kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно- деятельностный подход при обучении математики на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно- деятельностный подход при обучении математики

на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.

 

            Общими принципами математического образования, отраженными в концепции развития российского математического образования, являются математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных результатов. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

                Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.

                 Что же такое исследовательская деятельность?

            Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.

                                  Технология опыта работы:

Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. 

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап:  инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап:  основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап:  прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап:  заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап:  итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

 

I этап - инициирующий 

 На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка 

II этап – основополагающий

Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.

III этап – прагматический

На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

IV этап – заключительный

Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.

VI этап – итоговый

На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.

 

 

Из опыта работы.

Проект в 6-х классах «Зачем нужны проценты».

     Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Актуальность проекта очевидна. Проект предполагает работу не только учителя, но и учащихся и их родителей, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами.

             В начале проекта перед учащимися был поставлен основополагающий вопрос «Проценты - это необходимость или лишнее в нашей жизни?».

   Ребята поделились на три группы: социологи, исследователи, аналитики.

Каждая группа сформулировала цели своих исследований, наметила план работы по теме.

Социологи:

  • провести социальный опрос «Где в жизни люди встречаются с процентами»;
  • определить значимость процентных расчетов в повседневной жизни;
  • оформить результаты анкетирования в виде статистической                         таблицы.

 

                                       Анкета «Что вы знаете о процентах?»                                                            

Уважаемые родители, мы, учащиеся 6-х классов, работаем над проектом «Зачем нужны проценты?» и просим вас ответить в письменном виде на наши вопросы.

 1.Знакомо ли вам понятие процента? 

 2.  Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами?  Если да, то приведите несколько примеров.

3.Используете ли вы в профессиональной деятельности  процентные 

вычисления? Если «да», то как именно? (укажите свою профессию) 

   4.    Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые вам приходилось решать ( в повседневной жизни или на работе).

  •  

 

  • взять интервью у представителей различных профессий, чтобы выяснить, применяют ли они процентные расчеты на работе;
  • подобрать и решить задачи на вычисление процентов, используя результаты опросов;
  • оформить результаты в виде сборника задач.

Аналитики:

  • проанализировать всю информацию, собранную социологами и исследователями, сделать вывод, готовы ли они ответить на основополагающий вопрос;
  • свои выводы представить в виде буклета и презентации.

       Конечным продуктом исследовательской работы была защита проекта на отдельном уроке. Ребята показывали умение решать задачи на проценты, составленные ими самими. Эти задачи были собраны в авторском учебнике. Ребята представили буклет, куда поместили самое главное о процентах и итог своей работы. Урок сопровождался презентацией, где были показаны самые интересные задачи учащихся.

      На заключительном этапе урока ребята высказывали свое мнение о важности изучения темы «Проценты» Вот одно из высказываний.

«Роль процентов в повседневной жизни очень велика. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Мы встречаемся с процентами на уроках, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой».

 

                                                                    

Приложение-презентация.

 

Просмотр содержимого документа
«Системно- деятельностный подход при обучении математики на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся. »

Долгова Зинаида Александровна,

учитель математики высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №2

г. Петровск Саратовской обл.


Системно- деятельностный подход при обучении математики

на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.


Общими принципами математического образования, отраженными в концепции развития российского математического образования, являются математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных результатов. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.

Технология опыта работы:

Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. 

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап: инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап: основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап: прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап: заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап: итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.


I этап - инициирующий 

 На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка 

II этап – основополагающий

Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.

III этап – прагматический

На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

IV этап – заключительный

Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.

VI этап – итоговый

На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.



Из опыта работы.

Проект в 6-х классах «Зачем нужны проценты».

Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Актуальность проекта очевидна. Проект предполагает работу не только учителя, но и учащихся и их родителей, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами.

В начале проекта перед учащимися был поставлен основополагающий вопрос «Проценты - это необходимость или лишнее в нашей жизни?».

Ребята поделились на три группы: социологи, исследователи, аналитики.

Каждая группа сформулировала цели своих исследований, наметила план работы по теме.

Социологи:

  • провести социальный опрос «Где в жизни люди встречаются с процентами»;

  • определить значимость процентных расчетов в повседневной жизни;

  • оформить результаты анкетирования в виде статистической таблицы.



Анкета «Что вы знаете о процентах?»

Уважаемые родители, мы, учащиеся 6-х классов, работаем над проектом «Зачем нужны проценты?» и просим вас ответить в письменном виде на наши вопросы.

1.Знакомо ли вам понятие процента? 

2. Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами? Если да, то приведите несколько примеров.

3.Используете ли вы в профессиональной деятельности  процентные 

вычисления? Если «да», то как именно? (укажите свою профессию) 

4. Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые вам приходилось решать ( в повседневной жизни или на работе).

Исследователи:



  • взять интервью у представителей различных профессий, чтобы выяснить, применяют ли они процентные расчеты на работе;

  • подобрать и решить задачи на вычисление процентов, используя результаты опросов;

  • оформить результаты в виде сборника задач.

Аналитики:

  • проанализировать всю информацию, собранную социологами и исследователями, сделать вывод, готовы ли они ответить на основополагающий вопрос;

  • свои выводы представить в виде буклета и презентации.

Конечным продуктом исследовательской работы была защита проекта на отдельном уроке. Ребята показывали умение решать задачи на проценты, составленные ими самими. Эти задачи были собраны в авторском учебнике. Ребята представили буклет, куда поместили самое главное о процентах и итог своей работы. Урок сопровождался презентацией, где были показаны самые интересные задачи учащихся.

На заключительном этапе урока ребята высказывали свое мнение о важности изучения темы «Проценты» Вот одно из высказываний.

«Роль процентов в повседневной жизни очень велика. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Мы встречаемся с процентами на уроках, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой».



Приложение-презентация.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Долгова Зинаида Александровна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства