"МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН"
Цель:
Формирование математической культуры учащихся.
Задачи:
• Развивать логическое, абстрактное мышление, память, внимание, сообразительность.
• Расширить кругозор учащихся.
• Стимулировать интерес к предмету.
• Воспитывать взаимопомощь, самоорганизацию.
• Разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.
План проведения мероприятия:
1.Приветствие команд;
а) эмблема;
б) название команды;
в) девиз.
2.Задания и конкурсы командам:
а) слабое звено;
б) великие математики;
в) числа в народных пословицах, поговорках, загадках;
г) темная лошадка.
3.Конкурс капитанов:
кто больше знает слов, относящихся к математике.
4.Конкурс болельщиков:
а) составь слова из слова треугольник;
б) составь самое длинное слово, относящееся к математике.
1. Приветствие команд.
(Название команды, девиз, эмблема. Выбор жюри из оставшихся игроков.)
2. Конкурс “Слабое звено”.
Вопросы задаются поочередно членам команды, не ответивший игрок выбывает. 1 балл получает та команда, у которой осталось больше игроков.
Вопросы 1-й команде:
- Направленный отрезок (вектор).
- Фигура, образованная двумя лучами с общим началом (луч).
- Отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус).
- Самая большая хорда в круге (диаметр).
- График обратной пропорциональности (гипербола).
- Часть окружности (дуга).
- Точка пересечения диаметров окружности (центр).
- Наглядное изображение функциональной зависимости (график).
- Подкоренное выражение в формуле корней квадратного уравнения (дискриминант).
- Какая цифра была введена в математике последней? (5, 0*, 9, 1).
- Результат вычитания (разность).
- Выражение, находящееся над дробной чертой (числитель).
- Угол с вершиной в центре окружности (центральный).
- Взаимно перпендикулярные отрезки в ромбе (диагонали).
- Что находится выражением 2ПR? (длина окружности).
Вопросы 2-й команде:
- Правила, схема выполнения действий (алгоритм).
- Третья степень числа (куб).
- Сформулируйте теорему синусов.
- Независимая переменная (аргумент).
- Сотая часть числа (процент).
- Назовите стороны прямоугольного треугольника (катеты и гипотенуза).
- Точка пересечения осей координат (начало координат).
- Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус).
- Как называется многоугольник с наименьшим числом сторон? (Треугольник.)
- Наименьшее натуральное число (1).
- Результат умножения (произведение).
- Не положительное и неотрицательное число (нуль).
- Прямая, имеющая с окружностью две общие точки (секущая).
- Что находится выражением ПR2? (Площадь круга).
- График квадратичной функции (парабола).
Конкурс “Великие математики”.
Тянут билет и отвечают на вопрос: В каком веке жил математик и чем он известен? (Келдыш, Ковалевская, Чебышев, Галуа, Пифагор, Декарт, Эйлер, Гаусс.) За каждый правильный ответ 1 балл.
Эварист Галуа (1811–1832)
Гордость французской науки. Его статья из 60 страниц в числе других стала истоком современной теории групп – одного из основных и наиболее развитых разделов алгебры, изучающего в общем виде глубокую закономерность реального мира – симметрию. В возрасте 20 лет оборвалась жизнь на дуэли.
Карл Фридрих Гаусс (1777–1855)
Величайший немецкий математик, астроном и физик. В конце 18 века алгебраическим методом решил задачу о построении многоугольников циркулем и линейкой. В 1801 году опубликовал “Арифметические исследования” – многотомный труд по теории чисел. “Король” математики.
Рене Декарт (1596–1650)
Родился на юге Франции. В истории математики Декарт обессмертил свое имя тем, что связал кривые на плоскости с уравнениями, которыми они описываются в координатной системе. Он выяснил, что уравнения с переменными в первой степени задают на плоскости прямые линии. Символика, предложенная им, сохранилась до сих пор. Переменные – х, у, z, а для заданных величин – а, в, с, а – также предложено Декартом.
Мстислав Всеволодович Келдыш (1911–1978)
Родился в Риге. Благодаря его расчетам сегодня человечество имеет возможность преодолевать звуковой барьер. С его именем связано решение многих задач физики, создание ракетно-ядерного щита нашего государства.
Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891)
Гордость русской науки. В 1888 написала свою основную работу “Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки”, за которую получила премию Парижской Академии наук. В университете написала три работы: “К теории уравнений в частных производных”, “О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам” и другие(по астрономии) “Дополнения: о форме кольца Сатурна”.
Пафнутий Львович Чебышев (1821–1894)
Создал школу русских математиков. Его труды: труды по теории чисел, теорема, лежащая в основе теории вероятностей; работы по практической механике. Им создано более 40 механизмов и около 80 их модификаций.
Леонард Эйлер (1707–1783)
Родился в Швейцарии. В 1723 году получил степень магистра искусств, а в 1727 году защитил диссертацию о распространении звука. Его сочинений более 70 томов, а списки его трудов – более 850 названий. Он автор книг по механике, географии, теории музыки, теории движения Луны и планет и т.д. Именем Эйлера названы многочлены, подстановки, постоянная, преобразование, ряды, теоремы, тождества, уравнения, формулы, функции, интегралы, углы, числа и т.д.
Пифагор (ок.570 – ок.500л до н.э.)
Родился у берегов Малой Азии на острове Самос. Теорема Пифагора доказана более чем 100 способами. Уже в зрелом возрасте переселяется в Сицилию и там создает удивительную школу, которую назовут пифагорейской. Пифагор был не только математиком, но и философом.
Задается вопрос командам из викторины (вытаскивают бочонок с вопросом). На обсуждение 30 секунд. За каждый правильный ответ 1 балл. Отвечает та команда, кто первым позвонит в колокольчик.
Викторина:
- Кто из великих русских математиков занимался поэзией?
(Ломоносов, Ковалевская.) - Кто, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению был убит на дуэли в 20 лет.
(Галуа.) - В честь какого ученого названа прямоугольная система координат.
(Декарт.) - Кто из математиков был “Главным теоретиком космонавтики”, Президентом АН СССР?
(Келдыш.) - Этого ученого называли “королем” математики. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Кто он?
(Гаусс.) - Кто из математиков был чемпионом олимпийских игр по кулачному бою?
(Пифагор.)
Конкурс.
Числа в народных пословицах, поговорках, загадках.
Команды поочередно называют пословицы, поговорки, загадки. 1 балл получает та команда, которая назовет последней.
Конкурс "Темная лошадка".
Каждой команде задается по 3 вопроса. За каждый правильный ответ на вопрос-загадку команда получает 1 балл. На обсуждение 15 секунд.
1-й команде:
1.Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, –
Что еще таким быть может? (Угол.)
2.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100 – сто.)
3.Что это может быть: две головы, две руки, шесть ног, а идут или бегут только четыре? (Всадник на лошади.)
2-й команде:
1.Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
то другая ходит кругом! (Циркуль.)
2.Назовите пять дней не называя чисел и дней недели.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
3.Что это может быть: имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест? (Вилка.)
3. Конкурс капитанов.
1. Кто знает больше слов, относящихся к математике.
За 1 минуту капитаны по очереди называют слова. Заработать 1 балл могут оба капитана.
4. Конкурс болельщиков.
1. Составить слова из слова треугольник.
Слова называют по очереди. 1 балл получит та команда, чьи болельщики назовут последнее слово
2. Составь самое длинное слово, относящееся к математике
1 балл получит та команда, чьи болельщики назовут самое длинное слово
5. Подведение итогов.