Системно- деятельностный подход при обучении математики на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Системно- деятельностный подход при обучении математики на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Системно- деятельностный подход при обучении математики
на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Общими принципами математического образования, отраженными в концепции развития российского математического образования, являются математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных результатов. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.
Что же такое исследовательская деятельность?
Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.
Технология опыта работы:
Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов.
Этапы работы над проектом
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап: инициирующий
Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач
2 этап: основополагающий
Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомлю с различными формами презентации результатов
Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
3 этап: прагматический
Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 этап: заключительный
Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
5 этап: итоговый
Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы.
I этап - инициирующий
На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка
II этап – основополагающий
Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.
III этап – прагматический
На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
IV этап – заключительный
Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.
VI этап – итоговый
На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.
Из опыта работы.
Проект в 6-х классах «Зачем нужны проценты».
Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Актуальность проекта очевидна. Проект предполагает работу не только учителя, но и учащихся и их родителей, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами.
В начале проекта перед учащимися был поставлен основополагающий вопрос «Проценты - это необходимость или лишнее в нашей жизни?».
Ребята поделились на три группы: социологи, исследователи, аналитики.
Каждая группа сформулировала цели своих исследований, наметила план работы по теме.
Социологи:
провести социальный опрос «Где в жизни люди встречаются с процентами»;
определить значимость процентных расчетов в повседневной жизни;
оформить результаты анкетирования в виде статистической таблицы.
Анкета «Что вы знаете о процентах?»
Уважаемые родители, мы, учащиеся 6-х классов, работаем над проектом «Зачем нужны проценты?» и просим вас ответить в письменном виде на наши вопросы.
1.Знакомо ли вам понятие процента?
2. Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами? Если да, то приведите несколько примеров.
3.Используете ли вы в профессиональной деятельности процентные
вычисления? Если «да», то как именно? (укажите свою профессию)
4. Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые вам приходилось решать ( в повседневной жизни или на работе).
взять интервью у представителей различных профессий, чтобы выяснить, применяют ли они процентные расчеты на работе;
подобрать и решить задачи на вычисление процентов, используя результаты опросов;
оформить результаты в виде сборника задач.
Аналитики:
проанализировать всю информацию, собранную социологами и исследователями, сделать вывод, готовы ли они ответить на основополагающий вопрос;
свои выводы представить в виде буклета и презентации.
Конечным продуктом исследовательской работы была защита проекта на отдельном уроке. Ребята показывали умение решать задачи на проценты, составленные ими самими. Эти задачи были собраны в авторском учебнике. Ребята представили буклет, куда поместили самое главное о процентах и итог своей работы. Урок сопровождался презентацией, где были показаны самые интересные задачи учащихся.
На заключительном этапе урока ребята высказывали свое мнение о важности изучения темы «Проценты» Вот одно из высказываний.
«Роль процентов в повседневной жизни очень велика. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Мы встречаемся с процентами на уроках, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой».
Приложение-презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно- деятельностный подход при обучении математики на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся. »
Долгова Зинаида Александровна,
учитель математики высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №2
г. Петровск Саратовской обл.
Системно- деятельностный подход при обучении математики
на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Общими принципами математического образования, отраженными в концепции развития российского математического образования, являются математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных результатов. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.
Что же такое исследовательская деятельность?
Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.
Технология опыта работы:
Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов.
Этапы работы над проектом
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап: инициирующий
Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач
2 этап: основополагающий
Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомлю с различными формами презентации результатов
Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
3 этап: прагматический
Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 этап: заключительный
Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
5 этап: итоговый
Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы.
I этап - инициирующий
На этом этапе оченьважно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка
II этап – основополагающий
Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.
III этап – прагматический
На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
IV этап – заключительный
Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.
VI этап – итоговый
На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.
Из опыта работы.
Проект в 6-х классах «Зачем нужны проценты».
Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Актуальность проекта очевидна. Проект предполагает работу не только учителя, но и учащихся и их родителей, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами.
В начале проекта перед учащимися был поставлен основополагающий вопрос «Проценты - это необходимость или лишнее в нашей жизни?».
Ребята поделились на три группы: социологи, исследователи, аналитики.
Каждая группа сформулировала цели своих исследований, наметила план работы по теме.
Социологи:
провести социальный опрос «Где в жизни люди встречаются с процентами»;
определить значимость процентных расчетов в повседневной жизни;
оформить результаты анкетирования в виде статистической таблицы.
Анкета «Что вы знаете о процентах?»
Уважаемые родители, мы, учащиеся 6-х классов, работаем над проектом «Зачем нужны проценты?» и просим вас ответить в письменном виде на наши вопросы.
1.Знакомо ли вам понятие процента?
2. Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами? Если да, то приведите несколько примеров.
3.Используете ли вы в профессиональной деятельности процентные
вычисления? Если «да», то как именно? (укажите свою профессию)
4. Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые вам приходилось решать ( в повседневной жизни или на работе).
Исследователи:
взять интервью у представителей различных профессий, чтобы выяснить, применяют ли они процентные расчеты на работе;
подобрать и решить задачи на вычисление процентов, используя результаты опросов;
оформить результаты в виде сборника задач.
Аналитики:
проанализировать всю информацию, собранную социологами и исследователями, сделать вывод, готовы ли они ответить на основополагающий вопрос;
свои выводы представить в виде буклета и презентации.
Конечным продуктом исследовательской работы была защита проекта на отдельном уроке. Ребята показывали умение решать задачи на проценты, составленные ими самими. Эти задачи были собраны в авторском учебнике. Ребята представили буклет, куда поместили самое главное о процентах и итог своей работы. Урок сопровождался презентацией, где были показаны самые интересные задачи учащихся.
На заключительном этапе урока ребята высказывали свое мнение о важности изучения темы «Проценты» Вот одно из высказываний.
«Роль процентов в повседневной жизни очень велика. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Мы встречаемся с процентами на уроках, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой».