kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Русские меры длины».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение: Данная исследовательская работа посвящена теме: « Русские меры длины».

Цель: собрать и проанализировать информацию о русских мерах длины.

Задачи:

1.Изучение литературных данных об объекте исследования.

2. Научиться сопоставлять метрическую систему с не метрической.

3. Научиться на практике применять русские меры (на основе решения задач).

Методы исследования:

1.Сбор информации из печатных источников.

2.Прведение практической работы на основе собранного материала.

План:

1.Из истории возникновения мер.

2. Человек-мера всех вещей.

3. Интересные способы измерения.

4. Древнерусская система мер длины.

5. Единицы измерения Древней Руси.

6. Меры длины в быту и на производстве.

7. Меры длины на государственной службе.

8. Меры длины в русской литературе.

9. Практическое применение русских мер длины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Русские меры длины».»

Исследовательская работа по теме

« Русские меры длины»


Автор: Пирогова Алина, ученица 7 класса

Руководитель : Караулова Лидия Ивановна, учитель математики


Введение: Данная исследовательская работа посвящена теме: « Русские меры длины».

Цель: собрать и проанализировать информацию о русских мерах длины.

Задачи:

1.Изучение литературных данных об объекте исследования.

2. Научиться сопоставлять метрическую систему с не метрической.

3. Научиться на практике применять русские меры (на основе решения задач).

Методы исследования:

1.Сбор информации из печатных источников.

2.Прведение практической работы на основе собранного материала.

План:

1.Из истории возникновения мер.

2. Человек-мера всех вещей.

3. Интересные способы измерения.

4. Древнерусская система мер длины.

5. Единицы измерения Древней Руси.

6. Меры длины в быту и на производстве.

7. Меры длины на государственной службе.

8. Меры длины в русской литературе.

9. Практическое применение русских мер длины.

Заключение.

Список литературы.

Приложение (презентация).
























«Не хитра машина-

Ладонью отмерить четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

Приблизительно четверть аршина отвалятся».

В. Маяковский.

Данная работа посвящена русским мерам длины и является исследовательской по этой теме. Целью работы является глубокое изучение русских мер длины. Узнать , откуда они пошли, как назывались, где применялись. Всегда интересно знать историю своей страны, а не метрическая система мер -это кусочек нашей истории.

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш древний предок уже мыслил и пытался изготовить орудия труда, строить себе жилища, добывать пищу, возникла необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу. Для измерения малых предметов и расстояний использовались мелкие единицы «естественного» происхождения.

Первым эталоном служили отдельные части человеческого тела. С глубокой древности предки измеряли расстояния собой, они располагали только собственным ростом, длиной рук и ног. Это и удобно, и руки с ногами всегда при себе, их нельзя «забыть дома». Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть, англичане до сих пор пользуются королевским футом, равным длине ступни короля, у древних арабов был волос из ослиной морды. Почти у всех народов расстояние измерялось шагами, но для измерения полей и других больших расстояний шаг был слишком малой мерой, поэтому была введена мера трость или двойной шаг, а затем двойная трость или перша.

У наших предков были весьма интересные способы измерения. Например, была такая мера длины, как «вержение камня»- бросок камнем, «перестрел»- расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояние измерялось и так: «Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути». В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочесть : «От погоста во все стороны на бычачий рев»- значило- на расстояния с которых еще слышен рев быка. Мера пути «выпряжной» равнялась расстоянию между пунктами, в которых перепрягали лошадей, при перевозке казенной почты. Мерой служило и время «пока закипит котел воды», «пушечный выстрел»- тоже мера расстояния.. В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния-бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно.

Из летописей, торговых книг, сборников законов, дошедших до наших дней можно узнать о том, что русский народ на протяжении столетий использовал в быту, розничной торговле, ремесле такие «рукотворные» меры длины. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: пядь, локоть, вершок, сажень, верста, рашин. Древнейшими были локоть и сажень. Затем стали различать сажени: маховую, косую, казенную мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Небольшие расстояния на Руси измерялись четвертями, пядями и аршинами, линиями. К наиболее мелким старинным русским мерам длины относилась точка. Возможно отсюда появилось слово точность. Большие расстояния измеряли поприщем. А затем взамен ее появилась верста, которых было две: путевая-ею измеряли пути и межевая- ею измеряли земельные участки.

Система древнерусских мер длин.

Аршин- старинная русская мера длины, равная в современном исчислении 0,7112м.

Также это была мерная линейка, на которую. Обычно наносили деления в вершках. Было и другое название этой меры- шаг. Практически, счет мог производиться парами шагов. Взрослого человека (раз- два- один, раз- два- два, раз-два-три…), или тройками (раз- два-три- один, раз- два-три-два…), а при измерении шагами небольших расстояний, применялся пошаговый счет. В дальнейшем стали применять под этим названием величину, равную длине руки.

Сажень- одна из наиболее распространенных мер длины на Руси. Саженей было более десяти , у каждой было свое назначение, они были несоизмеримы и не кратны одна другой.

Маховая сажень-расстояние между концами средних пальцев раскинутых в сторону рук.

Косая сажень- самая длинная: расстояние от носка левой ноги до среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Верста- старорусская путевая мера (иначе «поприще»). Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом верста равнялась 500 саженям. Верстой также называли верстовой столб на дороге.

Межевая верста- единица измерения, равная двум верстам, применяли обычно при определении выгонов вокруг больших городов, а в Сибири и на окраинах России- ею измеряли расстояния между населенными пунктами. Межевые версты постепенно вытеснялись путевыми.

Путевая верста- применялась реже, в основном ею измеряли расстояния в Европейской части России, в 18 веке начала укрепляться , а в 19 веке стала единственной верстой.

Локоть- исконно древнерусская мера длины была известна уже в 11 веке. Равнялся он расстоянию по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки. Применялся широко в торговле холстом, полотном, сукном как основная мера. С 16 века вытесняется постепенно аршином и в в 19 веке почти не применяется.

Фут- мера длины была уточнена с введением единицы длины- шток. Это длина ступней 16 человек, выходящая из храма от заутрени в воскресенье Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди разного роста.

Шаг - одна из древнейших мер длины, была равна средней длине человеческого шага.

Пядь (пядница) – древнерусская мера длины. Малая пядь- расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев. Большая пядь- расстояние между концами большого пальца и мизинца. Пядь с кувырком- пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца. Старые иконописцы величину икон измеряли пядями: «Икона Георгие Великий деяньи четырех пядей» (в 1 аршин). В 17 веке пядь как мера длины еще продолжала существовать , но так как значение ее изменилось, из-за согласования с четвертью аршина, то это название постепенно выходило из употребления.

Вершок- мера длины. Наименование «вершок» произошло от слова «верх», один вершок равнялся четырем ногтям.

Дюйм- русская мера длины, использовалась для измерения небольших длин, употреблялась длина сустава большого пальца ( дюйм в переводе с голландского означает большой палец).

Линия- русская мера длины, 1 линия равнялась 10 точкам.

Точка- в русских мерах длины 1 точка равнялась 1/10 линии.

В период феодальной раздробленности продолжают употребляться меры длины, встречавшиеся в древнерусском государстве. Сохраняется старое деление крупныхединиц на мелкие: локоть равен 2 пядям; сажень=4 локтям=8 пядям. Локоть иногда называли стопой, пядь- ногой. Размеры их в разных феодальных центрах были различными. Поэтому складывались две системы мер длины: новгородско- псковская и московско- владимирско- черниговская. В первой системе пядь равнялась 22-23 см, а во второй 19см. Соответственно этим величинам разные размеры имели сажень и локоть.

Впервые древнерусские меры как единую систему представил академик Рыбаков, который писал: « одним из существенных отличий русской народной метрологии от древнегреческой, римской или византийской и западноевропейской, является принцип постепенного деления на 2…»

Единицы измерения длин:

Аршин=16 вершков= 71,12 см

Верста=500 саженей=1,0668 см

Сажень=3 аршина=7 футов=2,1336 м

Сажень маховая= 1,76 м

Сажень косая=2,48 м

Пядь=4 вершка=1 четверти=17,78 см

Вершок=1дюйма=4,5 см

Локоть=38-46 см

Линия=10 точкам=2,54см

Точка=1/10 линии=0,25 мм

Дюйм=1/28 аршина=1/12 фута=10 линиям=2,54 см

Фут=1/2 сажени=12 дюймам=0,3048 м

Сотка=1/100 сажени=21,336 мм

Миля=7,468 км

Четверть=1 пяди=17,78 см

Русские меры длины как единицы измерения применялись в быту и на производстве. Купцы, продавая товар, как правило, мерили его аршином (линейкой) или по быстрому – отмеряя от плеча. Локоть употребляли для измерения сукна, полотна и шерстяных тканей. Как следует из Торговой книги. Три локтя приравнивались двум аршинам. Для определения роста человека или животного использовали два способа полного выражения роста : 1- сочетание « роста…локтей…пядей»; 2-сочетание «роста…аршина…вершков». С 18 века- «…фута…дюйма». Для домашних мелких животных использовали- «рост…вершков». Для деревьев-«высота…аршин». Сажень, представлявшая наиболее крупную меру длины, широко применялась при измерении расстояний в строительстве сооружений, в кораблестроении, при картографических работах. Также выражали фактическую длину улиц. Версту употребляли в качестве межевой меры и для измерения расстояний между населенными пунктами. Аршин совместно с вершком применяли в 17 веке в различных отраслях производства. В «Описных книгах» оружейной палаты Кирило- Белозерского монастыря(1668г.) записано: «…пука медная полковая, …длина три аршина полодинадцаты вершка (10,5 вершка)….. Пищаль большая чугунная,…, длина три аршина три чети с полувершком». В линиях выражались размеры ламповых стекол (трехлинейное стекло) и калибр ружей. Точки применялись только для определения размеров золотой и серебряной монеты. В механике и машиностроении дюйм делили на 4,8,16,32 64 части.

С оживлением внутренней и внешней торговли надзор за мерами от духовенства перешел к специальным органам гражданской власти- Приказу большой казны. В конце 17 века применение «неорленых» мер запрещалось под страхом смертной казни. Злоупотребление мерами имело место не только в торговле. В России в княжеских. боярских и монастырских владениях с древних времен употреблялись свои дворцовые меры, но во владениях великого князя- казенные. Однако в 16 и 17 веках усердно вводились единые государственные или таможенные меры. Дворовые и казенные меры были значительно меньше таможенных, иногда составляя только половину последних. Владельцы земель выдавали довольствие служилым людям своими меньшими мерами и извлекали этим дополнительную прибыль. В 18 и 19 веках проводились мероприятия по усовершенствованию системы мер и весов. Комиссия о мерах и весах 1736 года установили точную величину аршина по сохранившемуся в кабинете Петра 1 полуаршинав 14 английских дюймах. Закон о мерах и весах 1842 года закончил продолжавшиеся свыше 100 лет мероприятия правительства по упорядочению систем мер и весов. Д.И.Менделеев, руководя работой Главной палаты мер и весов, полностью преобразовал дело измерений в России, наладил научно-исследовательскую работу и решил все вопросы о мерах, которые вызывались ростом науки и техники в России. В 1899 году был издан разработанный Д.И.Менделеевым новый закон о мерах и весах. На новых началах была организована проверка имеющихся в обращении мер, надзора за которыми до этого фактически не было.

Признав целесообразность перехода к десятичной метрической системе, мы все еще пользуемся мерами наших предков. В разговоре до сих пор употребляем такие слова как вершок, верста и др. Литературные произведения заставляют возвращаться к старорусским мерам:

« Умом Россию не понять, аршином общим –не измерить»-Тютчев.

« Он, правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал»-А.С.Пушкин.

« Да еще конька

Ростом только три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами»- П. Ершов.

«За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем».

« Меньше аршина земли в ширину

Меньше сажени в длину»- Н.А. Некрасов.

« Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом»

-Н.В. Гоголь.

Много примеров в народном творчестве, в пословицах и поговорках:

«Борода с вершок, а слов с мешок»

«Семь верст до небес, и все лесом»

« Для молодца семь верст не околица»

« На аршин бороды, да ума на пядь»

« От мысли до мысли пять тысяч верст»


Ознакомившись с теорией, мне хотелось попробовать на практике. Я решила заняться решением задач, которые были созданы на основе сохранившихся документов.

Задача 1. Рост Петра Великого.

Раньше, говоря о росте взрослого человека, указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Что сказали бы наши предки о росте Петра Великого, равном 2м 4см ?

Решение:

2м4см=204см

1аршин=165 верков, 1 вершок4,5см

4.5*16=72см=16вершков

72*2=144см-2 аршина

204-144=60см

60:4,513 вершков-рост Петра

Задача 2. Малахитовая чаша.

В 1828г Екатеринбургская гранильная фабрика получила заказ на изготовление « квадратной чаши с ножкою наборною» из малахита. На чертеже чаши указывались ее размеры:

Высота с пьедестала-2 аршина 4 вершка, высота без пьедестала-1 аршин 5 вершков, высота ножки-13 вершков. Каким должна быть высота самой чаши, пьедестала?

Решение: 1 аршин-16 вершков

2 аршина 4вершка=36 вершков- высота с пьедесталом;

1 аршин 5 вершков=21 вершок-высота без пьедестала;

36-21=15 вершков-высота пьедестала;

21-13=8 вершков-высота чаши.


Задача3. Самый рослый.

Говоря о каком- то персонаже, писатели нередко указывали его рост.

  1. Собакевич- Чичикову: « А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщите такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» (Н.В.Гоголь, «Мертвые души».

  2. « Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья» («И.С.Тургенев, «Муму»).

  3. « Никитушка Ломов, бурлак, ходивший по Волге лет 20-15 тому назад, был гигант геркулесовой силы; 15 вершков ростом…» (Н.Г.Чернышевский, «Что делать?»

  4. Из описания Коровьева: «На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно…» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

Кто из упомянутых героев самый низкий, а кто самый высокий? Какова у этих двоих разница в росте?

Решение: Степан Пробка-3 аршина 1 вершок=49 вершков; Герасим-12 вершков; Ломов-15 вершков; Коровьев-1 сажень=3 аршинам=48 вершков. Самый низкий Герасим-2 аршина 12 вершков=198см, самый высокий Степан Пробка-49 вершков-220,5см, разница в росте составила-22,55см.

Задача4. Продажа ткани.

В ведомости о состоянии дел на суконной фабрике графа С.П. Ягужинского за 1773г. упоминается о количестве реализованной ткани: ! В эту половину года много продали в свободной торговле. Ушло 1296 аршин сукон, 5070 аршин красных, 5508 крашеной каразеи. Но комиссариат взял всего 1378 аршин. Во второй половине года картина обратная: продано всего 877 аршин, зато комиссариат взял 14840, в остатке 6755».

Сколько всего аршин ткани выпустила фабрика в тот го? Какое ее количество удалось реализовать? Куда и на сколько аршин ткани ушло больше: в свободную торговлю или было продано комиссариату?

Решение:1296+5070+5508+1378+14840+6755=35724 аршина- выпустили за год.

35724-6755=28969 аршин- удалось реализовать.

1296+5070+5508+877=12751 аршин-ушло в свободную торговлю.

1378+14840=16218 аршин-купил комиссариат.

16218-12751=3467 аршин-на столько больше купил комиссариат.

Задача 5. Секрет постройки бани.

Столетие назад автор одной из книг по «практическому строительному искусству» при расчете площади банных помещений рекомендовал соблюдать следующие нормы на одного человека: раздевальня-13 кв. аршин, 4 мыльня-18 кв.аршин, парильня-1 кв. сажень. Какая общая площадь банных комнат полагалась по этим нормам на одного любителя пара? Укажите ответ в квадратных аршинах, в квадратных метрах.

Решение: 1 кв.аршин=0,51 кв.метр

1 кв. сажень=4,55 кв.метров=9 кв.аршин

13+18+9=40 кв. аршин=20,4 кв метра- (общая площадь на одного)


Так я познакомилась с русскими мерами длины. Узнала много нового из литературных источников и попыталась применить знания о мерах длины на практике. Русские меры –достояние нашей культуры и мы в праве гордиться своими предками, их разумными решениями в деле торговле и взаимных расчетов.


Список литературы:

  1. Деньгуб В.Н., Смирнов В.Г. Единицы величин :словарь-справочник. М: Издательство стандартов, 1990г.

  2. Депман И.И. Меры и метрическая система. М.:Просвещение, 1993г.

  3. Грамм М.И. Занимательная энциклопедия мер, единиц и денег. Челябинск; 1995г.

  4. Седов Л.Н. Вопросы русской метрологии на внеклассных занятиях по математике. Ярославль, 1999г.

  5. Гермогенова И.Н. Наименование мер длины, веса и денег в древнерусском языке. М. Просвещение 1999г.

  6. Журнал Математика в школе. 2001г.

  7. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М. : Просвещение, 1991г.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа «Русские меры длины».

Автор: Караулова Лидия Ивановна

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация "Очень хочется узнать, как умели измерять" (старинные русские меры длины) "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-ochien-khochietsia-uznat-kak-umieli-izmieriat-starinnyie-russkiie-miery-dliny"
    ["file_id"] => string(6) "217841"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433492724"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Проектно - исследовательская работа "Старинные русские меры длины в современной жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(104) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-starinnyie-russkiie-miery-dliny-v-sovriemiennoi-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "107406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403249673"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока-исследования "Как люди измеряли и измеряют длину" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-kak-liudi-izmieriali-i-izmieriaiut-dlinu"
    ["file_id"] => string(6) "129311"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415665051"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Учебно-исследовательский проект "Старинные русские меры длины""
    ["seo_title"] => string(68) "uchiebno-issliedovatiel-skii-proiekt-starinnyie-russkiie-miery-dliny"
    ["file_id"] => string(6) "300198"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456676464"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме: "Различные единицы измерения" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-razlichnyie-iedinitsy-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "104709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402752081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства