Цели: формирование умения выполнять иллюстрации к народной сказке “Колобок”, на самостоятельно выбранные сюжеты. Познакомить с творчеством художников М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве.
Задачи: Формирование у детей представление у детей о книге, как о величайшей драгоценности. Формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на выбранные сюжеты, развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.
Планируемые результаты: учащиеся смогут расширитькругозор о художниках посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала; формируют творческое участие в создании эскизов книжек. Сформируют умения выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, проявят интерес к народному сказочному творчеству, отработают полученные навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыки композиционного решения рисунка.
Тип урока: изучение нового материала.
Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К. Ушинского, портреты В. Васнецова, М. Врубеля.
Оборудование для учащихся: альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти, баночка с водой, салфетки. Иллюстрации к сказке. Толковый словарь Ожегова.
Оборудование для учителя: проектор, репродукции картин художников, иллюстрации с изображением героев сказки.
Метод обучения: словесный, наглядный (показ иллюстраций), практический.
Критерии оценивания:
«5» - отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры.
«4»- уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров.
«3»- уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров;
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками.
План конспекта:
Орг. момент.
Мотивационный этап.
Постановка учебной задачи и ее решение.
Решение частных учебных задач.
Предварительный показ
Практическая работа
Итог урока. Рефлексия
Выставка
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Дарить людям прекрасное!
Только проявите старание,
Внимание и прилежание.
- Ребята, пожелаем друг другу удачи.
2. Мотивационный этап. Фронтальный опрос.
Обратимся к книжной выставке. Здесь вы видите русские народные сказки. Листая страницы книжек, мы видим, что кроме текста в них есть еще и яркие рисунки (иллюстрации).
-Что вы еще заметили?
Сравним две книжки с русскими народными сказками «Колобок».
- Что в них одинакового?
Ответы детей: Сказки одинаковые.
- Что разного?
Ответы детей: в первой книге - яркие иллюстрации, а в другой – нет иллюстраций.
- Какую бы вы выбрали для себя книгу? Почему?
Ответы детей: первую книгу, так как она яркая, интересная.
Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Как вы думаете, как называют художника, который рисует рисунки для книг? Его называют иллюстратором.
3. Постановка учебной задачи и ее решение.
- Кто догадался, кем будем сегодня на уроке?
Ответы детей: художниками.
- Верно. И непросто художниками, а художниками- иллюстраторами.
Художник - иллюстратор придумывает к книгам разные рисунки. Эти рисунки называются – иллюстрации. А, что такое иллюстрация мы свами обратимся к толковому словарю Ожегова.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - ЭТО РИСУНОК, ПОЯСНЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА.
- Ребята, а иллюстрацию к какой сказке будем рисовать, ведь сказок очень много. Давайте я вам прочту отрывок из одной сказки.
- Ребята, а чему учит эта сказка? Внимательности, бдительности.
- А Колобок какой по характеру? (доверчивый)
Сегодня вы будете учиться рисовать сказку «Колобок». Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял?
- Какие ещё сказки бывают?
4.Решение частных учебных задач.
- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна лягушка».
В картине «Алёнушка» мы видим застывшую позу девочки, склонённую голову, печальный взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки.
Михаил Александрович Врубель – знаменитый русский художник конца 19 – начала 20 века
Его произведения – это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Не стала исключением и картина «Царевна-Лебедь». Героиня сказки А.С.Пушкина.
Картина удивительна. В ней нет движения. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром.
Михаил Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия.
- Мы с вами посмотрели работы двух художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
- Вспомним главных героев сказки.
- Кого первого встретил колобк?
- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
- Какую песенку спел ему Колобок?
Детям загадываются загадки, после чего на доске прикрепляются иллюстрации животных.
Загадки.
1.Говорят, что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я! Заяц
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает Медведь
3. Может скушать целый полк,
Злой, голодный серый Волк
4. Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. Лиса
5.Пед. Показ. Демонстрационное объяснение.
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми композиционных решений.
В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
Определим расположение главных героев рисунка.
- Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
- Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
Выбор цветовой гаммы зависит от того, какое настроение вы хотите передать в рисунке главных героев.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
- Продумайте изображение своего сюжета.
-Давайте повторим, как и с чего мы начнем.
6. Практическая работа
- Можете приступать к работе. Ваша задача выполнить рисунок-иллюстрацию «Колобок» в цвете.
По окончании работы в наброске, учитель проверяет правильность выполнения рисунка и направляет для исправления недостатка.
Работа с цветом. Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
- При этом следует помнить всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
Индивидуальная помощь учащимся.
- Заканчиваем работу.
7. Итог урока. Заключительное слово учителя.
- Ребята, что сегодня было важным? Самым трудным? Самым интересным? - Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
Оценивание.
8. Выставка. Демонстрационный, обобщающий опрос.
- Ребята, посмотрите на все работы (мини выставка)
- Молодцы! Сегодня вы все очень хорошо поработали.
Убирайте свое рабочее место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: формирование умения выполнять иллюстрации к народной сказке “Колобок”, на самостоятельно выбранные сюжеты. Познакомить с творчеством художников М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве.
Задачи: Формирование у детей представление у детей о книге, как о величайшей драгоценности. Формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на выбранные сюжеты, развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.
Планируемые результаты: учащиеся смогут расширитькругозор о художниках посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала; формируют творческое участие в создании эскизов книжек. Сформируют умения выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, проявят интерес к народному сказочному творчеству, отработают полученные навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыки композиционного решения рисунка.
Тип урока: изучение нового материала.
Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К. Ушинского, портреты В. Васнецова, М. Врубеля.
Оборудование для учащихся: альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти, баночка с водой, салфетки. Иллюстрации к сказке. Толковый словарь Ожегова.
Оборудование для учителя: проектор, репродукции картин художников, иллюстрации с изображением героев сказки.
Метод обучения: словесный, наглядный (показ иллюстраций), практический.
Критерии оценивания:
«5» - отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры.
«4»- уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров.
«3»- уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров;
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками.
План конспекта:
Орг. момент.
Мотивационный этап.
Постановка учебной задачи и ее решение.
Решение частных учебных задач.
Предварительный показ
Практическая работа
Итог урока. Рефлексия
Выставка
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Дарить людям прекрасное!
Только проявите старание,
Внимание и прилежание.
- Ребята, пожелаем друг другу удачи.
2. Мотивационный этап. Фронтальный опрос.
Обратимся к книжной выставке. Здесь вы видите русские народные сказки. Листая страницы книжек, мы видим, что кроме текста в них есть еще и яркие рисунки (иллюстрации).
-Что вы еще заметили?
Сравним две книжки с русскими народными сказками «Колобок».
- Что в них одинакового?
Ответы детей: Сказки одинаковые.
- Что разного?
Ответы детей: в первой книге - яркие иллюстрации, а в другой – нет иллюстраций.
- Какую бы вы выбрали для себя книгу? Почему?
Ответы детей: первую книгу, так как она яркая, интересная.
Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Как вы думаете, как называют художника, который рисует рисунки для книг? Его называют иллюстратором.
3. Постановка учебной задачи и ее решение.
- Кто догадался, кем будем сегодня на уроке?
Ответы детей: художниками.
- Верно. И непросто художниками, а художниками- иллюстраторами.
Художник - иллюстратор придумывает к книгам разные рисунки. Эти рисунки называются – иллюстрации. А, что такое иллюстрация мы свами обратимся к толковому словарю Ожегова.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - ЭТО РИСУНОК, ПОЯСНЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА.
- Ребята, а иллюстрацию к какой сказке будем рисовать, ведь сказок очень много. Давайте я вам прочту отрывок из одной сказки.
- Ребята, а чему учит эта сказка? Внимательности, бдительности.
- А Колобок какой по характеру? (доверчивый)
Сегодня вы будете учиться рисовать сказку «Колобок». Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял?
- Какие ещё сказки бывают?
4.Решение частных учебных задач.
- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна лягушка».
В картине «Алёнушка» мы видим застывшую позу девочки, склонённую голову, печальный взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки...
Михаил Александрович Врубель – знаменитый русский художник конца 19 – начала 20 века.
Его произведения – это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Не стала исключением и картина «Царевна-Лебедь». Героиня сказки А.С.Пушкина .
Картина удивительна. В ней нет движения. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром.
Михаил Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия.
- Мы с вами посмотрели работы двух художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
- Вспомним главных героев сказки.
- Кого первого встретил колобк?
- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
- Какую песенку спел ему Колобок?
Детям загадываются загадки, после чего на доске прикрепляются иллюстрации животных.
Загадки.
Говорят, что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я! Заяц
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Лиса
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает Медведь
Может скушать целый полк,
Злой, голодный серый Волк
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. Лиса
5.Пед. Показ. Демонстрационное объяснение.
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми композиционных решений.
В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
Определим расположение главных героев рисунка.
- Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
- Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
Выбор цветовой гаммы зависит от того, какое настроение вы хотите передать в рисунке главных героев.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
- Продумайте изображение своего сюжета.
-Давайте повторим, как и с чего мы начнем.
6. Практическая работа
- Можете приступать к работе. Ваша задача выполнить рисунок-иллюстрацию «Колобок» в цвете.
По окончании работы в наброске, учитель проверяет правильность выполнения рисунка и направляет для исправления недостатка.
Работа с цветом. Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
- При этом следует помнить всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
Индивидуальная помощь учащимся.
- Заканчиваем работу.
7. Итог урока. Заключительное слово учителя.
- Ребята, что сегодня было важным? Самым трудным? Самым интересным? - Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
Оценивание.
8. Выставка. Демонстрационный, обобщающий опрос.
- Ребята, посмотрите на все работы (мини выставка)
- Молодцы! Сегодня вы все очень хорошо поработали.