Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению предмета математики»
Автор: Драган Сергей Александрович
Место работы: филиал им.И.Н.Лагутенко МБОУ СОШ №3 г.Сураж
Должность: учитель математики
Тема доклада: Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению предмета математики
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. СЛАЙДЫ
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал. Процесс формирования положительного отношения к учению является значимым и основополагающим. первоочередной задачей для учителя являетсяформирование и развитие учебно – познавательной мотивации к изучению математики.
По результатам диагностики мотивации к изучению математики в средних и старших классах видно , что у учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 9-10 классах-72%,в 11 классе –показали, что у 92%, присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учебы. Часто встречаются высказывания “Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ”.
Повышение мотивации идёт через применение учителя в своей работе различных видов педагогических технологий , а именно технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
В начале урока математики создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.
Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.
Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».
Для того чтобы понимать на сколько ученик мотивирован нужно • наблюдать за поведением учеников во время урока и вне его,проводить беседы ,тестирования. СЛАЙДЫ
Способы повышения мотивации
содержание обучения;
игровые формы организации обучения;
современные информационно-коммуникационные технологии;
собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и так далее
Часто дети задают вопрос .Заем нужна математика Мaтемaтика может пригодиться в выбранной профессии.
Вопрос, зачем нужна математика, не задают те люди, которые выбрали своей профессией программирование, конструирование, строительство, авиастроение, экономику и финансы, да и многие други.Зачем нужна мне эта тема. На примере производной можно привести примеры .В жизни применяется в в химии и естествознании – для нахождения дозы лекарства, при которой побочный эффект будет минимальным, а реакция максимальной, •в сельском хозяйстве – для определения рационального соотношения сторон прямоугольников, являющихся основной сети полевых работ, •в экономике – для решения экономичских задач ,банковские задачи, в авиации прокладывание воздушных маршрутов для самолётов. При изучении теории вероятностей практические комбинаторные задачи из жизни.Относительная частота случайных событий.
Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:
Связь изучаемого с жизнью.
Зрительные ассоциации.
Экскурсы в историю.
Поиск дополнительной информации с помощью библиографических справочников, словарей, энциклопедий, Интернета.
Использование игровых ситуаций (дидактические игры, интеллектуальные игры)
Использование художественной литературы: загадки, пословицы, стихи о математических терминах или о великих математиках.
Использование творческих домашних заданий, в т. ч. с использованием компьютера.
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Иногда мы слышим от учеников “Нам тогда все понятно, когда интерес- но”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” , то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.