Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
К.Д.Ушинский
Работая в школе уже достаточно долго начинаешь понимать, что успешность усвоения знаний учащихся прежде всего зависит от уровня сформированности у них определённой системы самооценки и оценки своего труда. Сформированная оценка позволяет учащемуся выстроить для себя определённый план действий, при выполнении которого виден личностный рост учащегося, его стремление к дальнейшей деятельности. А учителю позволяет быть не только носителем информации, которую он объясняет, а быть «проводником» в учебной деятельности учащегося.
Я работаю с учащимися, которые для изучения выбрали базовую математику, то есть у такой категории обучающихся прослеживается очень низкая мотивация к изучаемому предмету.
Особенностью учащихся, выбравших для изучения математику базового уровня, является либо низкий уровень знаний по предмету, либо чёткое осознание дальнейшей жизненной позиции, где математические знания будут нужны на минимальном уровне.
При работе с учащимися, сталкиваюсь со следующими проблемами:
у школьников не сформирована система научных понятий, основы научного мышления, а есть только совокупность не связанных друг с другом понятий разного уровня, которая представляет своеобразную мозаику, а не целостную систему знаний;
учащийся испытывает затруднения в изучении предмета в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей;
учащиеся боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен;
у учащихся проявляется страх перед трудностями, возникающими при изучении новых тем, повторении уже изученных, а также неумение преодолевать возникшие трудности самостоятельно.
А так как деление на базовый и профильный уровни происходит в 10-м классе, то для успешного преодоления этих трудностей на провожу диагностику выявляющую мотивацию обучения учащихся и только после этого начинаю выстраивать план работы.
Проведя диагностику в 10-м классе выяснила, что 2 человека из 25 учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации, что составляет 8%, у 16% учащихся средний уровень учебной мотивации, у остальных 76% учащихся низкий уровень учебной мотивации. Проанализировав уровень сформированности мотивации к обучению математики у наших школьников я пришла к выводу, что проблема мотивации, явлется на сегодняшний день наиболее актуальной.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основаны на компетентностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать образовательный результат, который формируетсяв процессе обучения. В связи с этим и процедура оценивания должна быть направлена на формирование индивидуальных учебных достижений школьников, т.е. оценивание должно приобрести новую функцию – формирующую.
Существует много форм подходов к системе оценивания. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям ФГОС, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Оценивание должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования и конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.
Из опыта работы, по применению формирующего оценивания на уроках, я для себя выбрала подход Романова Ю.В., учителя истории и обществоведения ГОУ Гимназии №45 МКО и Е.К. Михайловой, учителя английского языка, учебного центра "Лавли Тур", г. Братска.
Романов Ю.В. предлагает такой подход:
система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности;
в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.[3]
Е.К. Михайлова рассматривает современные подходы к обучению и оцениванию таким образом, что в процессе обеспечения качества учебных достижений школьников, будучи интегрированными в учебный процесс на основе взаимодополнения, позволяют комплексно решать задачи обеспечения результативности обучения, а именно:
системно-деятельностный подходдает возможность оперировать школьникам той или иной системой на основе их собственной учебной деятельности;
критериально-ориентированный подходнаправлен на достижение конечного результата обучения по заранее четко установленным критериям, позволяющим представить содержание оценочного акта как стимулирующее продвижение учебных достижений школьников;
критериально-уровневый подходпредполагает выявление на критериальной основе уровня усвоения опыта, уровня освоения содержания и уровня успеха;
эргономический подходпризван определить результативность учения и прочность усвоения;
алгоритмический подходвооружает школьников средствами управления своими мыслительными и практическими действиями на основе системы операций, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи;
рейтинговый подходопирается на важнейшие психолого-педагогические концепции обучения, а именно: субъектность обучения; обратную связь для своевременного отслеживания состояния, процесса и результата учения; индивидуализацию обучения по личной учебной траектории; организацию формирования индивидуальных учебных достижений с учетом получения поощрительных баллов(бонусов).
Сущность формирующего оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в условиях комплексного подхода в обучении.
Специфика технологии формирующего оценивания заключается в наличии комплекса дидактических процедур, предусматривающих деятельность учителя и ученика и обеспечивающих диагностику учебных достижений и их коррекцию, обеспечение обратной связи в учебном процессе, активное вовлечение школьников в процесс оценивания, использование современных подходов в обучении и оценивании, введение критериев оценивания, уровневое оценивание, вариативные временные рамки периода оценивания, индивидуальный подход к овладению учебным материалом, а также предусматривающих обеспечение качества учебных достижений, определение учащегося как субъекта оценочной деятельности, формирование оценочной самостоятельности школьников, развитие адекватной самооценки, мотивация к системно-деятельностному учению и гарантирующих качество индивидуальных учебных достижений школьников.[2]
К основным техникам внутриклассного оценивания, обеспечивающих эффективную обратную связь для преподавателя и учеников можно отнести: миниобзор, цепочка заметок, матрица запоминания, направленная расшифровка, резюме в одном предложении, оценка экзамена учениками, карты приложения, тестовые вопросы, составленные учениками.
