kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование математической грамотности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрены способы формирования математической грамотности на уроках математики. Тема актуальна так как математическая грамотность важна для любого человека. При этом, включая аспекты функциональной грамотности в уроки математики, педагог решает этим много задач, таких как увеличение интереса школьников к предмету, формирование у школьников умения находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных жизненных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности на уроках математики»

Региональный конкурс «Первые шаги в профессии»

Педагогическая практика «Моя инициатива – образованию

Приморского края»









ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ







Автор: Брюхачева Екатерина Сергеевна



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Борисовка" Уссурийского городского округа.

















г. Уссурийск

2024 год





В работе рассмотрены способы формирования математической грамотности на уроках математики. Тема актуальна так как математическая грамотность важна для любого человека. При этом, включая аспекты функциональной грамотности в уроки математики, педагог решает этим много задач, таких как увеличение интереса школьников к предмету, формирование у школьников умения находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных жизненных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

Целью этой педагогической практики является формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе метапредметных задач. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Реализация рассматриваемой педагогической практики происходит на протяжении изучения всей программы пятого класса. Практика нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность). Содержание работы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для оценки математической грамотности учащихся 5 классов представлены по разделам: арифметика, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с математическими текстами).

Что такое математическая грамотность? Математическая грамотность – это способность человека применять математические знания и умения в повседневной жизни, в учебе и профессиональной деятельности. Она включает в себя умение читать, записывать и интерпретировать информацию, выполнять арифметические операции, использовать математические понятия и инструменты для решения практических задач.

В наше время, к сожалению, большинство детей не желают думать, они уверены, что телефон всегда сможет «решить» все их проблемы. Именно с этой проблемой сталкиваются преподаватели при обучении детей, в том числе и математики. Также зачастую обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Дети, прочитав задачу, не могут ее решить, только потому что не понимают вопроса. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся. Даже выучив все правила, ученики не всегда понимают какой математический аппарат необходимо применить, чтобы можно было решить математическую задачу. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.

Понимая проблемы, с которым сталкиваются школьники, большинство педагогов пытаются решить их, включая в свой урок практико-ориентированные задачи. Основным решением является постоянное внедрение задач, связанных с математической грамотностью, в уроки математики. Основным способом развития математической грамотности является повторение основ и решения задач. Чем больше различных задач по математике и логике будут решаться, тем выше будет уровень математической грамотности. Однако задачи должны быть именно бытовыми, эти задачи связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Важно, как можно чаще подчеркивать связь математики и быта, это показывает обучающимся важность изучения математики в школе. Также математическое мышление и в большей степени логика хорошо развивается при решении различных ребусов, головоломок, логических задач, судоку и так далее.

Инструменты по формированию математической грамотности школьников:

− технология проектов (учащиеся приобретают навыки ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в коллективе);

− проблемное обучение (проблемные задания, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);

− моделирование заданий (навыки представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа);

− работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами;

− игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры, задачи - шутки).

− метапредметные задачи (умения установить связи и интегрировать материал из разных областей);

− практика – ориентированные (задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения).

Задачи с содержанием регионального компонента всегда вызывают у учащихся высокий уровень интереса. Также такие задачи приобщают подрастающее поколение к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории. Данные задачи знакомят учащихся с приложениями математики в экологии, экономике, статистике, демографии и др. Школьники смогут не только закрепить изученный в школе материал по математике, но и узнать интересные факты о своем регионе. Такие задачи делают уроки занимательными, познавательными и интересными. Ниже представлен, разработанный мной комплекс задач, который я использую в школьной практике.

Задача №1 (Тема: Натуральные числа). По данным на 1 марта 2024 численность населения (постоянных жителей) Приморского края составляет один миллион восемьсот девяносто пять тысяч восемьсот шестьдесят восемь человек. На территории Приморского края проживают люди различных национальностей. Национальная структура населения такова: русские — один миллион шестьсот одиннадцать тысяч четыреста восемьдесят восемь человек (85.00%), украинцы — тридцать семь тысяч девятьсот семнадцать человек (2.00%), корейцы — восемнадцать тысяч девятьсот пятьдесят девять (1.00%) человек, другие национальности (менее 0,5% каждая) — двести двадцать семь тысяч пятьсот четыре человека (12%). Запишите цифрами данные числа.

Задача №2 (Тема: Единицы площади). Земельные ресурсы Приморского края на 2019 год: Земельный фонд Приморского края в 2019 г. составил 16467 тыс. га, Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда Приморского края площади земель лесного фонда – 10887 тыс. га, а также земель особо охраняемых природных территорий и объектов – 2111 тыс. га. Выразите га в квадратных километрах (1 га = 1 0000 м2).

Задача №3 (Тема: Задачи на движение). Расстояние от Уссурийска до Владивостока автомобиль проехал за 1 час 30 минут. Определите с какой скоростью двигался автомобиль, если расстояние между городами 98 км.

Задача №4. (Тема: Задачи на движение). Расстояние между городом Уссурийск и селом Борисовка – 23 км. Определите, сколько литров бензина потребуется, если автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км? Сколько потребуется израсходовать денег на бензин, если 1 литр бензина стоит 51 рубль?

Задача №5 (Тема: Действия с натуральными числами). Мыс Тобизина (мыс в Приморском крае) - самый южный мыс острова Русский. Мыс назван по фамилии лейтенанта Германа Германовича Тобизина. Мыс расположен на острове Русский в 30 км от центра города Владивосток. Сколько километров от села Борисовка до Мыса Тобизина, если расстояние от Уссурийска до Владивостока 98 км, а от Уссурийска до с. Борисовка - 23 км.

Задача №6 (Тема: Проценты). В кинотеатре «Россия» стоимость на сеанс фильма «Летучий корабль» составляет 250 рублей, а в кинотеатр «Звезда» на этот же фильм стоит 200 рублей. У вас есть дисконтная карта в кинотеатр «Россия» с 10% скидкой. В какой кинотеатр вам будет выгоднее пойти?

Задача №7 (Тема: Круговые диаграммы). Красная книга Приморского края состоит из двух томов. В первом томе представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных Приморского края, который включает 283 видов (101 — беспозвоночные (51 — моллюски, 50 — насекомые), 31 — рыбы, 6 — земноводные и пресмыкающиеся, 112 — птицы, 33 — млекопитающие). Постройте круговую диаграмму.

Задача №8 (Тема: Задачи на части). Расстояние по шоссе от Находки до Уссурийска составляет 215 км. Маршрут между этими городами проходит через следующие населенные пункты: поселок Новый – Артем (16 км), Артем – Шкотово ( , Шкотово – Углекаменск ( ). Найлмте расстояние от Шкотова до Углекаменска.

Задача №9 (Тема: Дроби). Площадь Приморского края приблизительно составляет 170 тыс. км². Площадь Уссурийска приблизительно составляет от части площади края. Найдите площадь Уссурийска.

Задача №10 (Тема: Столбчатые диаграммы). В таблице приведены площади озер Приморского края. Постройте столбчатую диаграмму по площади озер.

Названия

Площадь

Алексеевское

800 м2

Васьковское

422000 м2

Зеркальное

990000 м²

Круглое

280000 м²

Солдатское

375000 м2

Ханка

4070 км²

Юность (озеро)

44000 м²


Для того, чтобы развить математическую грамотность школьников, в первую очередь необходимо заинтересовать их, показать ученикам важность изучения математики. При изучении базовых математических навыков (основ арифметики, алгебры, геометрии и статистики), при решении задач на проценты, пропорции, дроби и другое, важно показать ученикам, что эти навыки им всегда могут пригодиться в жизненных ситуациях, поэтому решение на уроках задач с использованием регионального контента всегда имеют выигрышную позицию. При использовании этих задач на своих уроках я убедилась в этом. Внимание даже слабых учащихся всегда активизируется в большем объеме. Изучаемый материал усваивается лучше. В связи с чем, поставленные задачи решены. В результате чего, учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны определять проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; решать проблемы, используя математические знания, интерпретировать полученные знания; формулировать и записывать окончательные решения.

Для реализации рассмотренной педагогической практики не нужны специально подготовленные условия и ресурсы, задачи можно использовать на любом уроке, с подходящей темой. Более рационально использовать рассмотренные задачи на уроках обобщения знаний при совместном решении их с учащимися чем при самостоятельной работе, для того чтобы, ученики могли высказать своё мнение, что больше вызовет у них интерес. Для создания задач с региональным контекстом, всегда можно использовать официальные источники в сети Интернет.









Источники

  1. Лукичева Е.Ю., Жигулев Л.А., Захарова В.Ф. Математическая грамотность в контексте международного исследования PISA: формирование и оценка // Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2022. URL: https://disk.yandex.ru/i/sq7IDsq2jzgl8A

  2. Краснянская К.А., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни. Математическая грамотность, 5 класс». – М.: ФГБНУ ИСРО, 2022. URL: https://disk.yandex.ru/i/SSz_2akrMcGPlQ

  3. Расташанская Т.В., Сергеева Т.Ф. и др. Развитие математической грамотности на основе предметного и межпредметного содержания. // Методическое пособие для учителя. - Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. URL: https://disk.yandex.ru/i/orVwYfWffodo4Q

  4. Красная книга Приморского края. URL: https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-primorskogo-kraya/

  5. Государственный доклад
    «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году». URL: https://2019.ecology-gosdoklad.ru/report/17/146/153/

  6. Статья «По итогам переписи населения» от 17 января 2023. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2023/01/17/214756/

  7. Правительство Приморского края. URL: https://primorsky.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Формирование математической грамотности на уроках математики

Автор: Брюхачева Екатерина Сергеевна

Дата: 27.03.2024

Номер свидетельства: 648077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Роль компетентностно-ориентированных задач в формировании математической грамотности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_kompietientnostno_oriientirovannykh_zadach_v_formirovanii_matiematichieskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "420280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496495945"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Формирование математической грамотности на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(62) "formirovanie_matematicheskoi_gramotnosti_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "618286"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669276732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока математики в 6 классе Формирование функциональной (математической) грамотности"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_matematiki_v_6_klasse_formirovanie_funktsionalnoi_matematicheskoi"
    ["file_id"] => string(6) "618328"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669297345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики, 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "zadaniia_po_formirovaniiu_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_matematiki_7_kla"
    ["file_id"] => string(6) "623039"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673633581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства