Методическая разработка: "От самостоятельной деятельности к самостоятельной личности на уроках математики"
Методическая разработка: "От самостоятельной деятельности к самостоятельной личности на уроках математики"
Методическая разработка: «Формирование учебной самостоятельности обучающихся на уроках математики посредством деятельностного подхода (от самостоятельной деятельности к самостоятельной личности)»
Цель
Выявление инструментов и механизмов деятельностного подхода для построения модели урока, способствующей развитию учебной самостоятельности школьников при обучении математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "От самостоятельной деятельности к самостоятельной личности на уроках математики"»
Приложение 1
Основные сведения об авторе инновационного опыта
ИНФОРМАЦИЯ О ПЕДАГОГЕ-ЛИДЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Фамилия
Вантрусов
Имя
Дмитрий
Отчество
Евгеньевич
Город / район
город Няндома
Название образовательной организации (по уставу)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 города няндома»
Должность (по штатному расписанию)
Учитель математики
Квалификационная категория
Высшая
Почётные звания и награды (наименования и даты получения)
1. Грамота управления образования администрации МО «Няндомский муниципальный район» (2007 год).
2.Почетная грамота администрации МО «Няндомский муниципальный район» (2011 год).
3.Диплом победителя областного конкурса «Учитель года – 2014» в номинации «Учитель года» (диплом министерства образования и науки Архангельской области от 06.03.2014)
4. Грамота министерства образования и науки Архангельской области (от 03.07.2014 г. )
ОПИСАНИЕ СТУПЕНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА-ЛИДЕРА
Образование
высшее, ГОУ Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 2002 год, математический факультет
Карьерный рост (укажите значимые этапы своей профессиональной деятельности)
- участие в муниципальных конкурсах «Учитель года» (2004г. – 2 место, 2008г. – 3 место, 2013г. – 1 место);
- участие в областном конкурсе «Учитель года» (2014г. – 1 место);
- участие в федеральных конкурсах «Учитель года России» (2014г.), «Черук-2016», «Черук-2018»;
- победитель ПНПО, 2014г. (региональный уровень);
- с 2010 г. – руководитель ШМО учителей математики;
- с 2011г. – председатель районного клуба «Педагог года»;
- с 2014г. – член областного клуба «Учитель года» (участие в педагогическом десанте клуба, в летних методических лагерях);
- с 2018г. – председатель первичной профсоюзной организации школы.
Дополнительные сведения
Сетевые сообщества:
- сообщество учителей математики Архангельской области (на сайте АО ИОО);
-всероссийское педагогическое сообщество УРОК.РФ;
-интернет-проект «Инфоурок»;
-сетевое сообщество областного клуба «Учитель года» (в VK и на сайте АО ИОО);
-сетевое сообщество районного клуба «Педагог года» (являюсь администратором сообщества в VK).
Муниципальные проекты: «Умные каникулы» (подготовка обучающихся к ГИА), методическая площадка «Веснянка», «Оснянка» для педагогов района, конкурс учительских команд «Искра» (разработчик и организатор данных проектов);
Ваше педагогическое кредо
Учить и учиться
Приложение 2
Цветная фотография
Приложение 3
Представление инновационного опыта работы в видесобственной методической разработки по преподаваемому предмету.
Методическая разработка
«Формирование учебной самостоятельности обучающихся на уроках математики посредством деятельностного подхода (от самостоятельной деятельности к самостоятельной личности)»
Цель
Выявление инструментов и механизмов деятельностного подхода для построения модели урока, способствующей развитию учебной самостоятельности школьников при обучении математике.
Актуальность
Одной из ведущих идей «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» является предоставление каждому обучающемуся возможности достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе. Одним из способов реализации данной идеи вижу дифференцированное по уровням учебной самостоятельности обучение. При таком обучении ребенок сам определяет для себя круг задач, в решении которых он может быть успешен.
В практике работы приходится сталкиваться с тем, что дети успешно справляющиеся с различными видами работ под руководством учителя, пасуют в ситуациях, связанных с самостоятельным принятием решения.
Данное противоречие определило проблему, которая заключается в построении такой модели урока (включающей метод обучения, формы его реализации, определенные педагогические средства, конкретные педагогические приемы, учебные материалы), в условиях которой будет происходить развитие учебной самостоятельности обучающихся.
Технологический аспект разработки
При решении проблемы развития учебной самостоятельности были пересмотрены организационная структура и функциональные особенности урока, то есть, построена дидактическая модель урока в русле деятельностного подхода, способствующая развитию учебной самостоятельности. В организационной структуре урока выделено 2 сегмента.
Применение математической теории
Постановка учебно-познавательной задачи. Математизация эмперического материала
Такое сегментное разделение урока вызвано следующими соображениями:
- в первом сегменте ученик участвует в самостоятельной учебной деятельности организуемой учителем. То есть осуществляется своего рода «проба» самостоятельности. Для этого сегмента характерна высокая эмоциональная окраска деятельности, которая обеспечивается на каждом из этапов сегмента. Одним из приемов повышения эмоциональности, а, следовательно, инициативности, активности является прием «Вопрос и возможность ответа».
Пример «Вывод формулы производной логарифмической и показательной функции»
Вопрос (учитель)
Возможность ответа (ученик)
Найдите точку максимума функции
y=ln(x+5)-2x+9
Найдите точку минимума функции
у=(х+16)
Есть, так как известны алгоритм нахождения точек максимума и точек минимума, формулы производных показательной и логарифмической функций с основанием e
Найдите точку максимума функций
у=
у=
Нет, так как известны алгоритм нахождения точек максимума и точек минимума, но неизвестны формулы производных показательных и логарифмических функций с произвольным основанием
Можем ли мы перейти от показательных и логарифмических функций с произвольным основанием к показательным и логарифмическим функциям с основанием e?
Есть, так как с помощью основного логарифмического тождества и формулы перехода к новому основанию:
а= =
= =
Эта деятельность направлена на «открытие нового знания», которое в дальнейшем (в явном или скрытом виде) будет применяться в решении задач во втором сегменте урока.
Во втором сегменте ученик сам организует свою самостоятельную деятельность по решению задач. Перечень задач предъявляется учителем, причем для этого может быть использован задачный материал как учебника, так и других источников. Задачи соответствуют 4 уровням учебной самостоятельности:
имеется образец решения (алгоритм, правило), решение задачи требует простого воспроизведения имеющихся знаний;
решение задачи подразумевает выбор способа из нескольких имеющихся правил, определений, методов;
решение задачи основано на комбинировании из имеющихся правил обобщенный способ, при этом возможен поиск нескольких способов решения;
решение задачи подразумевает исследование.
Первые две группы задач относятся к стандартным (алгоритмическим; задачам которые «требуют»; задачам, направленным на формирование практической компетентности детей). Для данной группы задач характерен репродуктивный уровень решения:
задача
ученик
Решение задачи
метод
учитель
Вторые две группы задач относят к нестандартным (задачам которые «развивают», направленным на формирование обобщенных способов действия). Для данной группы задач характерны такие уровни решения как:
- уровень реконструкции
задача
ученик
Решение задачи
учитель
Набор методов
-
Сочетание методов или поиск своего
творческий уровень
Задача
учитель
ученик
Методы решения
Решение задачи
Как в первом сегменте, так и во втором продолжается работа по формированию и развитию у обучающихся специфических с точки зрения математики способов действия:
- построение математических моделей;
- умение разбить задачу на подзадачи;
- умение видеть структуру задачи и ее целенаправленно изменять;
- умение прогнозировать результат и использовать прогноз для упрощения;
- умение видеть архитектуру задачи: выделять условие и требование и развертывать условие и требование (в условии предметную область и отношения между объектами предметной области как открытые (в алгоритмических задачах), так и скрытые (в нестандартных).
Для того чтобы обеспечить возможность перехода по уровням самостоятельности важно обучить общим методам решения задач:
- метод разбиения задачи на подзадачи;
- метод расширения предметной области;
- метод последовательной переформулировки задачи;
- метод последовательных оценок.
Если говорить о соотношении длительности каждого из сегментов, то тут ограничений нет, в том смысле, что в зависимости от рассматриваемого материала первый сегмент может занимать как значительную, так и незначительную часть урока. Второй сегмент может выйти за временные рамки урока и решение задач будет осуществляться дома, а решение некоторых задач может послужить основой для написания исследовательской работы.
Идея применения двусегментной структуры урока приводит к тому, что со временем при решении задач дети реже обращаются за помощью к учителю (в основном для проверки решения), а чаще за помощью к своим одноклассникам. Группу ребят с продуктивным уровнем самостоятельности мы называем «помощники». Помощь, оказываемая ими может происходить как в виде индивидуальной консультации, так и в виде объяснения у доски.
Перевод от внешней организации самостоятельной учебной деятельности к самоорганизации (при смене сегментов) способствует направленности и активности ребенка на способ деятельности (переход учебных мотивов в познавательные, от освоения новых знаний к их «открытию» в результате самостоятельной деятельности).
Диапазон методической разработки – урок
Новизна опыта: дидактическая модель урока, способствующая развитию учебной самостоятельности в виде двусегментной структуры, предусматривающей смену управления учителем самостоятельной учебной деятельностью обучающихся от непосредственной к опосредованной.
Литература
-Гузеев В.В. – Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии, М., НИИ школьных технологий, 2004;
-Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. – Урок в развивающем обучении: Книга для учителя, М.: Вита, 2002;
-Хутороской А.В. Дидактическая эврика. Теория и технология креативного обучения // Школьные технологии, 2004, №5;
-Цукерман Г.А. Венгер А.Л. – Развитие учебной самостоятельности, М., 2010;