Тогдастратегии оценивания— это методы, которые учитель использует для сбора информации об учебных достижениях учащихся. Для более эффективной оценки учащихся следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты. На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы добиваемся, как помогаем ученику размышлять о его успехах в учебе. (Приложение 1)
Работая с учащимися базового уровня изучения математики стараюсь прививать учащимся умения и навыки самоконтроля, когда учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельности. Это порождает у них удовлетворённость своими знаниями, своей работой, что позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.
Также стараюсь сформировать у учащихся такой вид учебной деятельности, где важнейшим принципом является не внешний контроль и оценка, со стороны учителя, а самоконтроль и самооценка, позволяющая учащимся реально оценивать свои результаты.
Работая в основном со старшими школьниками я стараюсь на своих уроках использовать критериально-ориентированный подход, особенно при подготовке к ЕГЭ. Данный подход помогает при подготовке учащихся, сдающих математику на базовом уровне, то есть практически не заинтересованных в математических знаниях основанных на научных понятиях. В данном случае чётко расставлены критерии, которые должны выполнять учащиеся, а также чётко очерчен конечный результат.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, базовый уровень.
Модель ЕГЭ по математике базового уровня предназначена для государственной итоговой аттестации выпускников, не планирующих продолжения образования в профессиях, предъявляющих специальные требования к уровню математической подготовки. Так как в настоящее время существенно возрастает роль общематематической подготовки в повседневной жизни, в массовых профессиях, в модели ЕГЭ по математике базового уровня усилены акценты на контроль способности применять полученные знания на практике, развитие логического мышления, умение работать с информацией.
Выполнение заданий экзаменационной работы свидетельствует о наличии у участника экзамена общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе. Задания проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную на графиках и в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.[6]
Ориентируясь на спецификацию и демонстрационный вариант работы на каждом занятии по подготовке к ЕГЭ отрабатывается только один навык (критерий), а также на каждом уроке отрабатываются вычислительные навыки.
Составляя тренировочные работы для учащихся использую сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru/), сайт «Решу ЕГЭ» (https://ege.sdamgia.ru/).
Ориентируясь на демоверсию работы по математике базового уровня каждый учащийся формирует для себя тот банк заданий который он сможет выполнить.
Каждое занятие начинаю с того, что выясняю: что нового узнал учащийся между занятиями, в чём необходима моя помощь. При этом, я являюсь только «посредником» между учащимся и их знаниями. Следующий этап каждого занятия - это введение нового задания (вводится основной блок формул, показывается применение этих формул). Каждый учащийся участвует в обсуждении задания, показывая свой способ решения, при этом выходим на наиболее рациональный. Участвуя в такой работе, анализируя степень сложности каждого задания учащийся делает для себя вывод: будет он работать над этим заданием или нет.
Согласно демоверсии работы по математике базового уровня первое задание - это действия с дробями, второе задание - действия со степенями. На первом уроке учащимся предлагается работа составленная только из примеров, содержащих действия с дробями. Им предлагается самим вспомнить правила, которые необходимы для работы. Определив необходимый уровень знаний, а также те задания, которые у него получаются наиболее успешно каждый учащийся работает над примерами. Каждому учащемуся предлагается для заполнения таблица (приложение 2), где отслеживаются критерии отрабатываемые в задании. Такая таблица с критериями составляется по каждому заданию. Заполняя таблицы (а количество таблиц определяется по количеству решаемых заданий) учащийся понимает какие темы необходимо доработать.
С определённой периодичностью проводятся тренировочные работы для учащихся. При работе с которыми, учащиеся также очерчивают для себя круг заданий, которые получаются лучше и выявляют те, над которыми необходимо работать. Здесь прослеживается уровень самостоятельной работы учащихся, их личностный рост в предмете.
По тренировочным работам составляется реестр затруднений для каждого учащегося (прослеживается либо рост учебных достижений, либо снижение роста учебных достижений), в зависимости от первоначального уровня, который позволяет сформировать учащемуся объективную оценку своих знаний и составить индивидуальный план работы по подотовке к ЕГЭ.
Результатом такой работы, можно считать успешную сдачу учащихся базового уровня ЕГЭ по математике. Трое учащихся из 25 получили отметку «отлично», при этом выполнив 18-20 заданий, качественная успеваемость составила 50%, а успеваемость - 100%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие – М.: Логос, 2010.
2. Е. К. Михайлова «Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников»- «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
3. Романов Ю.В., учитель истории и обществоведения ГОУ Гимназии № 45 МКО «Система оценивания: опыт осмысления и использования теоретические положения »
4. И. Логвина, Л. Рождественская «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника.» Пособие для учителя, Нарва, 2012г.
5. Сборник «Инструктивно - методическое обеспечение учета индивидуального прогресса учащихся (уровень образовательного учреждения)»// составитель А.Б. Воронцов.- М., ОИРО,2011 - 120с.
6. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по математике. Базовый уровень.
Приложение 1
Приложение 2
Таблица
Навыки
1 этап
2 этап
3 этап
Итог
Решение табличных случаев умножения и деления
Правила работы с обыкновенными дробями
Правила работы с десятичными дробями
Правила сложения и вычитания чисел с разными знаками
Правила умножения и деления чисел с разными знаками