Дидактическая система по развитию творческой самореализации учащихся на уроках математики
Дидактическая система по развитию творческой самореализации учащихся на уроках математики
Становление субъектной позиции ученика осуществляется через дидактическую систему по развитию творческой самореализации учащихся, которая включает в себя построение индивидуальных образовательных траекторий,
Её структурными компонентами являются:
1. Диагностика творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.
2. Организация учебно-познавательной деятельности школьников посредством включения в неё индивидуальных образовательных траекторий учащихся гомогенной группы продвинутого уровня планируемого результата обучения.
3. Создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации учащихся в процессе использования индивидуальных образовательных траекторий.
При делении гомогенной группы на микрогруппы для углубления дифференциации обучения и индивидуализации образовательного процесса появляется реальная возможность построения индивидуальных образовательных траекторий.
При их конструировании для различных микрогрупп учащихся мной решаются следующие задачи:
введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную программу изучения математики, стимулирующую его самообучаемость, способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;
использование наряду с традиционными формами групповых и индивидуальных учебных занятий с целью развития умений школьников самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный переносы знаний и способов действий в новую ситуацию;
создание условий для приобретения учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего образования;
использование способов и приёмов, направленных на становление активной позиции школьника - от осознанного целеполаганиядо диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности.r
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая система по развитию творческой самореализации учащихся на уроках математики »
Дидактическая система по развитию творческой самореализации учащихся
Индивидуальные образовательные траектории.
Тыныбаева Б.Т.
учитель математики
КГУ «Средняя школа № 26»
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ИХ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Становление субъектной позиции ученика осуществляется через дидактическую систему по развитию творческой самореализации учащихся, которая включает в себя построение индивидуальных образовательных траекторий,
Её структурными компонентами являются:
1. Диагностика творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.
2. Организация учебно-познавательной деятельности школьников посредством включения в неё индивидуальных образовательных траекторий учащихся гомогенной группы продвинутого уровня планируемого результата обучения.
3. Создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации учащихся в процессе использования индивидуальных образовательных траекторий.
При делении гомогенной группы на микрогруппы для углубления дифференциации обучения и индивидуализации образовательного процесса появляется реальная возможность построения индивидуальных образовательных траекторий.
При их конструировании для различных микрогрупп учащихся мной решаются следующие задачи:
введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную программу изучения математики, стимулирующую его самообучаемость, способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;
использование наряду с традиционными формами групповых и индивидуальных учебных занятий с целью развития умений школьников самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный переносы знаний и способов действий в новую ситуацию;
создание условий для приобретения учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего образования;
использование способов и приёмов, направленных на становление активной позиции школьника - от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности.
Индивидуальная образовательная траектория включает в себя следующие компоненты:
учебное время;
срок выполнения;
общую нагрузку (в том числе нагрузку по базисному учебному плану – инвариантная часть, вариативная часть);
обязательные занятия по выбору учащегося;
индивидуальные занятия.
Общими компонентами индивидуальных образовательных траекторий всех уровней являются учебное время, срок выполнения, нагрузка по инвариантной части базисного учебного плана.
Содержание индивидуальной образовательной траектории основано на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут:
Фиксируются обязательные модули, входящие в инвариантную часть реализуемого общего учебного плана, т.е. модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования.
Обозначаются обязательные модули, входящие в вариативную часть реализуемого общего учебного плана.
Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуальной образовательной траектории.
Выбираются факультативные модули.
Ядром содержания образования при построении индивидуальных образовательных траекторий является содержание, определяемое программой, которая подвергается корректировке в соответствии с поставленными целями и задачами.
Временная структура индивидуальной образовательной траектории формируется следующим образом:
Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например, полугодие 10-го класса, или целиком 11-й класс.
Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если индивидуальная образовательная траектория предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни.
Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек - сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т. п.
При изменении содержания образования использую приёмы по стержневым линиям учебного курса (их углубление и расширение), введение деятельностного компонента содержания образования (ориентация на осуществление субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса). В ходе прохождения обучающимися индивидуальной образовательной траектории возникает необходимость ее корректировки.
Вариативность содержания образования, используемого при построении индивидуальных образовательных траекторий, позволяет учащимся старшей школы реализовать себя в учебно-познавательной деятельности. При организации учебно-воспитательного процесса .использую ряд последовательных шагов:
сообщение учащимся группы «А» продвинутого уровня планируемого результата обучения о делении их на три микрогруппы для дальнейшей работы в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями;
предъявление соответствующих траекторий учащимся отдельных микрогрупп;
организация различных форм учебных занятий (уроки, элективные занятия, индивидуальные и групповые занятия);
применение различных форм контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности (еженедельная оценка успешности прохождения индивидуальной образовательной траектории, самоконтроль и самооценка, итоговая аттестация).
При построении индивидуальных образовательных траекторий используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
Индивидуальная образовательная траектория реализуется прежде всего, в рамках 1) урока: образовательная траектория может предполагать изучение одного или нескольких модулей (завершённых отрезков деятельности по предмету – темы, раздела программы) в режиме предметно-урочного обучения (или по обычной классно-урочной системе); 2) индивидуального и/или группового занятия: для учащихся, выбравших индивидуальную образовательную траекторию, может быть организовано индивидуальное или групповое выполнение отдельного модуля; 3) самостоятельного занятия. В процессе изучения того или иного модуля учащийся получает необходимую ему дозированную учебную помощь в форме консультации.
Например, техника «Улей», который представляет собой одну из форм разноуровневой самостоятельной работы. Длительность проведения: от 10 до 45 минут. Требует от учителя особо тщательной подготовки. Например, «улей», рассчитанный на весь урок, содержит 10 заданий нарастающего уровня сложности. Они составляются таким образом, чтобы каждое последующее задание содержало одну новую мысль. Решив задание № 1, ученик сразу же подходит к учителю для проверки. Если ошибок нет, он приступает к выполнению задания № 2. Факт выполнения каждого задания учитель фиксирует на специальном бланке. Каждый обучающийся работает в индивидуальном темпе. В конце урока оценки могут быть выставлены всем. Отличия от обычной разноуровневой самостоятельной работы состоят в следующем:
предложенные номера выполняются строго по порядку, поскольку последующий номер всегда сложнее предыдущего;
каждое задание решается на отдельном листе;
решённые задания остаются у учителя. Таким образом, исключена возможность несамостоятельного решения, так как более сильные учащиеся уже в начале урока «уходят в отрыв»;
каждое задание проверяется учителем немедленно - налицо обратная связь;
если есть ошибки, учитель на них указывает сразу же и возвращает номер на доработку;
учащиеся, раньше других справившиеся со всеми заданиями, становятся «консультантами дня», оказывая конструктивную помощь нуждающимся. При этом консультанту разрешается осуществлять только устную работу;
к концу урока на бланке ответов отражается чёткая картина успехов и неудач всех выполнявших задания: каждый номер подразумевает один конкретный способ действий.
Преобладающие виды деятельности в рамках данной дидактической системы:
поисковая деятельность, которая предусматривает включение в учебно-воспитательную работу на уроке механизмов аналитико-синтетической деятельности учащихся. Учебное познание строится как система задач, учитель организует учебно-познавательную деятельность учащихся по следующему алгоритму:
1) осознание проблемности предъявляемой задачи;
2) нахождение личностно-значимых способов разрешения проблемной ситуации;
3) анализ проблемной ситуации;
4) вычленение новых проблем и постановка новых задач;
исследовательская деятельность как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем по следующим этапам:
наблюдение и изучение математических фактов и явлений;
практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
проектная деятельность, обеспечивающая самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства;
организация самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и направляется им. Практикую следующие формы организации самостоятельной деятельности: а) индивидуализированную (ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание, учитывающее его учебные возможности, с этой целью применяются специально разработанные карточки); б) индивидуализировано-групповую, когда учитель специально уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно.
Средства обучения:
Раздаточный материал:
тексты разноуровневых контрольных и самостоятельных работ;
тестовые задания открытой и закрытой форм;
варианты заданий ЕНТ для 11 класса (демонстрационные и тренировочные), а также варианты заданий по аттестации для 9 классов;
систематизированная картотека с карточками для индивидуальной и дифференцированной работы;
медиа-ресурсы и электронные учебники по математике;
тетрадь - справочник. Он представляет собой большую настенную книгу, листая которую, можно найти справочный материал по любой теме с 5 по 11 класс;
сборники олимпиадных заданий по математике и задач повышенной сложности;
Эффективность использования системы оценивается по следующим показателям творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении математики:
познавательная самостоятельность;
мотивация к творческой деятельности;
творческая активность;
развитость творческого мышления (по характеристикам «гибкость» и «оригинальность»);
оценка (самооценка) готовности к творческой самореализации.
На основе выявленных показателей выделяются уровни творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности: высокий, средний, низкий.
В ходе мониторинга выявлялась динамика уровня творческой самореализации учащихся по индивидуальному признаку и по классу в целом. Распределение старших школьников по уровням творческой самореализации осуществлялось в соответствии со следующей шкалой: высокий, средний, низкий. Степени проявления отдельных показателей имеют текстовые оценки: высокая, средняя, низкая. Результаты обследования учащихся свидетельствуют о позитивной динамике отслеживаемых показателей.
Так, из 20 учащихся у 30 % уровень творческой самореализации повысился с низкого до среднего, у 40 % со среднего до высокого уровня. Устойчивые показатели высокого уровня творческой самореализации сохранились у 5 % учащихся, среднего – у 15 % учащихся.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению позитивной динамики уровня творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности учащихся гомогенной группы продвинутого уровня планируемого результата обучения оптимальна.
Исходя из этого, можно прийти к выводу о необходимости разработки индивидуальных образовательных траекторий с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой самореализации старших школьников в учебно-познавательной деятельности.
Предпосылкой для достижения положительной динамики творческой самореализации школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям, являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность общеучебных умений и навыков. К формам контроля для их измерения относятся:
текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка успешности происхождения индивидуальной траектории;
самоконтроль и самооценка. Эти способы аттестации приобретают первостепенный характер и служат целям развития индивидуальных черт личности;
мониторинг динамики успешности прохождения индивидуальной образовательной траектории каждым из учащихся и сопоставление новых достижений ученика с его прошлыми успехами;
итоговая аттестация.
Позитивна динамика количества обучающихся на «4» и «5» и степени обученности учащихся гомогенной группы продвинутого уровня планируемого результата обучения за последние три года:
Таблица 1
Класс
9
10
11
% обучающихся на «4» и «5»
24
37
45
Степень обученности
0,75
0,84
0,87
ЛИТЕРАТУРА
Бударный А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения. // Советская педагогика 1965. - №7. - с. 70-83.
Гинецинский В.И. Субъекты образовательного процесса, их роли и функции в реализации образовательных программ // Научное руководство развитием образовательных систем. СПб., 1996. - 403 с.
Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук Тюмень, 1997. - 24 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
Суртаева Н.Н. Технология индивидуально-образовательных траекторий: Методические рекомендации. 2-е изд. - СПб., 2000. - 32 с.