2. Практическая работа. Класс разделён на группы. Каждая группа должна аргументировано представить свой выход из конфликтной ситуации.
Таблица «Способы разрешения конфликтов» (на столе у каждой группы)
1Соревнование (конкуренция)
2Уклонение (избегание)
3Приспособление
4Компромисс
5Сотрудничество
Во время ответа одной группы представители других групп должны определить:
1.найден ли способ выхода из конфликта да, нет;
2.предложить свой способ.
Задания «Решение конфликтных ситуаций»
Как можно охарактеризовать данную ситуацию?
Почему возник конфликт?
Что можно было сделать, чтобы избежать конфликт?
Ситуация 1.«КВН
Для 9- х классов решили провести математический КВН. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в жюри. 9 б класс при подготовке к КВН- у проявил творческие способности и тщательно готовились, привлекая даже родителей. 9 а класс отнесся к подготовке несерьёзно , надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9б класс. 9а был обижен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель проходивший мимо. Настроение у всех было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора.
Ситуация 2.«Записка»
Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извинится. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики.
Ситуация 3.«Двойка»
Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Мамед не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Мамед занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Мамеду двойку, а тот ответил, что его не любят, потому что он «не русский» и отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся.
Ситуация 4. «Генеральная уборка»
После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументирую тем, что это «женская» работа. Завязался спор, который перерос в ссору.
Ситуация 5. «Дежурство»
Классный руководитель в конце урока попросил Настю и Артёма остаться подежурить. Прозвенел звонок – кто-то из ребят поторопился покинуть класс, кто-то подошёл к учительскому столу с вопросами. Артём, увидев, что учитель занят своими делами, незаметно ушёл домой. На следующий день учитель оставил Артема дежурить одного, за вчерашний день. Но в классе не оказалось веника. Тогда учитель отослал Артёма взять веник у уборщицы. Под этим предлогом тот снова ушёл домой.
Ситуация 6. «Опоздание»
Наташа регулярно опаздывает на 1 урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счёту) она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре.
Ситуация 7. «Контрольная»
Звенит звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стёрто.
Ситуация 8. «Два студента»
Два студента снимают квартиру и делят пополам все расходы. Конец месяца, финансы на исходе. Не ставя друг друга в известность, каждый из них приглашает на ужин свою подругу, зная, что осталось пару картофелин, а в холодильнике маленький кусочек колбасы. Оба хотят приготовить из них ужин. Свидание очень важно как для одного, так и для другого. На препирания нет времени…
Ситуация 9. «На дороге»
Вы стоите на светофоре в ожидании зелёного сигнала. И вот машины, стоящие перед вами, начали двигаться. Вы включаете передачу, двигатель глохнет. Вы поворачиваете ключ в замке зажигания, но двигатель не запускается. Водитель машины, стоящей позади вашей, начинает сигналить. Как вы поступите?Ситуация 10. «В магазине"
Вы с подругой приехали на выставку-ярмарку. Она хотела вернуть бракованный товар и отправилась делать замену. Вы в это время присматривались к товару в соседнем павильоне. Подруга отсутствовала долгое время, вы возвращаетесь к ней и обнаруживаете, что она ведет жаркую дискуссию с продавцом, но, по-видимому, сохраняет контроль над ситуацией. Как вы поступите?
Ситуация 11 В летнем школьном лагере решили провести конкурс «Моя малая Родина» между ребятами разных республик. Команда А готовилась с энтузиазмом, подготовила стихи, национальные костюмы, песни, танцы. Ребята рассказали о своих национальных героях. Команда Б понадеялась на своих лидеров, а те отнеслись к подготовке равнодушно, ещё и заболела танцовщица. В итоге победа досталась команде А. Двое ребят из команды Б искали во всём причины своего слабого выступления: обвинили жюри в национализме, начали выяснять отношения с участниками конкурса. Завязалась драка. Праздник был испорчен. Администрация лагеря провела беседу с участниками драки, сообщила об инциденте родителям.
Слово классного руководителя
Чтоб конфликт по жизни не разжечь,
Ты должен, что имеешь, то беречь!
Будь терпеливым, думающим будь!
Внимательным, корректным – в этом суть!
Восточная притча «О гвоздях»
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он сможет вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он смог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам остаётся.
Каждое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих нас людях. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами, пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликта. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, надо научиться предотвращать конфликты на основе принципов восстановительной медиации с помощью взрослого (учителя, родителя).
«Лестница» восстановительной медиации
Толерантность это не безразличное и безграничное терпение к происходящему вокруг нас, а готовность и стремление к пониманию непохожих на нас и деятельную благожелательность к ним.
Давайте составим «Примирительный договор». Каждая группа проанализирует, с какими противоречиями и разногласиями столкнулась при выполнении заданий и укажет это в примирительном договоре.
Форма примирительного договора
Имя, фамилия, отчество участников конфликта___________________________
Мы договорились, то_________________________________________________
Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы
Примирения об их успешном завершении будет
Возмещение ущерба (требуется, не требуется; возможно, невозможно)_______
___________________________________________________________________
Объяснение_________________________________________________________
Дальнейшие намерения
Мы поставили вопрос: «Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?». Участники встречи высказали по этому поводу следующее:___
___________________________________________________________________
Организация дальнейших встреч:
Участники договорились о необходимости дальнейшей встречи. Встречу
предполагается провести______________________________________________
Подписи сторон
Дата
4. Рефлексия: Надеюсь, в будущем вы сможете конструктивно находить выход из конфликтной ситуации. А сейчас определите свой способ решения конфликта. (Ребята на доске отмечают свой вариант в одном из 5 цветных кругов).
«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова…»
(Булат Окуджава).
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
1.Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 90 с.
2. И.В.Дубровина. «Предмет и задачи школьной психологической службы»: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885047.htm.
3.http://festival.1september.ru/articles/572924/
4.http://www.zavuch.info/methodlib/116/43793/
5. http://www.center-yf.ru/data/stat/Sposoby-razresheniya-konflikta.php
6. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_11.htm