Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ
Автор:
Богдановская В.М.
учитель математики и информатики
МКОУ «СОШ №6» ИМРСК
посёлок Передовой
2014
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
Р. Эмерсон
В последние годы в нашей стране происходят большие изменения в экономике, политике, коснулись эти изменения и образовательной сферы. В образовании вводятся новые стандарты, которые скоро затронут основную, а потом и среднюю школу. Новые ФГОСы определили приоритеты общего среднего образования, отметив, что главными задачами школы являются духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Перед школой, перед каждым педагогом теперь стоят цели не только обучения, но в равной мере воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Современные школьники должны иметь не только предметные знания, но обладать компетентностями, обеспечивающими их успешную социализацию. Обстановка в период осуществления образовательного процесса должна быть комфортной, обучение интересным и ненавязчивым для ребенка. Для осуществления перехода на новые стандарты необходимы новые образовательные технологии и методы обучения. Хотелось бы, чтобы эти технологии были простыми и понятными и для педагогов.
«Находка - о том, что (кто) очень подходит для чего-нибудь, удачно найдено (найден)», так толкуется смысл слова в словаре С.И. Ожегова. За годы работы в школе я смогла многое найти того, что очень подходит для объяснения той или иной темы. Методом проб и ошибок выяснила, как лучше объяснить, закрепить и проверить знания по предмету, подготовить к ЕГЭ и ГИА по математике, мотивировать на достижение определенных результатов в учебе, привлечь к участию во внеклассной, проектной и исследовательской деятельности. Огромную помощь в этом мне оказывают информационно-коммуникационные технологии. Но в данной работе я хотела бы остановить на других технологиях. Изучая педагогическую литературу, я выяснила, что многие методы, которыми я пользуюсь в своей работе можно отнести к активным методам обучения. Хотела бы некоторыми из них поделиться с коллегами.
В курсе математики (я имею ввиду алгебру и геометрию тоже) достаточно много тем, в процессе изучения которых необходима длительная отработка навыка владения тем или иным приемом, например, сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, десятичных дробей, обыкновенных дробей, рациональных чисел и т.д. Детям, особенно в 5 и 6 классах очень сложно заниматься однообразной работой и, чтобы повысить мотивацию, сделать рутинную работу интересной, захватывающей, целенаправленной, я придумала следующий метод. Приведу пример для темы сложение и вычитание натуральных чисел.
Пассажиры
Время проведения: от 5 до 7 минут
Название метода: «Пассажиры»
Происхождение метода: авторский
Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Необходимые материалы: Слайд с картой европейской части России, отмеченным на ней маршрутом ст.Передовая – Москва и проставленным по пути следования километражем, флажки с двусторонним скотчем и именами участников, слайды с достопримечательностями городов.
Предварительная подготовка: подготовка слайдов, флажков, выяснить у учеников, какие города нашей страны они посетили
Технология проведения: Учитель объявляет о том, что на сегодняшнем уроке все ученики превращаются в пассажиров и отправляются в путешествие по карте России с конечной точкой маршрута – Москва. Сообщает об истории создания ст. Передовая в нашем поселке, показывает слайды с видами городов по пути следования. Говорит о том, как велика и прекрасна наша Родина, о необходимости ее познавать. Ученики закрепляют на карте именные флажки в тех пунктах, которые они планируют достичь.
Примечание: Путешествовать можно в любую точку страны и мира. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед.
Второй этап такого урока
Путешествие
Время проведения: 25-30 минут с перерывом на физкультминутку
Название метода: «Путешествие»
Происхождение метода: авторский
Цель: формировать навык сложения натуральных чисел, мотивировать учащихся на получение более высокого результата, формировать умение планировать свою деятельность, умение оценивать свои возможности
Необходимые материалы: Список заданий и соответствующий им километраж.
Предварительная подготовка: Определение степени сложности заданий, установка километража, оценка возможностей учащихся для достижения стабильного результата
Технология проведения:
Ученики получают список с заданиями, которые необходимо выполнить. В зависимости от сложности задания, за его правильное выполнение начисляется от 100 км до 400км. Ученики сами выбирают траекторию движения. Могут продвигаться к цели, набирая по 100 км, или взяться за выполнение боле сложного задания и набрать сразу 400 км.
Примечание: Очень важно правильно рассчитать ценность каждого задания и возможность пройти до конца маршрута за урок.
Таким образом мы с учениками путешествовали, набирая километры за верно выполненные задания, от нашего поселка Передового до столицы нашей Родины, до столицы зимней олимпиады – Сочи, до города- героя Волгограда.
Урок проходит для школьников незаметно, а чтобы он оставил больший след в начале урока предлагаю еще один активный метод.
И, конечно, такой урок не будет законченных без подведения итогов так же в необычной форме.
Прибытие на станцию
Время проведения: 7-10 минут
Название метода: «Прибытие на станцию»
Происхождение метода: авторский
Цель: проанализировать полученные учащимися результаты, вручить именные билеты
Необходимые материалы:
Именные билеты
Предварительная подготовка: заранее подготовлено несколько красочных билетов до Москвы с отметкой кто их выдал и кому вручены
Технология проведения: Ученики меняются тетрадями и превращаются из пассажиров в контролеров поезда. По таблицам с ответами, выданным учителем, они проставляют в тетрадях километраж набранный соседом по парте и суммируют его. Затем ученики выставляют на карте свои флажки в пункте, до которого дошли. Учитель вручает билеты ученикам, достигшим конечно пункта. Ученики, не набравшие необходимое количество километров до Москвы, получают задание с помощью литературы и Интернета узнать о пункте на карте, до которого им удалось доехать.
Примечание: этот метод наглядно показывает участникам степень усвоения ими изученного материала.
Ученики гордятся полученными билетами, показывают их одноклассникам и родителям. Не все из них даже ездили на поезде и знают, что билеты именные. Проведение таких уроков позволяет ученикам в непринужденной обстановке выполнить большое количество примеров, познакомиться с достопримечательностями нашей страны, увидеть реальный, ощутимый результат своего труда, получить навыки необходимые им в жизни.
К активным методам обучения, которые я читаю своими педагогическими находками можно отнести еще один.
Угадай четырехугольник.
Время проведения: 5-7 минут
Название метода: «Угадай четырехугольник»
Происхождение метода: авторский
Цель: закрепление свойств четырехугольников, проверка знаний
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: На первом уроке учитель, а потом ученик, показавший хорошее знание теории по теме, выходит перед классом и говорит: «Я задумал четырехугольник» (можно записать его за доской). Ученики задают наводящие вопросы по свойствам четырехугольников по очереди, а стоящий у доски, отвечает только «да» или «нет». Так до тех пор, пока задуманная фигура не будет угадана. Учитель поощряет угадавшего. Задавать вопросы может и один ученик.
Примечание: этот метод наглядно показывает участникам степень усвоения изученного материала не только тем учеником, который угадал, но и тем который задумывал фигуру.
Возможно применение данного метода и для изучения других тем.
Поделюсь еще интересными, как мне кажется, формами проведения физминутки на уроке математики. Форма взята из известной игры.
Технология проведения: Один из учеников становится перед классом. Учащиеся задумывают по примеру из таблицы умножения. Обговариваются правила. Например, если ответ дан верный, то учащиеся поднимают руки и потряхивают кистями, если неверный, то потряхивают кистями, опустив руки. Учитель называет фамилию, и ученик должен быстро произнести свой пример, а стоящий у доски ответить, все остальные реагируют руками. Учитель следит за правильностью реакции школьников. Если ученик ответил неверно или прореагировал неправильно, то можно посадить его на место.
Примечание: Такую физминутку можно проводить в период изучения темы натуральные числа и, вообще, для повторения таблицы умножения.
2 .
Технология проведения: Учитель становится перед классом, положив руки перед грудью одна на другую, и объявляет, что выполнять его команды можно только после произнесения волшебного слова «пожалуйста». Он начинает называть градусные меры углов. Например: «Пожалуйста, 50°»,- и сам выполняет команду, поднимая одну руку и, показывая, таким образом, угол. Учащиеся должны ее так же выполнить. Дело в том, что учитель может называть острый угол, а показывать тупой или выполнять команду без волшебного слова, таким образом, сбивая учеников. Ученики должны соблюдать правила игры, иначе они из нее убывают.
Примечание: Такую физминутку можно проводить в период изучения или повторения темы «Углы»
В заключении хочется отметить, что педагогические находки есть у каждого педагога, даже только начавшего работать в школе. И зачастую, найденный тобой прием, который тебе кажется только твоим, универсальный, самым важным, оказывается, уже давно применяет кто-то другой. И не важно, кто это придумал, важно, что это помогает процессу обучения и воспитания. Важно, что если ты чем-то с кем-то поделишься, то и с тобой кто-то поделится.
Полный план-конспект урока математики с применением таких методов и презентация к нему в приложении.
Используемые источники:
С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, 2003
http://www.tvoyrebenok.ru/teacher-aforizm.shtml
"Активные методы обучения в образовательном процессе", Международный Институт Развития ≪ЭкоПро≫. Образовательный портал ≪Мой университет», www.moi-universitet.ru