kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в математике  широко используются методы для упрощения решения задач, в частности метод интервала, позволяющий значительно ускорить расчеты. Поэтому исследование метода интервала для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями актуально.

В ходе написания исследовательской работы мною были раскрыты многие задачи, которые можно решить, используя метод интервала. Самой важной задачей является решение уравнений и неравенств с несколькими модулями.

В ходе проведённой мною работы по решению неравенств и уравнений с несколькими модулями, используя метод интервала, я обнаружила, что скорость решения задач увеличилась в два раза. Это позволяет значительно ускорить ход рабочего процесса и снизить временные затраты.  Таким образом, моя гипотеза «если пользоваться методом интервалов для решения неравенств и уравнений с несколькими модулями, то можно значительно облегчить свою работу» подтвердилась.  В процессе работы над исследованием я приобрела опыт при решении уравнений и неравенств с несколькими модулями. Думаю, что полученные мною знания позволят мне избежать ошибок при решении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями» »

МОУ «Хвастовичская средняя школа»







«Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями»


Исследовательская работа по математике



Выполнила:

ученица 10«б» класса

Голышева Евгения

Руководитель:

учитель математики

Шапенская Е.Н.




2015 г.




Содержание



Введение…………………………………………………………………………… … ….3 Глава 1.Методы решения задач с несколькими модулями…………………….............4 1.1.Определение модуля. Решение по определению.…………………….....................4 1.2 Решение уравнений с несколькими модулями, используя метод интервалов…...5 1.3. Задачи с несколькими модулями. Методы решения……………………………....7 1.4. Метод интервалов в задачах с модулями………………………………………......9 Глава 2. Уравнения и неравенства, содержащие модули………………………….….11 2.1 Решения уравнений с несколькими модулями, используя метод интервала..….11 2.2 Решения неравенств с несколькими модулями, используя метод интервала .…13 Заключение……………………………………………………………………………...15 Литература………………………………………………………………….……….….16























Введение


Понятие абсолютной величины является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел. Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в вузах. Задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ.

Тема: «Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями методом интервала».

Объективная область: математика.

Объект исследования: решение уравнений и неравенств с модулем.

Предмет исследования: метод интервалов для решения с несколькими модулями.

Цель исследования: выявить эффективность решения уравнений и неравенств с несколькими модулями методом интервала.

Гипотеза: если пользоваться методом интервалов для решения неравенств и уравнений с несколькими модулями, то можно значительно облегчить свою работу.

Методы работы: сбор информации и её анализ.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Рассмотреть решения неравенств и уравнений с несколькими модулями.

  3. Выявить наиболее эффективный способ решения.



Практическая направленность проекта:

Данную работу можно использовать в качестве учебного пособия для учащихся и методического пособия для учителя.






Глава 1.

1.1.Определение модуля. Решение по определению.

      По определению, модуль, или абсолютная величина, неотрицательного числа a совпадает с самим числом, а модуль отрицательного числа равен противоположному числу, то есть – a:

Модуль числа всегда неотрицателен. Рассмотрим примеры.

Пример 1. Решить уравнение |–x| = –3.

Здесь разбор случаев устраивать не нужно, потому что абсолютная величина числа всегда неотрицательна, и значит, данное уравнение не имеет решений.

Запишем решение этих простейших уравнений в общем виде:

Пример 2. Решить уравнение |x| = 2 – x.

Решение. При x 0 имеем уравнение x = 2 – x, т.е. x = 1. Поскольку 1  0, x = 1 – корень исходного уравнения. Во втором случае (x 

Ответ: x = 1.

Пример 3. Решить уравнение 3|x – 3| + x = –1.

Решение. Здесь разбиение на случаи определяется знаком выражения x – 3. При x – 3 ³ 0 имеем 3x – 9 + x = –1 Û x = 2. Но 2 – 3  0.

Ответ: уравнение корней не имеет.

Пример 4. Решить уравнение |x – 1| = 1 – x.

