Просмотр содержимого документа
«Формулы сокращенного умножения»
Урок№69 алгебра 7 класс дата
Тема урока: «Умножение разности двух выражений на их сумму»
Цель урока: познакомить учащихся с формулой сокращенного умножения, разности 2 выражений на их сумму(a-b)·(a+b), применять ее в преобразованиях целых выражений в многочлены. Выработать четкий алгоритм применения данной формулы в различных проблемных ситуациях.
Умение преобразовывать произведения разности двух выражений на их сумму (a-b)·(a+b) в двучлен a2-b2.
Задачи урока:
Предметные: уметь применять формулу сокращённого умножения разности двух выражений на их сумму (a-b)·(a+b), грамотно выражать свои мысли с математической терминологией.
Метапредметные:
познавательные – умение самостоятельно выводить формулу сокращённого умножения разности двух выражений на их сумму (a-b)·(a+b);
регулятивные – постановка цели нахождения формулы сокращенного умножения: умножения разности двух выражений на их сумму (a-b)·(a+b), поэтапное планирование этой работы, самоконтроль;
коммуникативные – умение работать в группах; устно и письменно строить своё высказывание.
Оборудование: учебник, раздаточный материал. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковкого – М.: Просвещение, 2010;
Ход урока
Организационной момент:
Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, и выявление отсутствующих на уроке.
Выявления наличия затруднения с домашним заданием и решение их, в ходе урока.
Актуализация:
Ученики записывают в тетради формулы сокращенного умножения изученные ранее а затем меняться тетрадями проверяя ошибки друг за другом
учащиеся устно возводят в квадрат разность или сумму двух выражений. Остальные ребята контролируют отвечающего, и, если надо корректируют его ответ.
1
(x+y)2
(b+3)2
(a+12)2
(y-9)2
2
4x2+12x+9
25b2+10b+1
a2+12a+36
1+y2- 2y
3
(p - q)2
(10 - c)2
(15 - x)2
(40+b)2
4
25a2+10a+1
81a2- 18ab+b2
a2- 2ab+b2
64 – 16b+b2
5
(-a - 2)2
(-3 - b)2
(-x - y)2
(-12 - c)2
6
(9 - y)2
(3 - m)2
(m+n)2
(8 - a)2
7
b2+4a2- 4ab
8ab+b2+16a2
b2+9a2- 6ab
9x2-24xy+16y2
8
(b+3)2
(y+9)2
(m – 0,3)2
(a - 25)2
9
(x-y)(x+y)
(a – b)(a+b)
(c+d)(c –d)
(m – n)(m+n)
Целеполагание, мотивация.
Когда учащиеся дойдут до 9 строки у них возникнет проблема: как быстро умножить разность двух выражений на их сумму
Вопросы: Какое действие с двучленами мы в таблице наблюдаем?
Что общего между этими двучленами? В чем отличие? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Где сможем найти информацию на поставленный вопрос? И т.д.
Дойдя до последней строки у вас наверняка возникли затруднения с решением данного задания, именно поэтому сегодня мы познакомимся с новой формулой сокращённого умножения которая нам поможет легко справиться с данной проблемой
Изучение нового материала
Откроем страницу 177 и перепишем формулу в тетрадь, а один уз учеников прочитает правило использования данной формулы.
(a-b)·(a+b)= a2-b2.
Работа в парах.
На доске дана таблица. Учащиеся в парах умножают разность двух выражений на их сумму, которая дана в первом столбце, затем один из учащихся выходит к доске и записывает результат во втором столбце.
(x-y)(x+y)
(a – b)(a+b)
(c+d)(c –d)
(m – n)(m+n)
(3 – b)(b+3)
(x+b)(x – b)
(5+a)(5 – a)
(c – b)(c+b)
Затем ребята вместе с учителем формулируют правило умножения разности двух выражений на их сумму и записывают его формулировку в тетрадь: Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
(a-b)·(a+b)= a2-b2.
Выполним задания из учебника:
Закрепление материала:
Деятельность учителя: выписывает все номера, которые надо решить на уроке на доске, и уточняет, сколько надо решить на «3» (№854(1,2 строки), 855(1 строка)), на «4» (+ №857(а-ж)) , на «5»(+№858, 859(а-в)).
В конце урока тетради собираются, и выставляется оценка за решенные номера
. Рефлексия учебной деятельности.
Итоги урока:
Чему мы научились на уроке?
Что выучили?
С какой формулой познакомились?
А для чего мы это сделали?
Для чего нам это необходимо?
Информация о домашнем задании.
Информирует о домашнем задании. Д/з: §13, п.34, правило выучить, № 854 (3 строка), 855 (2 строка), 857 (з-к), 859(г-е).
Записывают домашнее задание в дневник.
Анализ урока
Данный урок – 6 урок при изучении главы V «Формулы сокращенного умножения» и 1 урок при изучении темы «Умножение разности двух выражений на их сумму». После этого урока предполагается 1 час на решение задач на применение формулы (a-b)·(a+b)= a2-b2. Связь с предыдущими уроками присутствует на 2 этапе урока – актуализация знаний (устный опрос по карточкам я провожу с 5 класса), и на 4 этапе - открытие нового знания (этот прием я применяла также при изучении темы «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»).
Содержание урока соответствует программе и задачам урока. Выбранные приемы и средства обучения соответствуют содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса. При планировании учтены уровень знаний подготовленности класса в целом и индивидуальные особенности учащихся.
Урок прошел организованно, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.
Таким образом, считаю, что урок достиг поставленной цели. Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными. Использование парной работы и АСО (адаптивной системы обучения) способствовало выполнению задач урока, эффективному обобщению материала, и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.