Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках математики в начальных классах»
МБОУ "Нижне-Ичетуйская НОШ им.Д.Банзарова"
Джидинского района
Выступление из опыта работы на тему
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ
Подготовила: учитель начальных классов
Дондокова Долгор-Сурун Жамьяновна
2019г
Активные методы обучения на уроках математики
в начальных классах
СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ;
ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ»
(Китайская мудрость)
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Активные методы начала образовательного мероприятия - это эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание на уроке благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую Рифмованное начало урока, например:
- Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!
Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор!
Метод «Добро в ладошках»
Такие методы, как «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках. Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: выяснения целей, ожиданий, опасений, ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Такие методы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Солнышко и тучи», «Песочные часы», «Вместе построим дом» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения
«Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. . Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
АМ презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др
В процессе урока регулярно применяю методы, как «Инфо-угадайка " сообщение нового материала обучающимся. Это методы «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Кластер»
Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи» - - обсуждение в группах , «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор»-во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора, «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка
Активные методы релаксации
Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделать паузу, вспомним о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Дерево ожиданий» Метод для рефлексии занятия, урока дает возможность сравнить ожидания учащихся перед занятием по теме и впечатления после подведения итогов
«Футбольные ворота» (если все удалось-мяч в воротах, если были затруднения-штанга, если совсем тяжело-мяч за пределами ворот.)
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаю бумажные цветы: красные, розовые, оранжевые, голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе розовые, оранжевые цветки, если не понравилось, - голубые».
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников - ваш успех!
Каждый человек – уникален и успех каждого обучающего тоже уникален!