kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-исследовательский проект "Старинные русские меры длины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на научно-практическую конференцию. Математика, 7 класс

Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. У многих народов была мера расстояния стрела, то есть  дальность полета стрелы. До сих пор существуют выражения: не подпускать на пушечный выстрел. Но  и разные пушки стреляют на разные расстояния. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Название работы»













Название работы: «Старинные русские меры длины»















Автор работы:Осипова Полина ученица 7 класса «В»

Научный руководитель:Ахметханова Галина Александровна














Содержание

Ведение ……………………………………………………………………………………………………………………………………………3

Из истории………………………………………………………………………………………………………………………………………4

Система древнерусских мер длины………………………………………………………………………………………………5

Пословицы и поговорки…………………………………………………………………………………………………………………6

Исследование …………………………………………………………………………………………………………………………………7

Анкетирование………………………………………………………………………………………………………………………………8

Вывод………………………………………………………………………………………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………10

Литература…………………………………………………………………………………………………………………………………11







































Введение



В этом учебном году я начала изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой для меня науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения. Я узнала, что с 1963 г. в России и других странах принимается международная система единиц СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр.

При изучении русской литературы, которую я люблю, мне неоднократно попадались произведения, в которых упоминались старинные меры длины. Меня это очень заинтересовало. И я решила побольше узнать об этих мерах и установить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами



Цель работы: исследовать возникновение старинных мер длины и установить их связь с современными.

Основополагающий вопрос: нужно ли нам знание старинных русских мер длины?

Задачи исследования:

  • установить можем ли мы обойтись без измерений;

  • собрать материал про меры длины, которыми пользовались наши предки;

  • рассказать сверстникам о собранной информации;

  • провести исследовательскую работу с одноклассниками на тему: «Практическое применение старинных мер длины»

  • Создать брошюру «Старинные русские меры длины».

Гипотеза: предположу, что знание старинных мер длины необходимы для того, чтобы узнать и понять историю своего народа

Методы исследования: работа с толковым словарем, энциклопедии, поиск информации в сети Интернет, анкетирование учащихся, исследования.



















Из истории

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. У каждого человека найдутся дома линейка и сантиметровая лента. Они нужны для того, чтобы измерять длины. Небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Конечно, у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Поэтому в Древнем Риме для таких измерений служила миля - так называли путь в тысячу двойных шагов (и правой, и левой ногой). Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. У многих народов была мера расстояния стрела, то есть дальность полета стрелы. До сих пор существуют выражения: не подпускать на пушечный выстрел.Но и разные пушки стреляют на разные расстояния. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения. В старину говорили: «Едешь 10 снов, 20 снов, 40 снов» (то есть суток). Эстонские моряки мерили расстояние трубками. Так назывался у них путь пройденный кораблём при нормальной скорости за время, пока курится набитая табаком трубка. В Испании такой же мерой расстояния служила сигара, а в Японии – лошадиный башмак. Так называли путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к её ногам соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.




























Система древнерусских мер длины

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: вершок, пядь, локоть, аршин, сажень, версту.

Вершок - длина верхней части пальца. 1 вершок = 4, 45см. Наименование «вершок» происходит от слова «верх». Интересно отобразилась эта мера в устном народном творчестве. «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим». В таких высказываниях открывается душа русского народа.

Пядь. У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Первоначально под пядью понималась мера длины, равная максимальному расстоянию по прямой между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

Локоть. Одной из самых распространённых единиц длины был локоть, то есть расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку (и, конечно, стараясь при этом обмануть покупателя), локтями высоту дерева, срубленного на постройку дома.

Аршин — старинная мера длины в России равная примерно 72 см. А началось всё с локтя! Но только до тех пор, пока не поняли, что руки – то у всех разные. У одного – чуть не по земле волочатся. У другого - короткие. Вот тогда – то и появился аршин. Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. На ней обычно были нанесены деления в вершках. Аршин также использовался в торговле и постепенно вытеснил другую единицу длины — локоть. Об аршинах сохранились и множество пословиц и поговорок. «Как аршин проглотил», «Мерит – де всё на свой аршин» В первом случае подчёркивается стройность человека. Аршин это ведь и линейка ещё! Второй случай подчёркивает эгоизм человека. «Пишешь аршинными буквами» - то есть крупно.

Сажень. Наряду с локтем применяли и другие единицы измерения длин. Если свести руки на груди, то концы пальцев сойдутся вместе. Это значит, что локоть равен четверти расстояния между концами пальцев расставленных рук. Такое расстояние применялось для измерения длин во многих странах. На Руси его называли сажень. Сажень примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки.

Верста — старая русская мера длины для измерения пути.
Величина версты не раз менялась в зависимости от числа саженей, входивших в неё, и величины сажени. Верста могла содержать и 500 саженей (примерно 1 км), и 750 саженей (1 км 600 м). Её употребляли для межевания (разделения земельных владений).





Пословицы и поговорки связанные с мерами длины

  • Семи пядей во лбу. Так говорят об очень умном человеке

  • Сам с ноготок, а борода с локоток. Так говорят о человеке с большой бородой, но маленького роста.

  • Косая сажень в плечах. Говорят о рослом плечистом человеке.

  • Мерить версты.Ходить пешком на большие расстояния.

  • Видеть на сажень сквозь землю. Если человек отличается большой проницательностью

  • Эка верста выросла. Говорят о человеке большого роста

  • Два вершка от горшка, а уже указчик. Так говорят о молодом человеке, не имеющем еще достаточного жизненного опыта, но поучающего всех и каждого.

  • Близок локоть, да не укусишь. О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.



































Исследование

Мною были проведены некоторые исследования.

Исследование 1.

Я с подругой измерила длину комнаты шагами.

Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему?

Дело в том, что у нас разные мерки, разная длина шага.

Я сделала вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.

Исследование 2.

Моя подруга измеряла длину ленты в современных мерах длины, а я саженью.

Результат таков: девочка, которая измеряла при помощи метра, справилась быстрее, и измерения получились точными.

Выводы по исследованию.

Подводя итог по исследованию можно сказать, что:

Без измерений современный человек обходиться не может.

В древности люди тоже не могли обходиться без измерений

Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга.

Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр.

























Анкетирование

Я провела опрос среди учащихся по теме старинные русские меры длины вопросы были следующие:

1.Как называлась старинная русская мера длины? 

2.Какая из саженей наименьшая?

3.Какая мера измерения показана?

4.Какая мера измерения показан?

Ответы были такие:

1 Локоть

2.Маховая

3 Сажень

4. Пядь








Выводы

  • В старой Руси меры зависели от самого человека и видов его практической деятельности

  • Возникла необходимость отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела.

  • Человек начал искать новые единицы измерения в окружающей природе

  • Гипотеза наша подтвердилась: знать старинные меры длины необходимо для того, чтобы узнать и понять историю своего народа










































Заключение

Из проделанной работы я узнала, что в древней Руси система мер была разнообразной и зависела от самого человека и видов его практической деятельности, поэтому возникла необходимость перехода к метрической системе мер. Меры длины сегодня удобны, лаконичны и понятны. Безусловно, присутствует элемент упрощения. В древности, одна мера длины могла носить множества имён, и назначений. От этого архитектурные памятники более гармоничные. Да и всё пространство, как бы было ориентировано на человека, на его нужды. Что ж мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам нужную структуру для понимания духовного мира нашего народа в далёком прошлом.

Каждый человек должен знать и современные меры длины и старинные. Не зная прошлого нельзя понять настоящее.





































Литература


  • Федорчук С. В. Метрология древнерусского государства (X — начало XII вв.)

  • Федорчук С. В. Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII—XV вв.).

  • Белобров В. А. Традиционная русская система мер длины.

  • Белобров В. А. Система русских саженей: мифы и загадки.

  • Белобров В. А. Кто ты, русский аршин?

  • Белобров В. А. Из чего сверстаны версты?.

  • Белобров В. А. О протяженности древнерусских дорог.

  • Белобров В. А. Роль Петра I в развитии русской системы мер длины

  • Золотые россыпи. «Русские народные пословицы и поговорки»

  • Романов Г.Я. «Наименование мер длины».

  • Книга Меры длины

  • http://scolaire.ru/russkiye_meri.php

  • http://www.servicetrend.ru

  • https://www.google.ru


12


Просмотр содержимого документа
«Тест»

Тест « Старинные русские меры»


1. Какие меры измерения вы знаете?


2.Как называлась старинная русская мера длины?

А. Колено.                 В. Ребро.

Б. Локоть.                 Г. Запястье.


3. Какая из этих саженей наименьшая?

А. Мерная.                В.Косая.

Б. Маховая.        Г. Казенная.


4. Какая мера измерения показана на картинках?

Сажень


5. Какая мера измерения показана на картинках?

Пядь

Просмотр содержимого документа
«математика нпк»

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. У каждого человека найдутся дома линейка и сантиметровая лента. Они нужны для того, чтобы измерять длины. Небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Конечно, у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Поэтому в Древнем Риме для таких измерений служила миля - так называли путь в тысячу двойных шагов (и правой, и левой ногой). Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. У многих народов была мера расстояния стрела, то есть дальность полета стрелы. До сих пор существуют выражения: не подпускать на пушечный выстрел. Но и разные пушки стреляют на разные расстояния. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения. В старину говорили: «Едешь 10 снов, 20 снов, 40 снов» (то есть суток). Эстонские моряки мерили расстояние трубками. Так назывался у них путь пройденный кораблём при нормальной скорости за время, пока курится набитая табаком трубка. В Испании такой же мерой расстояния служила сигара, а в Японии – лошадиный башмак. Так называли путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к её ногам соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.

Шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Рост человека, рулон ткани шагами не измеришь. Здесь применяли новые единицы измерения. В ход пошли те измерительные приборы, которые всегда были при себе. При измерениях длин стали использовать ширину пальца, длину сустава пальца, расстояние от локтя до кончика среднего пальца, размах руки. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног.

  1. Система древнерусских мер длины

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: вершок, пядь, локоть, аршин, сажень, версту.

Вершок - длина верхней части пальца. 1 вершок = 4, 45см. Наименование «вершок» происходит от слова «верх». Интересно отобразилась эта мера в устном народном творчестве. «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим». В таких высказываниях открывается душа русского народа.

Пядь. У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Первоначально под пядью понималась мера длины, равная максимальному расстоянию по прямой между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

Существовало несколько разновидностей пяди: "малая пядь" — расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (19 см); "пядь великая" — расстояние по прямой между вытянутыми большим пальцем и мизинцем руки (20-25 см);

Локоть. Одной из самых распространённых единиц длины был локоть, то есть расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку (и, конечно, стараясь при этом обмануть покупателя), локтями высоту дерева, срубленного на постройку дома.

Аршин — старинная мера длины в России равная примерно 72 см. А началось всё с локтя! Но только до тех пор, пока не поняли, что руки – то у всех разные. У одного – чуть не по земле волочатся. У другого - короткие. Вот тогда – то и появился аршин. Возможно, это слово произошло от персидского слова «арши» — «мера длины». Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост.

Верста — старая русская мера длины для измерения пути.
Величина версты не раз менялась в зависимости от числа саженей, входивших в неё, и величины сажени. Верста могла содержать и 500 саженей (примерно 1 км), и 750 саженей (1 км 600 м). 1000 саженей было в межевой версте, примерно равной 2 км. Её употребляли для межевания (разделения земельных владений).

Сажень, представлявшая наиболее крупную единицу длины (существовали мерные веревки, длина которых была равна сажени) получила широкое применение преимущественно при измерении земельных участков и в строительстве.

В России долгое время существовало множество различных саженей. По данным историков и архитекторов, саженей было более 10.

Сейчас этой мерой расстояния в России уже не пользуются. Однако и в наше время существует известное выражение — «Коломенская верста». Так шутливо называют человека очень высокого роста. Это связано, возможно, с тем, что самая длинная в России верста была установлена государем Алексеем Михайловичем на дороге из Москвы в село Коломенское. По другой версии — на той же дороге были самые высокие дорожные столбы.

Рассмотрим некоторые пословицы и поговорки связанные с мерами длины

  • Семи пядей во лбу. Так говорят об очень умном человеке?

  • Сам с ноготок, а борода с локоток. Так говорят о человеке с большой бородой, но маленького роста.

  • Косая сажень в плечах. Говорят о рослом плечистом человеке.

  • Мерить версты. Ходить пешком на большие расстояния.

  • Видеть на сажень сквозь землю. Если человек отличается большой проницательностью

  • Эка верста выросла. Говорят о человеке большого роста?

  • Два вершка от горшка, а уже указчик. Так говорят о молодом человеке, не имеющем еще достаточного жизненного опыта, но поучающего всех и каждого.

  • Близок локоть, да не укусишь. О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.

  • Два вершка от горшка, а уже указчик. Так говорят о молодом человеке, не имеющем еще достаточного жизненного опыта, но поучающего всех и каждого.

  • Близок локоть, да не укусишь. О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.

YII.Выводы

  • В старой Руси меры зависели от самого человека и видов его практической деятельности

  • Возникла необходимость отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела.

