Использование устных упражнений и математических диктантов на уроках математики.
Одной из эффективных и испытанных на практике форм организации работы учеников на уроках математики является систематическое выполнение устных упражнений, математических диктантов. Устные упражнения дают возможность научить учеников рассуждать, критически мыслить, находить решение проблемы, применять знания на практике, переносить известные ему способы действий в новые для него ситуации и открывать новые способы деятельности. Создание в процессе деятельности проблемных ситуаций (которые здесь же решаются) и разворачивание на их основе активной поисковой деятельности помогает формировать у школьников устойчивый интерес к изучению математики, способствует их самореализации, саморазвитию, становлению личности, которая способна без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности, решать задачи.
Устные упражнения развивают у учеников наблюдательность, инициативу, возбуждают интерес к изучению математики. Во время выполнения устных упражнений ученики закрепляют теоретические знания, тренируют память, повышают логическую и общематематическую культуру.
С помощью устных упражнений учитель настраивает на уроках эффективную оперативную обратную связь с учениками, что позволяет своевременно контролировать процесс овладения новыми знаниями и формировать умение и навыки.
Ведущей идеей использования устных упражнений, математических диктантов является создание на уроках математики условий для личного развития учеников, развития их индивидуальности. Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику выявить инициативу, проявить самостоятельность, выборность в способах работы, творчество.
Дидактические функции устных упражнений и математических диктантов ориентированы на систему упражнений, в которой ведущими являются приемы структурного анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, классификации, аналогии, построения умозаключений, то есть на изучение способов и приемов, которые дают возможность подготовить учеников к более высокому уровню творческой деятельности, к решению более сложных «нестандартных» задач.
Одной из функций устных упражнений является формирование навыков овладения математической технологией. В основе владения математическим языком лежит два вида умений:
- умения, которые помогают усвоить математические понятия, распознавать их, выделять существенные признаки между ними;
- умения, которые обеспечивают грамотность прочтения и оперирование математическими символами и терминами.
Поэтому упражнения, которые составляют основу математической деятельности учеников, следует подбирать так, чтобы раскрывалось содержание новых понятий и символов, чтобы ученики учились правильно их использовать и формировалось умение переводить условие задания из обиходного языка на формализованный и на оборот. Овладение терминологией – это формирование ассоциаций такого типа: осознание термина – это представление образа, и наоборот, созерцание образа – мгновенное воспоминание соответствующего термина.
И, наконец, устные упражнения выполняют еще одну функцию: они быстро подготавливают к пониманию и самостоятельному решению задач.
Эффективность процесса повышения качества знаний, умений и практически навыков учеников в значительной степени зависит от того, насколько систематически и полно контролируется учителем степень усвоения учащимися учебного материала, насколько удачно налажена обратная связь между учителем и учениками.
В зависимости от подготовленности учеников и наличия времени учитель по своему усмотрению определит, использовать ли материал для устных упражнений или для проведения математических диктантов. Мат. диктанты наряду с устным опросом, самостоятельными и контрольными работами является одним из эффективных способов осуществления связи между учителем и учащимися. Проведение мат. диктантов способствует развитию логического мышления, повышению их математической культуры, обогащению математической речи. Выполняя задания диктанта, ученики приучаются к организованности, учатся экономить время, формируют привычку быстро сосредотачиваться. При помощи мат. диктантов можно проконтролировать не только усвоения учениками изучения темы, но и проверить усвоения и закрепления только что поданного материала, помогут учителю выяснить овладели ли ученики соответствующими умениями и навыками.
Итак, устным упражнениям и мат. диктантам необходимо отвести надлежащую роль в системе упражнений для усвоения базовых задач в основной школе. Следует лишь применять их разумно, творчески, учитывая индивидуальные особенности учителя и учеников.
Использование устных упражнений и математических диктантов на уроках математики.
Одной из эффективных и испытанных на практике форм организации работы учеников на уроках математики является систематическое выполнение устных упражнений, математических диктантов. Устные упражнения дают возможность научить учеников рассуждать, критически мыслить, находить решение проблемы, применять знания на практике, переносить известные ему способы действий в новые для него ситуации и открывать новые способы деятельности. Создание в процессе деятельности проблемных ситуаций (которые здесь же решаются) и разворачивание на их основе активной поисковой деятельности помогает формировать у школьников устойчивый интерес к изучению математики, способствует их самореализации, саморазвитию, становлению личности, которая способна без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности, решать задачи.
Устные упражнения развивают у учеников наблюдательность, инициативу, возбуждают интерес к изучению математики. Во время выполнения устных упражнений ученики закрепляют теоретические знания, тренируют память, повышают логическую и общематематическую культуру.
С помощью устных упражнений учитель настраивает на уроках эффективную оперативную обратную связь с учениками, что позволяет своевременно контролировать процесс овладения новыми знаниями и формировать умение и навыки.
Ведущей идеей использования устных упражнений, математических диктантов является создание на уроках математики условий для личного развития учеников, развития их индивидуальности. Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику выявить инициативу, проявить самостоятельность, выборность в способах работы, творчество.
Дидактические функции устных упражнений и математических диктантов ориентированы на систему упражнений, в которой ведущими являются приемы структурного анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, классификации, аналогии, построения умозаключений, то есть на изучение способов и приемов, которые дают возможность подготовить учеников к более высокому уровню творческой деятельности, к решению более сложных «нестандартных» задач.
Одной из функций устных упражнений является формирование навыков овладения математической технологией. В основе владения математическим языком лежит два вида умений:
- умения, которые помогают усвоить математические понятия, распознавать их, выделять существенные признаки между ними;
- умения, которые обеспечивают грамотность прочтения и оперирование математическими символами и терминами.
Поэтому упражнения, которые составляют основу математической деятельности учеников, следует подбирать так, чтобы раскрывалось содержание новых понятий и символов, чтобы ученики учились правильно их использовать и формировалось умение переводить условие задания из обиходного языка на формализованный и на оборот. Овладение терминологией – это формирование ассоциаций такого типа: осознание термина – это представление образа, и наоборот, созерцание образа – мгновенное воспоминание соответствующего термина.
И, наконец, устные упражнения выполняют еще одну функцию: они быстро подготавливают к пониманию и самостоятельному решению задач.
Эффективность процесса повышения качества знаний, умений и практически навыков учеников в значительной степени зависит от того, насколько систематически и полно контролируется учителем степень усвоения учащимися учебного материала, насколько удачно налажена обратная связь между учителем и учениками.
В зависимости от подготовленности учеников и наличия времени учитель по своему усмотрению определит, использовать ли материал для устных упражнений или для проведения математических диктантов. Мат. диктанты наряду с устным опросом, самостоятельными и контрольными работами является одним из эффективных способов осуществления связи между учителем и учащимися. Проведение мат. диктантов способствует развитию логического мышления, повышению их математической культуры, обогащению математической речи. Выполняя задания диктанта, ученики приучаются к организованности, учатся экономить время, формируют привычку быстро сосредотачиваться. При помощи мат. диктантов можно проконтролировать не только усвоения учениками изучения темы, но и проверить усвоения и закрепления только что поданного материала, помогут учителю выяснить овладели ли ученики соответствующими умениями и навыками.
Итак, устным упражнениям и мат. диктантам необходимо отвести надлежащую роль в системе упражнений для усвоения базовых задач в основной школе. Следует лишь применять их разумно, творчески, учитывая индивидуальные особенности учителя и учеников.