Материал предназначен для учащихся 9-11 классов. Работа содержит краткую теорию и подробный разбор решения уравнений содержащих модули. Ознакомившись с данной работой учащиеся приобретут навыки и умения решать уравнения различного уровня сложности, содержащие модули и смогут проверить усвоение своих знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модули. Решение уравнений. »
Модули. Решение уравнений. Плотникова Надежда Михайловна
Модули. Решение уравнений.
Модулем действительного числа а (абсолютной величиной числа а) называют расстояние от точки, изображающей данное число на координатной прямой, до начала отсчета и обозначают │а│.
Основные свойства модуля
1.
2.
3.
4.
5. ,
6.
7.
8.
9.
10.
Решение уравнений
При решении уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, применяются чаще всего следующие методы:
раскрытие модуля по определению;
возведение обеих частей уравнения в квадрат;
метод разбиения на промежутки.
Пример 1.
Решение : 2х-3=5 или 2х-3=-5
х=4 х=-1
Ответ: -1; 4.
Пример 2.
Решение: х2 - х = 6 или х2 – х = -6
х2 – х – 6 = 0 х2 – х + 6 = 0
х1=-2; х2=3 корней нет
Ответ: -2;3.
Пример 3.
Решение: х2 + х + 1 = 0
корней нет, так как дискриминант уравнения меньше нуля.
Ответ: корней нет.
Пример 4.
Решение: корней нет, так как -2
Ответ: корней нет.
Пример 5.
б). | x2–8 |= 1
x2–8 = 1 или x2–8 = –1
x2=9; x2=7
х1,2=± 3 х3,4 = ±
Ответ: ± 3; ± .
Алгоритм решения уравнения
1 способ. По определению модуля действительного числа уравнение равносильно совокупности
2 способ. Уравнение равносильно смешанной системе
Пример 5.
Решение:
Ответ: -1.
Пример 6.
Решение:
Ответ: -3; 1; 3.
Пример 7.
Решение:
Ответ: -3;3.
Алгоритм решения уравнения.
1 способ. Уравнение вида равносильно совокупности систем
2 способ. Воспользуемся четностью функции . Нули этой функции будут существовать парами противоположных чисел: если х = а – корень, х = -а -тоже корень этого уравнения. Поэтому достаточно решить лишь одну из систем 1 способа и добавить в ответ числа, противоположные найденным корням.
Пример 1.
Решение:
Ответ: -2;2.
Пример 2.
Решение:
Ответ: -2;2.
Пример 3.
Решение: Ответ: корней нет.
Алгоритм решения уравнения .
Уравнение данного вида равносильно совокупности
Пример 4.
Решение:
Ответ:
Пример 4.1. Решить уравнение 2х-3 = х+7.
Решение. Так как обе части уравнения неотрицательны, то при возведении в квадрат обеих частей, получим уравнение равносильное данному.
Теорема.Если обе части уравнения f1(x) = f2(x), где f1(x)f2(x) 0,при всех значениях переменной из области определения уравнения (неравенства), возвести в одну и ту же натуральную степень n , то получится уравнение
(f1(x))n = (f2(x))n равносильное данному:
(2х-3)2=(х+7)2. Получили квадратное уравнение, решая которое находим
х1 = 10, х2 = -43.
Замечание. 1. Уравнение вида f(x) = b, где b действительное число,
при b 0 решений не имеет;
при b = 0 равносильно уравнению f(x) = 0;
при b 0 равносильно совокупности уравнений f(x) = b, f(x) = -b.
Для решения уравнения выполним следующую последовательность шагов:
найдем нули всех подмодульных выражений;
отметим их на числовой оси, разбив ее, тем самым, на интервалы;
на каждом интервале определим знак каждого подмодульного выражения и раскроем модули по определению;
составим и решим совокупность смешанных систем.
Пример 7.
Решение: 1)
2)
х
-1≤х
х≥3
х-3
-
-
+
х+1
-
+
+
3)
Ответ: -1.
Пример 8.
Решение: 1)
2)
х
-2≤x
x≥3
x+2
-
+
+
x-3
-
-
+
3)
Ответ: .
Пример 8.1. Решить уравнение 3-х - х+2 = 5.
Решение.
Найдем значения переменной, обращающие в нуль выражения стоящие под знаком модуля, для чего решим уравнения 3-х=0 и х+2=0, откуда получаем х1= 3, х2= -2.
Нанесем эти значения на числовую прямую, тем самым, разбив ее на три промежутка.
-2 3
Определим знак каждого из выражений, стоящих под знаком модуля на каждом из полученных промежутков числовой прямой:
3-х + + -
х+2- -2+ 3 +
Решим уравнение с учетом полученных знаков на каждом промежутке числовой прямой:
если х -2, имеем уравнение 3-х + х+2= 5, решив его получим верное числовое равенство 5 = 5, которое не зависит от переменной, но так как мы рассматривали это уравнение только для х -2, то первоначальному уравнению будут удовлетворять только х -2.
если -2 х 3, имеем уравнение 3 - х– х – 2 = 5, решив его, получим х=-2, причем –2 входит в рассматриваемый промежуток.
если х 3, имеем уравнение -3 + х– х -2= 5, решая его, получим числовое равенство -5 = 5, которое ни при каких значениях неизвестных не является верным.
Объединим решения найденный на каждом из промежутков: из п.1 имеем промежуток (-; -2); из п.2 имеем х = -2.
Ответ: (-; -2.
Пример 9.
Решение:
Ответ:
Самостоятельная работа.Часть 1.
I вариант
II вариант
Решите уравнения:
1)
1)
2)
2)
3)
3)
4)
4)
Ответы: I вариант. 1)4; -2; 2)4; 3)нет корней; 4) 1.
II вариант. 1)-1;-7/3; 2)4; 3)нет корней; 4)4;1+√3.