Деятельностный подход в реализации проектной технологии на уроках математики
Деятельностный подход в реализации проектной технологии на уроках математики
Деятельностный подход в реализации
проектной технологии на уроках математики
"Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится" В. Ф. Шаталов.
В условиях бурного роста потока информации, повышения культурно-технического и образовательного уровня учащихся перед учителем стоит задача: не только передавать учащимся определенную сумму знаний и практических навыков, но и прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, уметь решать практические задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в реализации проектной технологии на уроках математики»
Деятельностный подход в реализации
проектной технологии на уроках математики
КГУ «Средняя школа №26» учитель математики Аманова Ж.Т.
"Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится" В. Ф. Шаталов.
В условиях бурного роста потока информации, повышения культурно-технического и образовательного уровня учащихся перед учителем стоит задача: не только передавать учащимся определенную сумму знаний и практических навыков, но и прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, уметь решать практические задачи.
Цели профессиональной деятельности:
овладение учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
научить учащихся ставить цели и определять пути их достижения
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры.
Второй год я работаю над следующей темой самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики».
2.Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
3.Самообразование при помощи учителя.
4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5.Исследование: решение задач, компоновка.
6. Обобщение результатов, выводы.
7. Анализ успехов и ошибок.
Типы проектов:
В реализации проектной технологии мне помогает системно - деятельностный подход:это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Основная цель деятельностного подхода: научить не знаниям, а работе, обучить самостоятельно решать задачи.
Деятельностный подход в обучении предполагает наличие у учащихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться).
Ученик ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты.
Главное средство ученика – умение учиться, т.е. учить себя!
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода
Активные методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода (из опыта работы).
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
«Шаг навстречу»
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи. Главное «захватить» внимание учащихся.
«Дерево возможных вариантов»
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.
Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают дерево цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения -желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.
Презентация учебного материала «Инфо–угадайка»
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся
Подведение итогов урока «Взгляд назад»
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Большое значение в процессе обучения имеет самостоятельная работа учащихся.
Самостоятельная работа на уроках математики
работа с учебником;
письменные самостоятельные работы на уроке;
выполнение домашнего задания.
Для каждой темы алгебры и геометрии разработаны самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера, а также индивидуальные контрольные работы. Обучающие самостоятельные работы представлены в виде карточек-заданий, которые целесообразно использовать после того, как учащиеся усвоят некоторые теоретические вопросы курса, рассмотрят с преподавателем алгоритмы выполнения определенных заданий, научатся применять теоретические знания при решении задач.
Карточки-консультации помогают проанализировать приведенное решение и выполнить далее самостоятельно. Такие карточки-задания позволяют учащимся усвоить отдельные теоретические положения курса и освоить практические умения, помогают формированию логического мышления, обеспечивают возможность самостоятельного контроля за правильностью выполнения производимых действий. Эти карточки-консультации дают возможность преподавателю осуществлять обратную связь в процессе обучения, т.е. облегчают работу по получению данных об усвоении учащимися текущего учебного материала не к концу прохождений темы, а на некотором промежуточном этапе изучения ее. Информация об уровне усвоения материала позволяет преподавателю своевременно и целенаправленно организовать работу по предупреждению пробелов в знаниях учащихся.
Основная цель деятельностного подхода: научить не знаниям, а работе, обучить самостоятельно решать задачи.
Деятельностный подход в обучении предполагает наличие у учащихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться). Для того чтобы у учащихся сформировался учебно - познавательный мотив мне помогает проведение уроков в нестандартной форме: урок – экскурсия, урок – консультация, интегрированный урок, урок – сказка, урок – соревнование, урок – зачет.
Показ видео фрагментов урока по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и на 0,1; 0,01; 0,001;....»
Устный счет, работа в группах:
0,054 · 10 = 0,54 1832:10=183,2
0,054 · 100 = 5,4 1832:100=18,32
0,054 · 1000 = 54 1832:1000=1,832
543 ·0,1=54,3 3,517:0,1=35,17
543 ·0,01=5,43 3,517:0,01=351,7
543 ·0,001=0,543 3,517:0,001=3517
Самостоятельная работа. (видео урока 5 класс)
Из опыта работы по проектной технологии:
1.Проект «Причудливые фракталы» ученица 9 класса Клименко Валерия - НПК «Дарын», 2 место, область; НПК «Дарын», сертификат участника республика; НПК «МАН», 1 место, область; НПК «МАН», 2 место республика;
2.Проект «Логарифмы в жизни» ученица 11 класса Илюсизова Айсауле – НПК Дарын – 1 место.
Проект «Причудливые фракталы» - исследование посвящено проблеме в области теории фракталов, новой самостоятельной области науки, фракталы имеют большую практическую направленность.
В работе рассматриваются следующие этапы исследования:
1) изучение теоретических сведений о фракталах;
2) исследование применения фракталов в природе и в жизни;
3) исследование метода фрактального рисунка.
Проект «Логарифмы в жизни» - данная работа посвящена исследованию математических аспектов теории логарифмов, а также методов описания природных процессов и явлений с использованием идей теории логарифмов. Исследование посвящено проблеме в области теории логарифмов, логарифмы имеют большую практическую направленность.
В работе рассматриваются следующие этапы исследования:
1) изучение теоретических сведений о логарифмах;
2) исследование применения логарифмов в природе и в жизни;