Составление задач по математике
На основе сказки « Колобок »
Киселев Сережа
3 класс
Решение задач занимает на уроках математики огромное место.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи.
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса).
По моим наблюдениям в классе, я уверен что мои одноклассники умеют и любят решать задачи.
У нас в классе есть еще 1 класс. Они тоже будут учиться решать задачи.
Исходя из сказанного выше, я попробовал решить проблему нестандартно: составить задачи по сказке «Колобок»
Цель работы: Создать сборник авторских задач по математике для учащихся начальных классов. Задачи: 1.Вспомнить сказку «Колобок».
2. Разбить на предложения. 3. Составить авторские задачи. 4. Подобрать и раскрасить рисунки к
задачам. 4. Апробировать сборник с учителем в классе.
Жил-был старик со старухой.
Дедушке было 89 лет. Бабушка на 25 лет моложе дедушки. Сколько лет бабушке?
Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.
У дедушки с бабушкой есть амбар. Длина амбара 3 м., а ширина на 1 м. короче. Найди периметр и площадь амбара.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Для того, чтобы испечь колобок , бабушке понадобилось:
2 кг муки, 100 гр. сливочного масла, 2 гр. Дрожжей, 2 гр. Соли, 200 гр. Молока, 150 гр. яичного порошка. Какова масса ингредиентов использовала бабушка. Вырази ответ в граммах.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке. Высота от окошка до завалины 1м.20 см., а от завалины до травы 89 см. С какой высоты спрыгнул колобок?
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
Расстояние от дома до встречи с зайчиком 12 км. Ему понадобилось 2 ч, чтобы встретиться с колобком. С какой скоростью катился колобок?
- Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.
Сколько видов деятельности выполнили с колобком?
И покатился колобок дальше - только заяц его и видел.
Вот катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
- - Колобок, колобок, я тебя съем!
Расстояние от дома до зайца 12 км., а от зайца до волка 2 км. Во сколько раз расстояние от дома до зайца короче чем от зайца до волка?
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песню спою. - И колобок запел:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка, не хитро уйти.
Придумайте вопрос.
Покатился колобок дальше - только его волк и видел.
А навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
Медведь был высотой 2м., а колобок в 5 раз меньше. Какого роста колобок. Вырази его рост в сантиметрах.
- Ну где тебе, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, полгоря уйти.
От скольких животных удалось ему уйти?
И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!
Расстояние от дома до зайца 12 км, от зайца до волка 10 км., от волка до медведя 7 км., от медведя до лисы 5 км. Какой путь проделал колобок?
- Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
Сколько раз повторил колобок слово «ушёл»
- Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, да и запел:
- Я колобок, колобок...
А лиса его - ам! - и съела.
Придумай свою задачу.
Вывод:
В результате проведенного исследования решены все задачи и получены следующие результаты:
1. Вспомнил сказку «Колобок» и выявил, что можно составить задачи разного уровня. 2. Вся сказка была разделена на предложения и составлены задачи. 3. В некоторых местах есть возможность для проявления творческих способностей моих одноклассников. Например, придумай вопрос или составь свою задачу.
Целью дальнейшего исследования служит апробация с учителем математики в моем классе. Сборник предназначен для учащихся начальных классов и для учителей математики.