kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модули. Решение уравнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учащихся 9-11 классов. Работа содержит краткую теорию и подробный разбор решения уравнений содержащих модули. Ознакомившись с данной работой учащиеся приобретут навыки и умения решать  уравнения различного уровня сложности, содержащие модули и смогут проверить усвоение своих знаний. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модули. Решение уравнений. »

Модули. Решение уравнений. Плотникова Надежда Михайловна

Модули. Решение уравнений.


Модулем действительного числа а (абсолютной величиной числа а) называют расстояние от точки, изображающей данное число на координатной прямой, до начала отсчета и обозначают │а│.

Основные свойства модуля

1.

2.

3.

4.

5. ,

6.

7.

8.

9.

10.

Решение уравнений


При решении уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, применяются чаще всего следующие методы:

  • раскрытие модуля по определению;

  • возведение обеих частей уравнения в квадрат;

  • метод разбиения на промежутки.


Пример 1.

Решение : 2х-3=5 или 2х-3=-5

х=4 х=-1

Ответ: -1; 4.

Пример 2.

Решение: х2 - х = 6 или х2 – х = -6

х2 – х – 6 = 0 х2 – х + 6 = 0

х1=-2; х2=3 корней нет

Ответ: -2;3.

Пример 3.

Решение: х2 + х + 1 = 0

корней нет, так как дискриминант уравнения меньше нуля.

Ответ: корней нет.

Пример 4.

Решение: корней нет, так как -2

Ответ: корней нет.

Пример 5.

б). | x2–8 |= 1

x2–8 = 1 или x2–8 = –1

x2=9; x2=7

х1,2=± 3 х3,4 = ±

Ответ: ± 3; ± .


Алгоритм решения уравнения

1 способ. По определению модуля действительного числа уравнение равносильно совокупности

2 способ. Уравнение равносильно смешанной системе


Пример 5.

Решение:

Ответ: -1.


Пример 6.

Решение:

Ответ: -3; 1; 3.

Пример 7.

Решение:

Ответ: -3;3.



Алгоритм решения уравнения .

1 способ. Уравнение вида равносильно совокупности систем

2 способ. Воспользуемся четностью функции . Нули этой функции будут существовать парами противоположных чисел: если х = а – корень, х = -а -тоже корень этого уравнения. Поэтому достаточно решить лишь одну из систем 1 способа и добавить в ответ числа, противоположные найденным корням.

Пример 1.

Решение:

Ответ: -2;2.

Пример 2.

Решение:

Ответ: -2;2.


Пример 3.

Решение: Ответ: корней нет.






Алгоритм решения уравнения .

Уравнение данного вида равносильно совокупности

Пример 4.

Решение:

Ответ:


Пример 4.1. Решить уравнение 2х-3 = х+7.

Решение. Так как обе части уравнения неотрицательны, то при возведении в квадрат обеих частей, получим уравнение равносильное данному.

Теорема. Если обе части уравнения f1(x) = f2(x), где f1(x) f2(x) 0, при всех значениях переменной из области определения уравнения (неравенства), возвести в одну и ту же натуральную степень n , то получится уравнение

(f1(x))n = (f2(x))n равносильное данному:

(2х-3)2=(х+7)2. Получили квадратное уравнение, решая которое находим

х1 = 10, х2 = -43.

Замечание. 1. Уравнение вида f(x) = b, где b действительное число,

при b  0 решений не имеет;

при b = 0 равносильно уравнению f(x) = 0;

при b  0 равносильно совокупности уравнений f(x) = b, f(x) = -b.

2. Уравнение вида f1(x) = f2(x) равносильно уравнению (f1(x))2 = (f2(x))2



Пример 5.

Решение:

Ответ: 2.


Алгоритм решения уравнения

Уравнение данного вида равносильно системе

Пример 6.

Решение:

Ответ: 2.




Алгоритм решения уравнения

Для решения уравнения выполним следующую последовательность шагов:

  • найдем нули всех подмодульных выражений;

  • отметим их на числовой оси, разбив ее, тем самым, на интервалы;

  • на каждом интервале определим знак каждого подмодульного выражения и раскроем модули по определению;

  • составим и решим совокупность смешанных систем.


Пример 7.

Решение: 1)

2)


х

-1≤х

х≥3

х-3

-

-

+

х+1

-

+

+


3)

Ответ: -1.

Пример 8.

Решение: 1)

2)


х

-2≤x

x≥3

x+2

-

+

+

x-3

-

-

+

3)

Ответ: .


Пример 8.1. Решить уравнение 3-х- х+2 = 5.

Решение.

  1. Найдем значения переменной, обращающие в нуль выражения стоящие под знаком модуля, для чего решим уравнения 3-х=0 и х+2=0, откуда получаем х1= 3, х2= -2.

  2. Нанесем эти значения на числовую прямую, тем самым, разбив ее на три промежутка.

-2 3

  1. Определим знак каждого из выражений, стоящих под знаком модуля на каждом из полученных промежутков числовой прямой:


3-х + + -

х+2 - -2 + 3 +

  1. Решим уравнение с учетом полученных знаков на каждом промежутке числовой прямой:

    1. если х -2, имеем уравнение 3-х + х+2= 5, решив его получим верное числовое равенство 5 = 5, которое не зависит от переменной, но так как мы рассматривали это уравнение только для х -2, то первоначальному уравнению будут удовлетворять только х -2.

    2. если -2 х 3, имеем уравнение 3 - х – х – 2 = 5, решив его, получим х=-2, причем –2 входит в рассматриваемый промежуток.

    3. если х 3, имеем уравнение -3 + х – х -2= 5, решая его, получим числовое равенство -5 = 5, которое ни при каких значениях неизвестных не является верным.

  2. Объединим решения найденный на каждом из промежутков: из п.1 имеем промежуток (-; -2); из п.2 имеем х = -2.

  3. Ответ: (-; -2.


Пример 9.

Решение:

Ответ:





Самостоятельная работа. Часть 1.


I вариант

II вариант

Решите уравнения:

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

Ответы: I вариант. 1)4; -2; 2)4; 3)нет корней; 4) 1.

II вариант. 1)-1;-7/3; 2)4; 3)нет корней; 4)4;1+√3.


Самостоятельная работа. Часть 2.


I вариант

II вариант

Решить уравнения:

Ответы: I вариант.

II вариант.











4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Модули. Решение уравнений.

Автор: Плотникова Надежда Михайловна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "программа элективного курса - решение уравнений и неравенств с модулями "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-moduliami"
    ["file_id"] => string(6) "181795"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425396401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект занятия "Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля, методом промежутков" "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-zaniatiia-rieshieniie-uravnienii-sodierzhashchikh-nieizviestnoie-pod-znakom-modulia-mietodom-promiezhutkov"
    ["file_id"] => string(6) "104156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402672337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Решение уравнений содержащих модуль "
    ["seo_title"] => string(45) "rieshieniie-uravnienii-sodierzhashchikh-modul"
    ["file_id"] => string(6) "223736"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438086022"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "«Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими  модулями» "
    ["seo_title"] => string(86) "mietod-intiervalov-dlia-rieshieniia-uravnienii-i-nieravienstv-s-nieskol-kimi-moduliami"
    ["file_id"] => string(6) "206312"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430149417"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Построение графиков функций, содержащих знак модуля "
    ["seo_title"] => string(61) "postroieniie-ghrafikov-funktsii-sodierzhashchikh-znak-modulia"
    ["file_id"] => string(6) "182303"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425488789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства