Формирование коммуникативных УУД на уроках математики в условиях ФГОС
Формирование коммуникативных УУД на уроках математики в условиях ФГОС
Математическая речь – цель и средство обучения математике, фактор повышения качества математической подготовки школьников: условие успешного внедрения ФГОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД на уроках математики в условиях ФГОС»
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие успешного (результативного) участия одаренного ребенка в исследовательских исторических конкурсах (практический аспект)
Биккулова Наталия Андреевна, учитель истории и обществознания
Разделы:История и обществознание, Профессия — педагог
Ключевые слова:одаренные дети
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться И.Бабель
Одним из приоритетов современного образования является выявление одаренных детей и создание условий для их развития. Таков социальный заказ государства и общества.
В "Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) обозначены базовые принципы и основные задачи школы по выявлению и развитию одаренных детей: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов».
Одной из главных задач современной школы становится создание такой модели образования, которая обеспечит максимальное развитие каждой личности в диапазоне её интеллектуальных, творческих и психологических ресурсов. Актуальной становится идея целенаправленного образования детей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
В настоящее время выделяют несколько видов одаренности (каждый человек талантлив по-своему): практическую, познавательную (интеллектуальную), художественно-эстетическую, коммуникативную, духовно-ценностную. Педагогов общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, прежде всего интересует одаренность ребенка в интеллектуальной области по определенному направлению: математическому, биологическому, историко - обществоведческому и т.д.
Важно разделять понятия «способный ученик» и «одаренный» ученик. Как правило, «способными» являются дети - «отличники», которые показывают стабильную и высокую успеваемость по всем предметам. Зачастую целью таких учащихся является успешная сдача ЕГЭ и получение медали. Исходя из личного 25-летнего педагогического опыта, могу утверждать, что наиболее высокие результаты на экзаменах, в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах показывают не они, а дети, которым интересен данный учебный предмет (не только ради оценки), и у которых есть определенные задатки и дарования в данной области познания. Качествами одаренных детей, которые невозможно не заметить уже при первом знакомстве: любопытство; умение «погружаться» в тему, концентрироваться на мысли; большой словарный запас (они много читают); желание «докапываться до сути» в каждом вопросе.
Одно из главных направлений деятельности каждого педагога - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей. Осуществить это без индивидуализации образовательного процесса невозможно. Даже в профильных классах ученики могут с большим интервалом выполнять задания, обладать разной подвижностью мышления. В классы для изучения предметов по выбору ребята набираются не по результатам обучения в течение 9-ти предыдущих лет, а лишь по возрасту и желанию (иногда - родительскому). На общем фоне выделяются учащиеся с более развитым интеллектом, гибким мышлением, чем у их сверстников, с выдающимися способностями к творчеству, с организаторскими талантами и т.д.
Создание ИОМ - индивидуального образовательного маршрута становится способом, который позволит максимально раскрыть личностный интеллектуальный и творческий потенциал одарённого ученика. Учащиеся, как правило, выражают заинтересованность в данном виде деятельности и соглашаются с предложенной педагогом работой, если она действительно соответствует их интересам и целям.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута включает в себя несколько этапов:
Диагностика педагогом уровня развития и выявление индивидуальных особенностей обучающегося.
Совместно с обучающимся - определение фундаментальных образовательных объектов, цели и образовательных задач.
Определение содержание образовательного маршрута.
Определение модели образовательного процесса.
Выстраиванием ИОМ - планирование и программирование индивидуальной образовательной деятельности и определение результатов её реализации.
Образовательная деятельность в рамках ИОМ.
Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
Рефлексивно-оценочный этап: индивидуальные образовательные продукты деятельности, сопоставление их с целями ИОМ, оценка деятельности и конечного продукта.
Реализация индивидуального образовательного маршрута может происходить в форме работы в урочное и неурочное время.
Таблица №1 Формы работы в урочное и внеурочное время
Формы работы во внеурочное время
Формы работы в урочное время
Участие в олимпиадах.
Предметные недели.
Внеурочные курсы
Конкурсы
Научно-практические конференции.
Проектная деятельность
Творческие задания
Опережающие задания
Дополнительные задания
Задания с использованием компьютерной технологии
В рамках темы статьи хотелось бы остановиться на выстраивание индивидуального образовательного маршрута во внеурочное время, а именно - через участие в исследовательских конкурсах и проектах, где наиболее полно могут проявить себя дети с гибким аналитическим мышлением, умеющие нестандартно мыслить, творчески подходить к решению задач, создавать новые интеллектуальные продукты.
Именно исследовательская деятельность является уникальной сферой развития мотивации ребенка к познанию, сферой самореализации и личностного роста. При осуществлении исследования дети имеют выбор, который создает условия для развития индивидуальности, учит самостоятельному решению жизненных задач. Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, требует освоения различных методов. О, что приобретается на основе собственного опыта приводит к более глубокому осмыслению исторического материала, глубоким знаниям по изучаемому предмету и объекту исследования.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута одаренных детей во внеурочной работе по истории с 2020 по 2022 годы в профильных классах МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» ориентировалось на научно - исследовательскую работу школьников. В каждом этапе ИОМ содержатся элементы технологий и методов системы обучения и воспитания, которые усиливают познавательную мотивацию, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность мышления одаренного ребенка.
Создание ИОМ по внеурочной деятельности с акцентом на исследовательскую работу учащихся выглядит так.
На 1 диагностическом этапе необходимо было «найти» одаренных детей, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности и готовность к выполнению проектных и исследовательских работ. Важным является момент, чтобы одаренный ребенок рассматривал такой вид деятельности как средство личностного развития, выступал как субъект выбора дифференцированного образования, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности.
Поскольку я преподаю историю и обществознание в старших профильных классах, первичная диагностика проводилась в 10 (социально-гуманитарном) классе МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный». Основными данными для диагностики стали:
Анализ особых успехов и достижений ребенка (показатели в предметных олимпиадах, проектно-исследовательской работе за предыдущие годы и др.);
Личный интерес ребенка к предмету (участие в исторических и обществоведческих школьных, муниципальных мероприятиях, беседы с учителями-предметниками, преподавшими в средних классах);
Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
Образовательные потребности и мотивы;
Предпочитаемые виды деятельности.
Наконец - и это, пожалуй, самое главное - особенности и потребности самих детей и их родителей в достижении необходимого образовательного результата, их желание заняться исследовательской работой и готовность к долгому кропотливому труду.
По результатам диагностического анализа мной был составлен «свой» банк данных, в который были включены одаренные дети по истории и обществознанию в 10 профильном классе. Из составленного списка детей выделялись 3 группы:
потенциальный резерв (нет особой заинтересованности при выполнении сложной, требующей напряжения работе: «могут, но не всегда хотят»);
«активисты» (активно работают на уроках и участвуют в мероприятиях, но не отличаются особыми способностями: «хотят, но не всегда могут»);
творчески одаренные учащиеся («хотят и могут»).
Индивидуальные образовательные маршруты были разработаны для 2-х учащихся из профильного социально - гуманитарного класса, которые показывали высокую степень заинтересованности в предмете «история», а также стабильные и качественные результаты в его освоении. Решающую роль сыграло желание самих учеников участвовать в реализации собственного образовательного маршрута, осознание ими необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самореализации и помощи в выборе профилирующего направления дальнейшего обучения.
На 2 этапе происходило определение объектов для исследования, цели и образовательных задач исследования.
Объектом для исследования были выбраны памятники культуры, которые находятся на территории г. Ужур и Ужурского района и занесены в Перечень объектов культурного наследия Красноярского края, а также события истории г. Ужура и Ужурского района в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Были сформулированы краткосрочные и долгосрочные цели индивидуальных образовательных маршрутов.
Краткосрочной целью являлось успешное участие в исторических конкурсах и олимпиадах различных уровней.
Долгосрочная цель - успешная сдача ЕГЭ по истории и поступление в вузы (юридические факультеты).
Были поставлены задачи индивидуального образовательного маршрута:
«расширение» и «углубление» знаний в определенной области;
повышение мотивации обучающегося к получению новых знаний
повышение функциональной грамотности по предмету;
создание собственных исследовательских работ и проектов.
3 этап стал этапом определения содержания образовательного маршрута. На этом этапе происходило определение уровня выполняемой работы, отбор конкурсов и олимпиад, в которых предполагалось участвовать, установление межпредметных и внутрипредметных связей. Были выбраны краевые и федеральные исследовательские конкурсы, в которых предполагалось участвовать в течение 2-х лет, в период обучения в профильных старших классах.
Для 10 класса было выбрано участие в краевом исследовательском конкурсе «Наш край - наше наследие» (организаторы - Министерство образования Красноярского края и КГКУ «Центр про сохранению культурного наследия Красноярского края». На второй год реализации индивидуального образовательного маршрута для 11-го класса - краевой конкурс исследовательских работ «Мое Красноярье» (организаторы - Министерство образования Красноярского края и КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения») и всероссийские конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» (НИУ ВШЭ).
На этом этапе учащиеся знакомились с различными видами конкурсных работ. Например, в чем отличие исследования от исследовательского проекта, как планировать работу, формулировать тему и выбирать методы исследования, делать обзор литературы и подводить результаты, работать в архиве и брать интервью и др. Тогда же происходило формулирование ожидаемых результатов, определение перспектив своей деятельности и прогнозирование успешности своей работы.
4 этап - определение модели образовательного процесса.
На этом этапе были определены содержание учебного материала, методы и средства обучения, организационные формы обучения, роль педагога и деятельность учащегося. Можно представить данный этап в форме таблицы.
Таблица №2 Определение модели образовательного процесса при построении ИОМ
Содержание учебного материала
Краеведческий материал
Памятники культуры, которые находятся на территории Ужурского района и занесены в Перечень объектов культурного наследия Красноярского края.
События истории г. Ужура и Ужурского района в годы Гражданской войны
События истории г. Ужура и Ужурского района в годы Великой Отечественной войны
Технологии и методы обучения
Исследовательские; проблемные; творческие задания по разработке новых идей; поисковые; эвристические; задания по анализу чужой деятельности и др.
Организационные формы обучения
Изучение архивных материалов в архива администрации г. Ужур;
Анализ материалов краеведческого музея «Оберег» в г. Ужур;
Исследование рукописей мемуаров жителей города Ужура - очевидцев событий;
Работа с материалами «Службы по государственной охране объектов культурного наследия» и «Центра по сохранению памятников культурного наследия Красноярского края»;
Встречи и беседы со старожилами Ужурской земли, должностными лицами органов местного самоуправления г. Ужур и Ужурского района.
Деятельность педагога
Роль педагога заключается в том , чтобы направить, дать алгоритмы индивидуальной деятельности учащегося, основы ведения исследовательской деятельности, а также грамотного представления конечного продукта исследования;
изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий, собственные выводы.
5 этап посвящен выстраиванию ИОМ - планированию и программированию индивидуальной образовательной деятельности и определение результатов её реализации.
В 2020 году были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для 2-х учащихся 10 класса, которые были реализованы в течение 2-х лет. Важно отметить, что определить четкий и законченный индивидуальный образовательный маршрут сразу на 2 года было невозможно, поскольку ИОМ должен отражать процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка. Поэтому индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося носил пролонгированный (продолженный, продленный) характер и был скорректирован по результатам 10-го класса после подведения итогов работы.
В частности после завершения первого учебного года в 10 классе, были подведены итоги по внеурочным формам работы и подведены результаты. Были отмечены положительные достижения каждого ученика в течение учебного года в исследовательской деятельности: один стал лауреатом краевого конкурса исследовательских работ «Наш край - наше наследие», работа второго награждена дипломом участника. Ребята приняли участие в международном историческом квесте «За пределами», который проводился Всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы» и был посвящен 75-летию начала главного суда над нацистами - Нюрнбергского процесса в онлайн режиме и как команда заняли достойное место в онлайн-проекте.
На 2021-2022 учебный год (11 класс) для учащихся были выстроены скорректированные индивидуальные образовательные маршруты (в том числе и по внеурочной деятельности), составлены индивидуальные планы исследовательской деятельности школьников по истории на следующий учебный год.
Таблица №3 Формы работы учащегося 11 класса ___________ во внеурочной деятельности на _________учебный год (пример) (заполняется учеником)
Деятельность
Срок
Форма представления результата
Участие в школьном этапе ВСОШ по истории и обществознанию
сентябрь
Участие в муниципальном этапе ВСОШ по истории и обществознанию
октябрь
Участие в образовательной игре «Огневые рубежи» по истории Красноярского края в период Великой Отечественной войны, сохранение памяти о народном подвиге красноярцев
ПЛАН
октябрь
Научно-исследовательская деятельность
Сентябрь - апрель
Участие в конкурсах
Ноябрь - апрель
Участие в конференциях и форумах
Январь - март
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
В течение года
Учеба на онлайн-урсах
Ноябрь, январь - февраль
Посещение вебинаров и онлайн-форумов
Октябрь, март
Таблица №4 Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика__________ по предмету история на __________ учебный год (заполняется учителем - предметником)
Месяц
Форма обучения/ участие в мероприятии
Форма отчета/ демонстрации результатов
сентябрь
Учебные экспедиции: встречи, интервью;
Сбор фотоматериалов;
Изучение гайда (инструкции, руководства) по исследовательской деятельности (особенности и правила исследовательской работы; отличие исследования от проекта; знакомство с библиотекой исследователя - изучение полезных ресурсов);
Анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования.
Выбор направления, объекта и предмета исследования;
Определение темы и проблемы исследования;
Формулировка актуальности исследования;
Формулирование гипотезы исследования.
октябрь
Работа материалами архива, краеведческого музея;
Встречи и интервью с работниками органов местного самоуправления;
Встречи и беседы со старожилами Ужурской земли, должностными лицами органов местного самоуправления г. Ужур и Ужурского района:
Посещение вебинара по написанию исследовательской работы конкурса «Высший пилотаж» на интернет платформе НИУ ВШЭ;
Анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования.
Установка собственных дедлайнов, которые позволят вовремя закончить работу.
ноябрь
Исследование рукописей мемуаров жителей города Ужура - очевидцев событий;
Учебная экспедиция в с. Соленоозерное республики Хакасия;
Посещение онлайн-курсов «Практикум молодого исследователя», «Публичные выступления: важные ньюансы», «Техника и дизайн эффективной презентации» на итернет-площадке НИУ ВШЭ.
Анализ и отбор собранного материала;
Обдумывание результатов и выводов в работе.
декабрь
Работа с материалами «Службы по государственной охране объектов культурного наследия» и «Центра по сохранению памятников культурного наследия Красноярского края».
Подготовка текста исследовательской работы;
Оформление работы по заданным критериям.
январь
Работа в онлайн-лабораториях исследовательской школы «Топос» на интернет платформе «Центра туризма и краеведения Красноярского края»;
Определение значимости и актуальности темы исследования, рассмотрение исследовательских связей, обсуждение представленного учащимся материала с учителем и наставниками онлайн - школы «Топос» на конкурс «Мое Красноярье»
Отправка работы на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» (НИУ ВШЭ).
Регистрация и предоставление готовой исследовательской работы на отборочный этап всероссийского конкурса «Высший пилотаж»
февраль
Работа в онлайн-лабораториях исследовательской школы «Топос» на интернет платформе «Центра туризма и краеведения Красноярского края»;
Корректировка плана исследовательской работы на краевой конкурс исследовательских работ «Мое Красноярье»
Отправка работы на стартовый этап краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье».
Предоставление краткого описания исследовательской работы, темы исследования, краткого хода и плана исследования, предполагаемого результата.
март
Получение результатов стартового этапа краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье» и отборочного этапа всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»;
Подготовка к финальному этапу всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»;
Участие в онлайн-форуме исследовательской школы «Топос» «Центра туризма и краеведения Красноярского края»;
На основе рейтинга отборочного этапа краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье» подготовка к финалу конкурса.
оформление презентации и доклада на всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»;
разработка выступления в формате сторителлинг и оформление презентации к публичной онлайн-защите финального этапа конкурса:
апрель
Публичная онлайн-защита на интернет-платформе краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье»;
Публичная онлайн-защита на интернет-площадке всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»
Рефлексивно-оценочная работа: оценка презентации и выступления, ответы на полученные в ходе обсуждения вопросы.
6 этап индивидуального образовательного маршрута - это образовательная деятельность в рамках ИОМ. На этом этапе педагог и ученик реализуют намеченный маршрут во внеурочной (главным образом исследовательской деятельности). С учителем проводятся консультирования и собеседования. Организуются поездки и встречи (в архив, музеи, населенные пункты, связанные с темой исследования). Учащийся участвует на интернет - платформах в онлайн-курсах и вебинарах, предоставляет промежуточные отчеты в форме докладов и отдельных частей работы с последующим их обсуждением и рецензированием.
В ходе 7 этапа происходит диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута. В этот момент работа с фактическим материалом в ходе исследования завершена, полученная информация проанализирована, классифицирована и систематизирована. Организуется работа по выявлению возникших проблем и недочетов, замечаний, полученных в ходе обсуждения исследовательской работы. Готовится презентация своей работы на отборочный и финальный этапы исследовательских конкурсов и творческих проектов.
8 рефлексивно-оценочный этап. Учащиеся представляют индивидуальные образовательные продукты деятельности в виде готовых исследовательских (или проектных) работ. Происходит сопоставление их с целями индивидуального образовательного маршрута, оценка деятельности и конечного продукта. Иначе говоря, происходит подведение итогов и определяется эффективность проведенной работы
В 2021-2022 году 2 учеников 11 профильного социального-гуманитарного класса МКОУК «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» Красноярского края, с которыми была организована учебная деятельность по индивидуальному образовательному маршруту показали следующие результаты: Вунгалов Даниил стал победителем финального этапа всероссийского конкурса «Высший пилотаж 2022» в направлении «История» и получил дополнительные баллы к ЕГЭ по истории; занял 1 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Мое Красноярье 2022» в номинации «Историческое краеведение, военная история»; 2 место в школьной научно - практической конференции с проектом «Ученики Орфея»; получил благодарность за участие в краевом молодежном форуме «Научно - технический потенциал Сибири» в номинации «Научный конвент».
Конопихин Вадим занял 3 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Мое Красноярье 2022» в номинации «Историческое краеведение, военная история»; 1 место на школьном этапе ВСОШ по истории и призовое - на муниципальном этапе; на школьной научно-практической конференции занял (вместе с командой) 3 место с проектом социальной направленности «Мир русских сказок».
Результаты ЕГЭ по истории Вунгалова Даниила - 94 балла, Конопихина Вадима - 87 баллов. Оба ученика поступили на бюджетные места в высшие учебные заведения Красноярского края.
Таким образом, маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей. Он максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Успехи детей сравниваются не с другими, а только с их собственными предыдущими достижениями. Главное, в построенном таким образом индивидуальном образовательном маршруте - признание за каждым учеником права на значительную самостоятельность, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями, которые отвечают его интересам и потенциальным возможностям.
Огромную роль при разработке индивидуального образовательного маршрута играют внеурочные формы обучения: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проектах. Особую актуальность при построении индивидуального образовательного маршрута для одаренного ребенка приобретает сегодня исследовательская деятельность. В ходе неё одаренный ребенок осваивает мир практически. Исследование обеспечивает более высокий уровень системности знаний и развитие самостоятельной позиции. В дальнейшем это поможет ему решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь.
Кроме того, введение в ИОМ элементов исследовательской технологии дает еще одно неоспоримое преимущество: исследовательская деятельность учащихся позволяет позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Доминирующая роль педагога в процессе усвоения знаний и опыта устраняется. Происходит формирование нового вида педагогического общения - научного и по-настоящему творческого сотрудничества учителей и учащихся, между учеником и учителем вырабатывается стиль поведения единомышленников и коллег.
Есть мнение, что одаренным является каждый ребенок, просто школа не всегда может рассмотреть его способности и таланты. В книге Бориса Акунина «Азазель» леди Эстер - педагог и попечительница экстернатов для детей-сирот излагает свою педагогическую философию: «…Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар… кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример - Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе…. что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке… каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться!».
Одаренные представляют сегодня огромную ценность для общества. Они испытывают радость от умственного труда, способны быстро осмысливать и переосмысливать информацию, могут практически применять знания, сосредотачиваться на нескольких видах деятельности и во многих областях достигать высоких результатов. Не разглядеть способности ребенка - большая ошибка. А ошибки учителей дорого обходятся людям, как уверяла одна из героинь любимого всеми фильма Ильдара Рязанова. Трудно представить, что Альберт Эйнштейн, школьные учителя которого считали, что он ни на что не способен, так никогда бы не проявил свои способности в математике и физике. Или того хуже… Советский и российский писатель - сатирик Виктор Шендерович как то написал: «Одного юношу не признали как художника. Стал фюрером. Надо быть внимательнее к талантам».
Литература
Cборник методик по выявление способностей и одарённости детей. Одарённые дети. Сестрорецк, 2014.
Акимова Е.А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е.А.Акимова // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - С. 85-86.
Бахир М.А. К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности учащихся в геологическом образовании // Геология в школе и вузе: геология и цивилизация: VII Международная конференция: Сборник научных трудов. Т.III. / Под ред. Е.М.Нестерова.
Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь. - Выс.школа, 2002.
Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. - Оренбург, 2001.
Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. - №2.
Коноплева Н. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. - № 3. - с. 54-59.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" 3 апреля 2012 года. https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/
Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс] // Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». - 2008.
Платонов С.М.Детская одарённость. Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2011 г.
Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95с. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - С. 105-107.
Хуторской А.В. «Индивидуальная образовательная траектория в эвристическом обучении», Вестник института образования человека, 2914 г., №2, https://eidos-institute.ru/journal/2014/200/Eidos-Vestnik2014-211-Khutorskoy.pdf.
Мастер-класс: «Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности»
Биккулова Наталия Андреевна, учитель истории и обществознания
Разделы:История и обществознание, Мастер-класс
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе «Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности».
Современные образовательные стандарты ставят приоритетной задачей нашей с вами педагогической деятельности формирование умений и навыков ученика применять полученные знания на практике. Сегодня мы называем это термином «функциональная грамотность».
Определений понятия «функциональная грамотность достаточно много. На слайде вы видите одно из них. (Советский и российский лингвист, психолог А.А.Леонтьев: «Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»).
Общая мысль, которая звучит во всех определениях: знания и информация, которые ученик получает в школе, должны быть не просто академическими, они должны «работать», быть «живыми», помогать выпускнику успешно самореализоваться в социуме, в различных видах человеческой деятельности. Мы, педагоги, должны способствовать становлению таких личности ученика, который активно и заинтересованно познает мир, умеет ставить цели, проектировать пути их реализации, работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение и создавать собственный интеллектуальный продукт.
Термин не нов. В 1965 году он был обозначении ЮНЕСКО как международная проблема развитых стран. И этой проблеме уделяется огромное внимание в современном образовании многих стран мира.
Для нас, педагогов, не является секретом, что даже отличники не всегда могут применять знания практически. В этой связи вспоминается серия приключенческих фильмов «Библиотекарь» режиссера Питера Уинтера. Главный герой Флинн Карсен имеет 22 высших образования и не может ничего, кроме как учиться. Он живет в квартире и на средства своей мамы, которая заботится о сыне, мечтая устроить его личную жизнь и карьеру. В конце концов его выгоняют из университета. Питеру Флинну повезло - в конце концов ему удается устроиться в огромную и таинственную Библиотеку, где наконец его незаурядный ум и знания найдут практическое применение в реальной жизни (в целой серии увлекательных приключений).
К сожалению, с проблемой функциональной грамотности учащихся приходилось сталкиваться каждому из нас. Вот один из недавних примеров: на уроке в 10 а профильном классе учащимся было дано задание: ОТ ИМЕНИ РЕПОРТЕРА написать статью об одной из конференция II мировой войны: Тегеранской, Ялтинской или Потсдамской. Справились всего лишь 2 ученицы из более чем 20 человек. Остальные просто скачали из Интернета статьи (показать работы Жихаревой и Терешонковой).
Единицы справляются с написанием эссе. Пример из недавнего прошлого: после изучения темы «2 мировая война» ребятам было предложено написать эссе по нескольким темам на выбор: «Выиграна война, но не мир» (Альберт Эйнштейн); «Спите спокойно. Ошибка не повторится» (Надпись на мемориале жертв атомной бомбардировки в Хиросиме); «Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима - то, что мир забудет, что было такое место» (Генри Аппель). Большинство учащихся (кроме 3-4 человек) сделали компиляцию материалов (опять же из Интернета) о 2 мировой войне, Освенциме и Хиросиме. И были искренне удивлены оценкам…
По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности составил 497 баллов (21 место), математической - 498 баллов (24 место), естественно-научной - 476 баллов (34 место) (участвует около 80 стран).
В контексте национального проекта «Образование» поставлена задача вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
В информационно-методическом письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» читаем: «Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.»
Функциональная грамотность учащихся формируется в урочной и внеурочной образовательной деятельности. Также может осуществляться исследовательская деятельность учеников.
Почему организация исследовательской деятельности становится столь актуальной для формирования функциональной грамотности?
ИССЛЕДОВАНИЕ - деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
В исследовательской деятельности формируются все базовые умения функциональной грамотности.
Умение понимать текст, авторскую позицию, главную мысль
Умение видеть проблему
Умение выдвигать гипотезы и строить предположения (ключевой момент в исследовательской деятельности)
Навыки экспериментирования (выполнение практических действий, проверка данных и сравнение)
Организация исследовательской деятельности позволяет формировать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, систематизировать и углублять знания в определенной области, учит применять их на практике. Исследовательская работа обучающихся связана с активным использованием метапредметных и межпредметных связей.
Первое различие наиболее важно: выбирая тему исследования формулируется безличный и безоценочный вопрос. То есть исследователь должен быть «чистым инструментом». Это и есть объективизация. В проекте же мы формулируем цель, как выражение своих представлений и желаний. А дальше начинаем для достижения этой цели привлекать людей, ресурсы, время и вовлекать их в свою деятельность. Это и есть субъективизация.
При проекте (по Дьюи) проект «выброшен вперед», то есть мы полагаем впереди себя цель и, двигаясь от неё начинаем планировать условия её достижения. В исследовании нет заранее известного решения. Есть гипотеза, которая может подтвердиться или нет.
Если опыт исследовательской деятельности - это подготовка к научной работе, то проектная деятельность - подготовка к инженерному делу, оргпроектированию.
В проекте есть место исследованию, в исследовании есть место проекту. Когда я делаю проект, то в его рамках провожу маркетинговое исследование, которое является этапом моей проектной работы. Когда я провожу исследование и мне нужно оформить и представить результаты, то этот этап я могу рассматривать как проект в рамках исследования.
Виды функциональной грамотности.
В исследовательской деятельности формируются все виды функциональной грамотности.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Понимание содержание текста, умение пользоваться книгами для достижения своих целей, читать для расширения кругозора и т.д
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Объяснять с научной точки зрения происходящие в природе процессы и явления, пользоваться научными доказательствами, понимать каким образом и для чего проводятся исследования и т.д
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Умение применять математические знания в повседневной жизни
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Рациональное распределение доходов, грамотное и осознанное решение денежных вопросов, стремление к финансовой стабильности и независимости
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - Развитие творческого потенциала, генерация идей, изобретение чего-то нового и нестандартного
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - Успешное использование полученных навыков и умений на практике в различных областях деятельности и сферах жизни
Индикаторы функциональной гамотности в исследовательской деятельности
ОБЩАЯ ГРАМОТНОСТЬ - написать сочинение, реферат, отвечать на вопросы, не испытав затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
ГРАМОТНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специалистам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ - находить отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др.
КОММУНИКАТИВНАЯ - работать в группе, в команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, эффективно налаживать социальные контакты.
ПРАВОВАЯ И ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - отстаивать свои права и интересы; знать основы права; разбираться в политических процессах и структуре государственных органов.
Давайте попробуем разобраться, как на каждом этапе исследовательской деятельности происходит формирование того или иного вида функциональной грамотности школьника.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. МОТИВАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Именно на этой стадии ученик должен увидеть вполне конкретные для себя «выгоды». Абстрактные обещания здесь неуместны.
Исследовательская деятельность дает:
Бонусы к ЕГЭ при участии в значимых всероссийских конкурсах
Умения писать курсовые, дипломы, диссертации в будущем
Возможность получения премий (например, премии Главы ЗАТО п. Солнечный)
Необходимо сразу объяснить ученику, что в исследовательской деятельности главную роль играет самообразование и самообучение. В исследовательской деятельности педагог уходит от позиции носителя информации к позиции НАСТАВНИКА-КОНСУЛЬТАНТА (или тьютера).
2. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ/ОБЪЕКТА/ПРЕДМЕТА
Это наиболее сложный этап. Здесь необходимо учитывать:
насколько тема интересная и увлекательная для учащегося
важность и актуальность / практическое применение исследования
время, которое учащийся может потратить на исследование
некоторый багаж знаний ученика в этой области
(Рассказать, как происходил выбор направлений исследования в 2020-2021 (конкурс «Наш край - наше наследие»), в 2021-2022 году (конкурс «Мое Красноярье» и «Высший пилотаж»).
Здесь существуют несколько вариантов:
Есть конкурсы, которые уже предлагают тему исследования,
Конкурсы, которые предлагают номинации (направления) и если у вас и у ваших учеников есть материалы, идеи по определенному объекту и предмету исследования, которые подходят под заданные направления, то появляется возможность поучаствовать в интеллектуальных соревнованиях краевого и всероссийского уровней.
Важно избежать ситуации, когда «интересное - не ново, а новое - не интересно».
3. ВЫБОР ТЕМЫ:
основное требование - новизна
тема не должна быть «широкой» и общей, необходимо её конкретизировать, сузить материалом, местом, временем.
ПРИМЕР: ошибка в 2019 году при подготовке исследования на конкурс по «истории местного самоуправления» была выбрана тема «Исторические корни местного самоуправления в Красноярском крае в дореволюционный период - быль или небыль?».
ЗАДАНИЕ: какие ошибки вы видите при выборе темы?
Тема может измениться (как и объект и предмет исследования) в ходе сбора материала.
Пример: как изменилась тема исследования при сборе материала о памятнике в деревне Баит и памятнике «Скорбящая мать» в городе Ужур.
4. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ - КЛЮЧЕВОГО ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ (ГИПЕРССЫЛКА):
ЗАДАНИЕ: Попробуйте сформулировать темы 1 и 2 исследования, материалы которых вы видите на экране.
(Затем цели показываю на слайдах)
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Есть 3 варианта:
Преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения (обычно, это применяется на уроках)
Учитель ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования
И постановку проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляет ученик
В 2020-2021 году при подготовке РАБОТ НА КОНКУРС «Наш край - наше наследие» я выбрала 1 и 2 вариант. На следующий год ребята самостоятельно осуществляли формулировку темы, проблемы и методов своих исследовательских работ. И это было гораздо эффективнее и результативнее.
ЗАДАНИЕ: Попытайтесь сформулировать проблемы исследований.
(на слайдах - проблемы и гипотезы учащихся)
6. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
Это очень важный организационный момент.
Это планирование работы - прописываются четкие конкретные действия, которые позволят достигнуть желаемую цель. Более того, фактически, это план основной части. Поскольку каждый параграф основной части работы и будет решать одну из поставленных задач. Их не должно быть много - обычно 3-4.
ЗАДАНИЕ: попытайтесь сформулировать задачи одного из исследований.
(затем показываю на слайдах)
Отталкиваясь от сформулированных задач исследования составляется план - проспект. В идеале хорошо бы в нем установить собственные дедлайны и строго выдерживать их, чтобы работа осуществлялась размеренно.
7. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Ребята знакомятся с тем, какие методы существуют и как они используются.
ЗАДАНИЕ: какие методы могли быть использованы в данных исследованиях?
(показываю на слайдах)
8. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- Это должны быть фундаментальные работы и релевантная литература
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПАРТНЕРОВ, «РАСШКОЛИВАНИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
ЗАДАНИЕ: попробуйте определить:
Источники информации (в том числе организации)
Где можно параллельно обучаться созданию исследования (некоторые конкурсы предлагают помощь менторов)
10. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На этом этапе учащиеся согласно плану выполняют и оформляют исследовательскую работу. Учитель выступает консультантом и наставником.
Сразу нужно объяснить детям: списывать нехорошо, ПЛАГИАТ НЕДОПУСТИМ;
объем заимствований должен быть не более 20%;
Использование научного стиля, но не использование «научного окраса» для того, чтобы эффектно звучать (например, не нужно начинать работу с глупых вопросов: «Зададимся вопросом: Что такое история?»)
Грамотность и оригинальность
11. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
- Это те знания, которые будут полезны всегда.
Оформление титульной страницы, аннотации, введения, основной части, заключения, списка литературы - все это пригодится в будущем при дальнейшей учебе ребят.
Выделяют пять ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ:
реферативные - в их основу входят сбор и представление информации по выбранной теме. Их суть заключается в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих проблему. Специфика реферата в том, что в нём нет развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений. Он отвечает на вопрос о том, какие новые сведения появились по этой проблеме;
экспериментальные - пишутся на основе выполненного эксперимента, описанного в научной литературе и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий;
проектные - в их основу входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
описательные - направляются на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Эти работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования;
исследовательские - выполняются с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеют полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не предопределённость результата, который могут дать исследования. Все творческие работы имеют общие элементы: при их выполнении используются литературные источники, но в рефератах анализ литературы является основным его содержанием, а в проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работах анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.
12. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина, на мой взгляд, в том, что обучающихся оказываются психологически не готовы к борьбе и победе. Очень полезно предварительно изложить результаты исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории, например на школьной научно-практической конференции. Этот этап - не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, «программирование» авторов работы на успех: они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя - научиться быть просто консультантом, отвечая только на возникающие у обучающихся вопросы.
13. РЕФЛЕКСИЯ
В результате выполненной работы обучающиеся ещё раз убеждаются в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть использованы в реальной жизни для решения важных практических задач. У них формируются представления о существовании тесной связи между различными предметами, преподаваемыми в школе. Обучающихся приобретают опыт работы с различными источниками информации, навыки написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчётов, коммуникативные умения. Проектное обучение приносит удовлетворение школьникам, видящим результаты своего труда, и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле/
Возвращаемся к плану исследования
Этапы исследовательской деятельности
Базовые умения
Формируемые виды функциональной грамотности
Выбор предмета/ направления исследования
Осознание собственных образовательных потребностей Положительная мотивация, направленность на активное включение в образовательное пространство и достижение цели Стремление к образованию и самообразованию в течение жизни
Выбор темы исследования
Формулировка цели/ключевого вопроса исследования
Умение видеть проблему Умение выдвигать гипотезы и строить предположения
Определить, где собирать материал, выбор метода
Умение понимать тексты, авторскую позицию, главную мысль Коммуникативные навыки (вести дискуссию, выстраивать социальные связи, общение) Владение информационными технологиями Умение ставить и решать информационную задачу с помощью справочных источников, словарей, Интернета
Планирование процесса исследования, установка собственных дедлайнов, которые позволят вовремя закончить работу
Выбор способа планирования
Написание работы
Способность анализировать, интерпретировать, представлять информацию в новом виде
Представление работы
Свободное владение речью
Рефлексия
Рефлексирование Адекватная самооценка - умение поставить задачи и самосовершенствование; критическое рассмотрение своей деятельности; выработка собственной позиции
ЗАДАНИЕ: попробуйте совместить
Функциональная грамотность старшеклассника подразумевает, что выпускник
Умеет ориентироваться в сложных современных ситуациях
Умеет оценивать ситуации
Выстраивать социальные отношения
Владеть информационными технологиями
Рефлексия
Стремиться к образованию в течение жизни
Именно эти компетенции формируются в результате исследовательской деятельности.
Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися предъявляет особые требования к педагогу.
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет особые требования к педагогу. Он должен:
положительно относиться к ребёнку;
проявлять уважение к его личности и поддерживать чувство собственного достоинства в каждом школьнике;
признавать право личности быть непохожей на других;
предоставлять обучающихся право на свободу выбора;
оценивать не личность обучающегося, а его деятельность, поступки;
учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Педагогу следует совершенствовать технологию обучения и помнить, что, если позволить ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Важным условием для успешного ученического проектирования является профессионализм учителя и его самообразование в рамках поставленной цели.
Заключение
Притча «Крылья» Шалва Амонашвили. Как научить детей летать
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.
- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
- Верно! - удивился прохожий.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.
- Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним - его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- А меня больше радуют твои пёрышки…
Мы надеемся, что наш тренинг поможет вам расправить ваши крылья.