Решение. Поскольку 1 – x = – (x – 1), непосредственно из определения модуля следует, что уравнению удовлетворяют те и только те x, для которых x – 1 0. Это уравнение свелось к неравенству, и ответом является целый промежуток (луч).

Ответ: x  1.





1.2. Решение уравнений с модулем с помощью систем.

       Разобранные ранее примеры позволяют сформулировать правила освобождения от знака модуля в уравнениях. Для уравнений вида |f(x)| = g(x) таких правил два:

       1-е правило: |f(x)| = g(x)  Û (1)
       2-е правило:   |f(x)| = g(x) Û (2)

Поясним используемые здесь обозначения. Фигурные скобки обозначают системы, а квадратные – совокупности.

Решения системы уравнений – это значения переменной, одновременно удовлетворяющие всем уравнениям системы.

Решениями совокупности уравнений являются все значения переменной, каждое из которых есть корень хотя бы одного из уравнений совокупности.

Два уравнения равносильны, если любое решение каждого из них является и решением другого, иначе говоря, если множества их решений совпадают.

Если уравнение содержит несколько модулей, то от них можно избавляться по очереди, пользуясь приведенными правилами. Но обычно есть более короткие пути. Мы познакомимся с ними позже, а сейчас рассмотрим решение самого простого из таких уравнений:

|f(x)| = |g(x)| Û

Эта равносильность следует из того очевидного факта, что если равны модули двух чисел, то сами числа либо равны, либо противоположны.

Пример 1. Решить уравнение |x2 – 7x + 11| = x + 1.
Решение. Избавимся от модуля двумя описанными выше способами:

1 способ: 2 способ:

Как видим, в обоих случаях приходится решать те же самые два квадратных уравнения , но в первом случае их сопровождают квадратные неравенства , а во втором – линейное. Поэтому второй способ для данного уравнения проще. Решая квадратные уравнения, находим корни первого , оба корня удовлетворяют неравенству . Дискриминант второго уравнения отрицателен, следовательно, уравнение корней не имеет.

Ответ: .
Пример 2. Решить уравнение |x2 – x – 6| = |2x2 + x – 1|.

Решение. Мы уже знаем, что рассматривать (целых 4) варианта распределения знаков выражений под модулями здесь не нужно: это уравнение равносильно совокупности двух квадратных уравнений без каких-либо дополнительных неравенств: Которая равносильна: Первое уравнение совокупности решений не имеет (его дискриминант отрицателен), второе уравнение имеет два корня .

Ответ: .




















1.3. Задачи с несколькими модулями. Методы решения.

Последовательное раскрытие модулей.

Есть два основных подхода к решению уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей. Можно назвать их "последовательным" и "параллельным". Сейчас познакомимся с первым из них.

       Его идея в том, что сначала один из модулей изолируется в одной части уравнения (или неравенства) и раскрывается одним из описанных ранее методов. Затем то же самое повторяется с каждым из получившихся в результате уравнений с модулями и так продолжается, пока мы не избавимся ото всех модулей.

Пример1. Решить уравнение: +

Решение. Уединим второй модуль и раскроем его, пользуясь первым способом, то есть просто определением абсолютной величины:

К полученным двум уравнениям применяем второй способ освобождения от модуля:

 Наконец, решаем получившиеся четыре линейных уравнения и отбираем те их корни, которые удовлетворяют соответствующим неравенствам. В результате остаются лишь два значения: x = –1 и .

Ответ: -1; .

Параллельное раскрытие модулей.

       Можно снять сразу все модули в уравнении или неравенстве и выписать все возможные сочетания знаков подмодульных выражений. Если в уравнении n модулей, то вариантов будет 2n, ибо каждое из n выражений, находящихся под модулем, при снятии модуля может получить один из двух знаков – плюс или минус. В принципе, нам надо решить все 2n уравнений (или неравенств), освобожденных от модулей. Но их решения будут и решениями исходной задачи, только если они лежат в областях, где соответствующее уравнение (неравенство) совпадает с исходным. Эти области определяются знаками выражений под модулями. Следующее неравенство мы уже решали, так что вы можете сравнить разные подходы к решению.

      

Пример 2.+
Решение. 

 Рассмотрим 4 возможных набора знаков выражений под модулями.

   Лишь первый и третий из этих корней удовлетворяют соответствующим неравенствам, а значит, и исходному уравнению.

Ответ: -1; .

Аналогично можно решать любые задачи с несколькими модулями. Но, как всякий универсальный метод, этот способ решения далеко не всегда оптимален. Ниже мы увидим, как его можно усовершенствовать.















1.4. Метод интервалов в задачах с модулями

Присмотревшись внимательнее к условиям, задающим разные варианты распределения знаков подмодульных выражений в предыдущем решении, мы увидим, что одно их них, 1 – 3x 

       Представьте, что мы решаем уравнение, в которое входят три модуля от линейных выражений; например, |x – a| + |x – b| + |x – c| = m.

       Первый модуль равен x – a при x ³ a и a – x при x  b и x 

Они образуют четыре промежутка. На каждом из них каждое из выражений под моду­лями сохраняет знак, следовательно, и уравнение в целом после раскрытия модулей имеет на каждом промежутке один и тот же вид. Итак, из 8 теоретически возможных вариан­тов раскрытия модулей нам оказалось достаточно только 4!

       Так же можно решать любую задачу с несколькими модулями. Именно, числовая ось разбива­ется на промежутки знакопостоянства всех выражений, стоящих под модулями, а затем на каждом из них решается то уравнение или неравенство, в которое превращается данная задача на этом промежутке. В частности, если все выражения под модулями рациональны , то достаточно отметить на оси их корни, а также точки, где они не определены, то есть корни их знаменателей. Отмеченные точки и задают искомые промежутки знакопостоянства. Точно так же мы действуем при решении рациональных неравенств методом интервалов. И описанный нами метод решения задач с модулями имеет то же название.




Пример 1. Решите уравнение .

Решение. Найдем нули функции , откуда . Решаем задачу на каждом интервале:

1) ;

2) ;

3) .

Итак, данное уравнение не имеет решений.

Ответ: .

Пример 2. Решите уравнение .

Решение. Найдем нули функции . Решаем задачу на каждом интервале:

1) (решений нет);

2) ;

3) .

Ответ: .

Пример 3. Решите уравнение .

Решение. Выражения, стоящие под знаком абсолютной величины обращаются в ноль при . Соответственно нам нужно рассмотреть три случая:

1) ;

2) - корень уравнения;

3) - корень данного уравнения.

Ответ: .







Глава 2. Уравнения и неравенства, содержащие модули.

2.1 Решения уравнений с несколькими модулями, используя метод интервалов.

Пример 1.

Решите уравнение:

|х+2| = |х-1|+х-3

Решение:



Х+2

- 2 1 Х Х-1


1. Если х

-(х+2) = -(х-1) + х-3

-х-2=-х+1+х-3

х=2 – не удовлетворяет

условию х

решений нет


2. Если -2≤х

 х+2 = -(х-1)+х-3

х+2=-х+1+х-3

х=-4 – не

удовлетворяет

условию -2



3. Если х≥1, то

х+2=х-1+х-3

х=6


Ответ: х=6





Пример 2.

Решите уравнение:

Решение:

1)      Находим нули подмодульных выражений

 

 

Нули подмодульных выражений разбивают числовую ось на несколько интервалов. Расставляем знаки подмодульных выражений на этих интервалах.

На каждом интервале раскрываем модули и решаем полученное уравнение. После нахождения корня проверяем, чтобы он принадлежал интервалу, на котором мы в данный момент работаем.

1.       :

 

 

 – подходит.

2.       :

 

 – не подходит.

3.        :

 

 

 – подходит.

4.       :

 

 – не подходит. Ответ:


2.2 Решения неравенств с несколькими модулями, используя метод интервалов.

Пример 1.

Решите неравенство:

|х-1| + |х-3| 4

Решение:




_ + + Х-1


_ _ + Х Х-3



1. Если х

-(х-1) - (х-3) 4

-х+1 –х+3 4

-2х0

х


2. Если 1≤х

х-1– (х-3) 4

х-1-х+34

24 – не верно

решений нет


3. Если х≥3, то

х-1+х-34

2х8

х4


Ответ: хЄ (-∞;0) U (4;+∞)





Пример 2.

Решим неравенство

Решение. Точки  и  (корни выражений, стоящих под модулем) разбивают всю числовую ось на три интервала, на каждом из которых следует раскрыть модули.

1) При  выполняется , и неравенство имеет вид , то есть . В этом случае ответ .

2) При  выполняется , неравенство имеет вид , то есть . Это неравенство верно при любых значениях переменной , и, с учетом того, что мы решаем его на множестве , получаем ответ во втором случае .

3) При  выполняется , неравенство преобразуется к , и решение в этом случае . Общее решение неравенства --- объединение трех полученных ответов.

Ответ. .


Таким образом, для решения уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей, удобно использовать метод интервалов. Для этого надо найти нули вех подмодульных функций, обозначить их на ОДЗ уравнения и неравенств.





Заключение



В последнее время в математике широко используются методы для упрощения решения задач, в частности метод интервала, позволяющий значительно ускорить расчеты. Поэтому исследование метода интервала для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями актуально.

В процессе работы над темой «Решение уравнений и неравенств, содержащих неизвестную под знаком модуля методом интервала» я: изучила литературу по данному вопросу, познакомилась с алгебраическим и графическим подходом к решению уравнений и неравенств, содержащих неизвестную под знаком модуля, и пришла к выводу:

  1. В ряде случаев при решении уравнений с модулем, возможно, решать уравнения по правилам, а иногда удобнее воспользоваться методом интервала.

  2. При решении уравнений и неравенств, содержащих модуль, метод интервалов является более наглядным и сравнительно более простым.

В ходе написания исследовательской работы мною были раскрыты многие задачи, которые можно решить, используя метод интервала. Самой важной задачей является решение уравнений и неравенств с несколькими модулями.

В ходе проведённой мною работы по решению неравенств и уравнений с несколькими модулями, используя метод интервала, я обнаружила, что скорость решения задач увеличилась в два раза. Это позволяет значительно ускорить ход рабочего процесса и снизить временные затраты. Таким образом, моя гипотеза «если пользоваться методом интервалов для решения неравенств и уравнений с несколькими модулями, то можно значительно облегчить свою работу» подтвердилась. В процессе работы над исследованием я приобрела опыт при решении уравнений и неравенств с несколькими модулями. Думаю, что полученные мною знания позволят мне избежать ошибок при решении.









Литература


  1. http://padabum.com

  2. http://hijos.ru

  3. http://yukhym.com

  4. http://www.tutoronline.ru

  5. http://fizmat.by

  6. http://diffur.kemsu.ru

  7. http://solverbook.com

  8. Зеленский А.С., Панфилов. Решение уравнений и неравенств с модулем И.И. М.: Изд-во Факториал , 2009.— 112 с.

  9. Олехник С.Н. Потапов М.К.Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. М.: Изд-во Факториал, 1997. - 219с. 

  10. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения. М.: Изд-во Просвещение 2005. — 112 с.

  11. Садовничий Ю.В.   ЕГЭ. Практикум по математике. Решение уравнений и неравенств. Преобразование алгебраических выражений. М.: Изд-во Легион 2015 - 128 с.       

  12. Шевкин А.В. Квадратные неравенства. Метод интервалов. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2003. – 32 с.

    






  






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями»

Автор: Голышева Евгения Викторовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа) 11 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-alghiebra-i-nachala-analiza-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394293"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по курсу математика для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-kursu-matiematika-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445245000"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства