/1999. 5. Плод банана состоит из кожуры и мякоти. . Кожура составляет 2/5 массы банана. Масса мякоти составляет …. . кг, если масса бананов 10 кг.

Ответы: 1. Знаменатель. 2. Деления. 3. Сокращение. 4. Второе. 5. Шесть.

Исходя из опыта, можно с уверенностью сказать, что наибольший интерес и творческую фантазию учащиеся проявляют при составлении математических загадок, кроссвордов, викторин, которые требуют весьма серьезных усилий. Замысловато составленные, хитроумные, они вызывают чувство удовлетворения и гордости учащегося за самого себя, за свое умение сотворить что-то интересное. Очень важно, что практически все формы занимательной математики несут в себе ту или иную степень игры. А, как нам известно, привить интерес, а может и любовь к сложному предмету, можно лишь через игру.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гусева Светлана Геннадьевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока математики в 1 классе "Задача. Знакомство с понятием". Система Л.В.Занкова."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_zadacha_znakomstvo_s_poniatiiem_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "354280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478017071"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по информатике в 5 классе "Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-informatikie-v-5-klassie-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "100159"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402369268"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация к уроку по информатике в 5 классе "Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-k-uroku-po-informatikie-v-5-klassie-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "100182"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402370533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства