В данной статье идет речь об использовании информационных технологиях на уроках математики. Статья написана на основе моего опыта работы и опыта работы других учителей. Так же в статье рассмотрены основные направления применения информационных технологий на уроках, и конкретные примеры их использования на различных этапах урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ирина Сергеевна Нагубнева
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Анжеро-Судженский педагогический колледж
Как и каждый учитель, мы заинтересованы в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) на своих уроках.
Для этой цели изучаем опыт коллег, постоянно ищем новые пути подхода в обучении своему предмету, но всегда стараемся увлечь своих учеников, развить любознательность при изучении каждой новой темы.
Сегодня применение информационных технологий на уроках позволяет учителю грамотно решать сразу несколько задач: повышение мотивации учащихся к обучению, визуализация изучаемого материала, моделирование различных процессов, использование разнообразных методов и форм обучения, интенсификация учебного труда.
Для успешно применения ИТ на уроках математики учитель должен не только владеть методикой преподавания, уметь создавать проблемные ситуации, обладать даром прогнозирования, но и быть хорошим пользователем ПК, прекрасно работать во всех программах стандартных программах Microsoft Office и графопостроителях, хорошо ориентироваться в цифровых образовательных ресурсах
Основные направления применения ИТ в моей работе с учащимися:
изучение материала с применением авторских презентаций, электронных учебных модулей, различных обучающих программ;
контрольное тестирование учащихся с применением собственных тестов и тестов, предлагаемых другими разработчиками;
проведение практических занятий с помощью тренажеров;
активное использование электронных учебных модулей (информационных, практических, контрольных) в индивидуальной домашней работе;
проведение конкурсов презентаций по математическим темам среди студентов;
разнообразное использование мультимедийного материала во внеклассной работе по предмету, в воспитательной работе и в работе с родителями.
На этапе обобщения материала на учебном занятии по геометрии при изучении темы «Многогранник» мы предлагаем студентам выполнить такое задание: выбрать понравившийся многогранник, оформить иллюстративно презентацию (в нее должны войти такие материалы: чертеж, разветрка, формулы, подобрать задачи, исторический материал, составить вопросы к зачету). На этом этапе студент должен показать знания по конкретной теме, поэтому преподавателем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те Интернет-ресурсы, которые достоверны и интересны. В качестве домашнего задания можно предложить студентам подготовить буклет по данной теме. Такие уроки вызывают познавательный интерес у студентов к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности студентов.
При закреплении материала можно предложить студентам создать проект — компьютерную презентацию. Например, по следующим темам: «Сложение. Законы сложения», «Вычитание. Правила вычитания числа из суммы и суммы из числа», «Умножение. Законы умножения», «Деление. Отношения «Больше в» и «Меньше в»».
Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Например, по теме «Правильные многогранники можно на отдельных слайдах показать каждую из следующих фигур: тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, куб и додекаэдр. Такие уроки вызывают познавательный интерес у студентов к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности студентов.
Презентацию мы используем так же для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми студентами группы. При проверке домашнего задания обычно много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. Можно предложить студентам образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовывать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Оперативный контроль осуществляется с помощью методов взаимоконтроля, самоконтроля, тестирования. Тестирование хорошо проводить с помощью компьютера, когда ученик видит результаты своих ответов и получает независимую оценку. И студент, и преподаватель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению незнания и непонимания.
С использованием Microsoft Office Excel и графопостроителя можно проводить уроки по темам: «Функция. Свойства функций», «Преобразование графиков функций», «Построение графиков функций». В колледже есть все возможности для развития проектного мышления – составление мультимедийных презентаций. Это повышает наглядность (английская пословица «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»); сокращает временные затраты на контроль знаний. К каждой теме имеются ссылки на страницы сайтов, на которых находится нужный материал. Используются программы-учебники, программы-тренажеры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки. Эффективность учебного занятия во многом зависит от безопасности и оптимальных режимов применения технических средств обучения и, в том числе, ИКТ.
При проведении уроков могут использоваться обучающие программы, тесты на образовательном сайте www.ege.edu.ru, www.fipi.ru. Также можно использовать открытый сегмент ФБТЗ.
Сейчас в практику вошло репетиционное тестирование, предоставленное экзаменационным агентством «Единый экзамен» www.probaege.edu.ru. Где представлены задания КИМов всех уровней. А также агенство «Кенгуру»http://www.kenguru.sp.ruпредоставляет такую возможность. На уроке и вне его при подготовке к ЕГЭ можно использовать интернет-ресурсы www.gotovkege.ru, www.egehelp.ru. На сайте www.fcior.ru во вкладке «Каталог» есть возможность пройти тестирование по различным образовательным модулям, на разных уровнях изучения. Использование компьютера позволяет быстро определить уровень знаний каждого студента, выявить пробелы в знаниях определенных тем. Обучающие программы обеспечивают восприятие материала каждым студентом, так как каждый в своем темпе (что немаловажно), самостоятельно продвигается по учебному материалу. Не усвоив текущего, не перейдешь к следующему – компьютер не позволит. Преподаватель имеет возможность скорректировать работу студента, помочь слабому. Тесты можно составить дифференцированными (построить уровни сложности при отработке навыков).
В процессе обучения математике с помощью ИКТ студент работает с текстом, создает графические объекты и базы данных, используя электронные таблицы; узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяет свой кругозор. При использовании ИКТ повышается познавательный интерес студентов. Использование рационально составленных компьютерных программ позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать самостоятельность обучающихся. Возникает такая ситуация, когда ИКТ становятся основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, расширяются возможности сотрудничества преподавателя и студента, включаются психологические механизмы саморегуляции
Информационные технологии позволяют студенту почерпнуть достаточно много информации и помочь учиться, но ни одна обучающая программа не заменит преподавателя. Поэтому развитие информационных технологий должно быть тесно связано с учителем. Источник иллюстрации в ходе занятия в группе, изображение трехмерного построения на уроке математики – все это могут дать нам информационные технологии, но суть этих процессов поможет объяснить только преподаватель. Поэтому информационные технологии остаются лишь вспомогательными в образовательном процессе, но необходимыми!