Оценка и отметка
(форма проведения – дискуссия )
Задачи родительского собрания
1.Образовательные:формировать у родителей понятия о функциях системы
оценивания в учебном процессе ; о различии оценки и отметки ; о разных методах оценивания результатов обучения ребёнка.
2.Воспитательные :формировать позитивный взгляд на ошибки и неудачи ребёнка в процессе обучения .
3.Организационные:поиск совместных путей решения проблемы оценивания учебных достижений каждого учащегося.
Участники родительского собрания
Учитель, психолог, родители первоклассников.
План родительского собрания
1.Игра-ассоциация «Моя первая отметка».
2.Вводная дискуссия о способах оценивания.
3.Выступление учителя.
4.Дискуссия по теме выступления.
5.Ответы на вопросы родителей.
6. Принятие решения родительского собрания.
Проведение родительского собрания
1.Приветствую родителей.
-Уважаемые родители, перенеситесь мысленно в первый класс, ощутите вновь себя школьниками и вспомните свою первую пятёрку или двойку.
-Какие чувства вызывает это воспоминание?
-Как вы думаете , чем вызваны эти чувства?
-Как отреагировали родители на эти отметки?
-Какие чувства вызывает воспоминание о радости или огорчении родителей?
-А теперь вспомните, когда вас оценили иначе? ( Молодец ,здорово поработал; ты плохо выполнил задание.)Какие чувства вызывает это воспоминание?
2.-Когда мама говорит ребёнку : «Ты нарисовал красивый рисунок!» или «Ты
неаккуратно застелил постель», что она делает? Она оценивает его работу, даёт оценку результатам его действия.
Вывод: способы оценивания бывают разные – словесные и балльные.
3.За последнее десятилетие изменилось не только содержание школьного образования ,то есть набор тех знаний и умений , которые должен усвоить
ребёнок ,но изменилась и сама цель обучения. Сегодня перед учителем стоит задача –не передать ребёнку определённую сумму знаний , умений и навы-
ков ,а сформировать такие умения , которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем , развивать самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений.
Оценка бывает разная : словесная или выраженная в баллах ,балльная. В казахстанских школах применяется пятибалльное оценивание ,то есть ученику выставляется определённый балл за его работу – отметка.
К сожалению , психологами и педагогами доказано , что традиционная пятибалльная система оценивания несёт в себе ряд недостатков. Отметка не даёт полноценной возможности для формирования у ребёнка такого важного для дальнейшей учёбы качества ,как умение самому оценивать результаты своей работы, то есть оценочной самостоятельности. Это качество лежит в основе способности самостоятельно учиться , потому что позволяет понять, что нужно «подтянуть» и что ещё узнать.
В последние годы учёнными и педагогами ведётся поиск принципиально иного подхода к оцениванию , который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы повышению учебной мотивации и самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Безотметочное обучение введено нормативно в первом полугодии в 1 классе.
-Может ли оценка быть причиной наказания или поощрения?
Вывод : оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребёнка ни со стороны учителя ни со стороны родителей.
Примерный набор вопросов .которые можно задавать ребёнку :
*Что ты делал?
*Что у тебя получилось? Что тебе понравилось?
*Что для тебя было трудно?
*Что у тебя пока не получается?
4.Обсуждение моментов выступления, которые показались наиболее спорными или интересными. В дискуссии принимает участие школьный психолог.
5.Ответы на вопросы родителей.
Проект решения родительского собрания
1)Родителям не применять в семье пятибалльную систему оценивания ре-
зультатов обучения ребёнка.
2)Рекомендовать родителям делать акцент на учебных достижениях ребёнка , а не на его неудачах ; учить ребёнка самооценке ( оценивать себя и свои поступки ,уметь посмотреть на себя со стороны, а не только критиковать или хвалить одноклассников и учителей).
3)Школьному психологу провести диагностику и коррекцию эмоциональных, самооценочных проблем учащихся, снижающих их потенциал обучения и развития.
Использованная литература: Е. О. Ярёмченко, Е.К. Лобачёва Родительские собрания. 1-4класс изд. «Экзамен» М-2009