Конспект организованной учебной деятельности по ФЭМП для второй младшей группы на тему: «Путешествие по сказке «Колобок».
Воспитатель: Абишева А.Б.
Цель :
углубить знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия «маленький-большой», «поровну»; совершенствовать умение лепить округлую форму круговыми движениями ладоней, дополнять изображение мелкими деталями; уточнить представление о персонажах и последовательности сказки; развивать мелкую моторику кистей рук, умение следовать определенным правилам при решении задач, внимание, мышление, память, восприятие; воспитывать интерес к занятию, вызвать желание выполнять несложные задания.
Материал: игрушки - колобок, заяц, волк, лиса, медведь, бабушка, дедушка, раздаточный материал на каждого ребенка, набор геометрических фигур, домик, картинки с временами суток, солёное тесто, досточки для лепки, влажные салфетки, сувенирные колобки.
Ход занятия
Игровой момент. Стоит деревянный домик. Возле домика на лавочке сидят дедушка с бабушкой.
Воспитатель: Круг радости:
Армысы? алтын к?н!
Армысы? асыл жер!
Армысы? к?к аспан!
Армысы? жан досым!
Жылуыма жылу ?ос,
Міне мені? ?олым.
-С?леметсіздерме,балалар!
Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадку, а вы её отгадайте.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Правильно, ребята! А вы знаете эту сказку? Кого повстречал колобок на своем пути? (зайца, лису, медведя, волка).А кто мне подскажет, как слово «заяц» звучит на казахском языке? А волк, медведь, лиса? ( ?оян, т?лкі, ?ас?ыр, аю).Жарайсындар, балалар.А что случилось в конце сказки?
Дети: Лиса съела колобка.
Воспитатель: Вот сегодня мы познакомимся с новой сказкой о колобке, который любит математику.
Жил веселый колобок,
Колобок- румяный бок.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
По дорожке покатился,
В густом лесу очутился.
Считать научился,
С математикой подружился.
Катится, катится колобок, а навстречу ему идет зайчик и говорит:
Я зайчик маленький,
Я зайчик серенький.
Прыг-скок, прыг-скок,
Помоги мне, дружок.
Заяц: Колобок, румяный бок, мне в лесной школе задание дали: спрятать зайчиков под ёлочки, помоги мне, пожалуйста, выполнить задание.
Воспитатель: Дети, давайте пройдем к столам и выполним просьбу зайца.
. Давайте поможем зайчику спрятаться в лесу от волка. Как вы думаете, где может спрятаться зайчик? (за ёлкой). Посмотрите, у вас на столе разложены ёлочки и зайчики, нужно узнать, всем ли зайчикам хватит ёлочек, чтобы спрятаться. Положите под каждую ёлочку зайчика и проверьте(дети методом наложения и приложения выполняют задание).
Дети: Ёлочек хватит всем зайчикам. Зайчиков и ёлочек поровну.
Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы! Мы помогли колобку, он нам говорит «рахмет», потому что теперь заяц его не тронет. А мы с вами поиграем. Встаем в круг.
Физкультминутка «Весёлые зайчики»
Не успел костер в лесу
Сильно разгореться,
А уж зайчики бегут дети водят хоровод
Все к нему погреться
Нет у зайцев рукавиц повороты рук
Нет у зайцев шапки руки на голове, качаем
Греют зайцы у костра потереть руки
Беленькие лапки
А вокруг белым-бело повороты туловища
Сели зайцы в санки дети парами
И катаются весь день идем по кругу
На лесной полянке.
-А скажите мне, кого должен встретить колобок после зайца? (волка).
Катится колобок дальше, а навстречу ему серый волк:
Я - сердитый волк,
Я зубами щелк да щелк!
В темный лес попал я вдруг,
Ели там растут вокруг.
Воспитатель: -Балалар, волк совсем запутался. Он считает, что ночью гуляют, вечером идут в детский сад, днем ужинают, а утром ложатся спать.
Волк: Колобок, помоги мне выполнить задание, а то я тебя съем.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем колобку, чтобы волк его не съел? (Да).
- Когда мы идём в садик? (утром)
- А когда в садике обедают? (днем)
- А домой когда с садика идем? (вечером)
- А спать когда ложимся? (ночью)
-А что мы еще делаем утром, днем, вечером или ночью? (варианты ответов детей).
Д/И «Покажи картинку» (на доске вывешаны картинки с изображением разных времен суток).
Воспитатель называет время суток, а дети показывают соответствующую картинку.
Воспитатель: Ребята, мы помогли волку, и он нам говорит спасибо.
Покатился колобок дальше и повстречал медведя.
Мишка наш усталый
По лесу идет.
Фигуры геометрические
В мешке несёт.
Очень хочет он знать,
Как фигуры называть.
(В мешке у медведя лежат квадрат,треугольник и круг).
Медведь просит колобка помочь ему отгадать загадки и построить домики для себя и его друзей.
Загадки.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (Квадрат)
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам (Треугольник)
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
Воспитатель: Ребята, загадки вы умеете отгадывать, а на что похожи геометрические фигуры? (ответы детей)
- А теперь я вам предлагаю самим построить домики для медведя и его друзей. Медведь один – ему построим маленький домик, друзей много – им построим большой домик.( на доске вывешаны квадраты разной величины и треугольники разных цветов различной величины).
- Какой мы будем делать домик для одного медведя? (маленький)
- Какую вы возьмете стену, большую или меленькую? (маленькую)
- Какого она цвета?
- Какую вы возьмете крышу? (маленькую)
- Какого она цвета?
- Теперь будем строить домик для друзей медведя.
- Какой мы будем делать домик для друзей медведя? (большой)
- Какую вы возьмете стену, большую или меленькую? (большую)
- Какого она цвета?
- Какую вы возьмете крышу? (большую)
- Какого она цвета?
Воспитатель: Медведь очень рад, что вы ему помогли. Он говорит колобку и вам, ребята, спасибо, и хочет с вами поиграть.
Физкультминутка «У медведя дом большой»
У медведя дом большой,
(тянутся руками вверх).
А у зайки маленький,
(приседают).
Мишка сам пошел домой,
(шагают на месте).
И запрыгал заинька.
(прыгают).
Покатился колобок дальше, и встретил лисицу:
Колобочек, мой дружочек!
Колобок, колобок, я тебя съем!
Воспитатель: Лисичка, не ешь колобка. Давай мы тебе поможем, чтобы тебе было не скучно в лесу.Балалар, а как мы можем помочь лисе? (варианты ответов детей).
-Лучше посмотри, что мы будем делать. Проходите, ребята, к столам, мы с вами слепим из солёного теста колобков для лисы, и тогда она будет с ними играть.
- Ребята, а вы знаете, что работа с солёным тестом способствует развитию речи. Поэтому, чем чаще вы будете это делать, тем лучше будет развита ваша речь.
- А теперь кладите тесто на дощечку и круговыми движениями ладони начинайте лепить.
- Какими движениями вы лепили колобка?
- Какой формы получился колобок?
Получившихся колобков дети отдают лисе. Лисица говорит, что ей очень нравятся наши колобки, теперь у нее есть друзья, ей не будет скучно в лесу.
- А колобку пора отправляться в домик к бабушке и дедушке!
- Ребята вам понравилось путешествовать в сказку?
- А в какой сказке мы побывали?
- Кому мы помогали?
- Что мы помогали делать колобку? Как мы помогали Зайцу? Волку? Медведю? А Лисе?
- Бабушка и дедушка обрадовались, что колобка никто не съел благодаря нашим умным, сообразительным ребятишкам из нашего сада.
(воспитатель раздаёт детям сувенирные колобки).