  • Человек начал искать новые единицы измерения в окружающей природе

  • Гипотеза наша подтвердилась: знать старинные меры длины необходимо для того, чтобы узнать и понять историю своего народа

YIII. Заключение.

Из проделанной работы мы узнали, что в древней Руси система мер была разнообразной и зависела от самого человека и видов его практической деятельности, поэтому возникла необходимость перехода к метрической системе мер. Меры длины сегодня удобны, лаконичны и понятны. Безусловно, присутствует элемент упрощения. В древности, одна мера длины могла носить множества имён, и назначений. От этого архитектурные памятники более гармоничные. Да и всё пространство, как бы было ориентировано на человека, на его нужды. Старинные меры длины открывают нам человека русского, духовно богатого, разнообразного и с хитринкой. Что ж мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам нужную структуру для понимания духовного мира нашего народа в далёком прошлом.

Каждый человек должен знать и современные меры длины и старинные. Не зная прошлого нельзя понять настоящее.





Просмотр содержимого презентации
«нпк по матем.t»

«Старинные русские меры длины»   Автор работы: Осипова Полина ученица 7 класса «В» Научный руководитель: Ахметханова Галина Александровна

«Старинные русские меры длины»

Автор работы: Осипова Полина ученица 7 класса «В»

Научный руководитель:

Ахметханова Галина Александровна

цель

цель

  • исследовать возникновение старинных мер длины и установить их связь с современными.
Задачи проекта

Задачи проекта

  • установить можем ли мы обойтись без измерений;
  • собрать материал про меры длины, которыми пользовались наши предки;
  • рассказать сверстникам о собранной информации;
  • провести исследовательскую работу с одноклассниками на тему: «Практическое применение старинных мер длины»
  • Создать брошюру «Старинные русские меры длины».
Гипотеза: предположу, что знание старинных мер длины необходимы для того, чтобы узнать и понять историю своего народа Методы исследования:
  • Гипотеза: предположу, что знание старинных мер длины необходимы для того, чтобы узнать и понять историю своего народа
  • Методы исследования: работа с толковым словарем, энциклопедии, поиск информации в сети Интернет, анкетирование учащихся и родителей, исследования.
Из истории

Из истории

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: вершок, пядь, локоть, аршин, сажень, версту.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: вершок, пядь, локоть, аршин, сажень, версту.

Вершок Вершок Вершок

Вершок

Вершок

Вершок

Пядь

Пядь

Локоть

Локоть

сажень

сажень

Верста Верста верста

Верста

Верста

верста

Аршин

Аршин

Исследование №1 Я с подругой измерила длину комнаты шагами. Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему? Дело в том, что у нас разные мерки, разная длина шага. Я сделала вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.

Исследование №1

Я с подругой измерила длину комнаты шагами.

Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему?

Дело в том, что у нас разные мерки, разная длина шага.

Я сделала вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.

Исследование №2 Моя подруга измеряла длину ленты в современных мерах длины, а я саженью. Результат таков: девочка, которая измеряла при помощи метра, справилась быстрее, и измерения получились точными.

Исследование №2

Моя подруга измеряла длину ленты в современных мерах длины, а я саженью.

Результат таков: девочка, которая измеряла при помощи метра, справилась быстрее, и измерения получились точными.

Анкетирование

Анкетирование

Выводы

Выводы

  • В старой Руси меры зависели от самого человека и видов его практической деятельности
  • Возникла необходимость отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела.
  • Человек начал искать новые единицы измерения в окружающей природе
  • Гипотеза наша подтвердилась: знать старинные меры длины необходимо для того, чтобы узнать и понять историю своего народа
Не зная прошлого нельзя понять настоящее.

Не зная прошлого нельзя понять настоящее.

Просмотр содержимого презентации
«тест»

Тест

Тест

Какие меры измерения  вы знаете?

Какие меры измерения вы знаете?

Как называлась старинная русская мера длины?

Как называлась старинная русская мера длины?

  • А) Колено.                 В) Ребро.
  • Б) локоть                 Г) Запястье.
8.Какая из этих саженей наименьшая?

8.Какая из этих саженей наименьшая?

  • А) Мерная.                В)Косая.
  • Б) Маховая.        Г) Казенная.
Какая мера измерения показана на картинках

Какая мера измерения показана на картинках

Какая мера измерения показана на картинках

Какая мера измерения показана на картинках


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Учебно-исследовательский проект "Старинные русские меры длины"

Автор: Осипова Полина Александровна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства