Воспитательный потенциал уроков математики в начальной школе
Воспитательный потенциал уроков математики в начальной школе
Большую роль в реализации воспитательного процесса играют задачи, которые решаютна уроках учащиеся, но обязательно задачи интересные по содержанию, богатые идеями, тематика задач должна относиться к разным областям человеческой деятельности, желательно, чтобы задачи были составлены на местном материале. Подбирая, таким образом, задачи, можноосуществлять и патриотическое, и нравственное, и екологическое и др. воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал уроков математики в начальной школе»
Воспитательный потенциал
уроков математики
«И воспитание, и образование неразделимы.Нельзя воспитывать, не передавая знания,всякое же знание действует воспитательно»
Л.Н.Толстой
«Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем.
Воспитательная работа в процессе обучения- такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
В.А. Сухомлинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением
Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели:
целостному развитию
личности школьника
Основными целями
курса математики являются:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических фактах становления математической науки;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки.
РЕАЛИЗАЦИЯ
воспитательного потенциала урока
структура урока
отбор содержания
современные образовательные технологии
организация общения
Основные воспитательные функции
предмета математики
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту
расширять кругозор и
общий культурный уровень учащихся
умение анализировать шаги решения,
аргументировать и доказывать своё мнение
внимательность и дисциплинированность,
умение давать оценку и самооценку, аргументируя её
убежденность в важности математических знаний
в практической жизни человека
История математикиобладает огромным воспитательным действием
Цитаты и высказывания ученых-математиков
Пифагор
«Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него»
Софья Ковалевская
«Поэт должен видеть то, чего не видят другие. И это же должен и математик»
Карл Фридрих Гаусс
«Математика - царица наук»
Знакомство с трудами ученых-математиков
понятие
о радиусе и диаметре окружности
создание таблицы умножения
изобретение прототипа калькулятора
Пифагор
Архимед
Блез Паскаль
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»
Н.Е.Жуковский
Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи
Тематика задач должна относиться к разным областям человеческой деятельности, желательно, чтобы конкретные задачи были составлены на местном материале.
Подбирая, таким образом, задачи, можно осуществлять и патриотическое, и нравственное, и экономическое, и экологическое и др. воспитание.
Задачи содержат в себе огромные ресурсы для воспитания личности, самореализующейся и самодостаточной.
Задачи, составленные
на краеведческом материале
Главная водная артерия нашей области – река Северский Донец - один из крупнейших притоков Дона. Протяженность реки составляет 1060 км. При этом 1/4 ее протекает по Луганской области. Сколько километров течет Северский Донец по Луганской области?
Река Айдар — левый приток Северского Донца, протекающая на севере Луганщины и в Белгородской области России. Протяжённость реки — 264 км, в том числе в пределах Белгородской области — 65 км. Вычислите протяженность реки в Луганской области.
Общая площадь заповедников Луганской области 54 км². ««Стрельцовская степь заповедник» - 6км², «Станично-Луганский заповедник» - 10км², «Провальская степь заповедник» - 5км². Найти площадь «Трёхизбенская степь заповедник »
На сколько изменилась численность населения Славяносербского района, если в 2020 составляла - 46815 чел., а в 2022 - 45428 чел.?
Задачи о труде людей
Команда девочек за 3 часа собрала 33 кг яблок, а команда мальчиков за 5 часов собрала 55 кг яблок. У какой команды производительность труда выше и на сколько?
Мастер и ученик получили заказ на изготовление 72 табуреток. Мастер может сделать эту работу за 6 дней, а ученик за 12 дней. За сколько дней они выполнят эту работу вместе?
3. На лодочной станции надо покрасить 168 лодок. Один мастер может выполнить эту работу за 28 дней, а другой – за 21 день. За сколько дней они могут выполнить эту работу, работая вместе?
4. Один станок производит 144 детали за 4 часа, а второй станок 204 детали за 6 часов. Какой станок производит детали быстрее?
Военно-патриотическое воспитание
Красная площадь имеет форму прямоугольника. Длина Красной площади 330 м, а ширина 70 м. Вычислите её площадь.
Высота женской фигуры монумента «Родина — мать зовёт» составляет 52 м, это на 19 м больше, чем длина меча. Вычислите общую высоту монумента.
В 1941 году гарнизон Брестской крепости принял первые удары немецко-фашистских захватчиков и более месяца выдержал оборону в полном окружении. Сколько лет прошло со дня обороны крепости?
В октябре 1941 года враг совершил на Москву налеты. В них участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. Сколько лет, месяцев и дней длилась блокада города?
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
На сколько равных частей надо разделить буханку хлеба весом в 1 кг, чтобы каждая её часть весила 125 граммов?
Эстетическое и духовно-нравственное воспитание
В школьном оркестре 7 девочек, а мальчиков в 4 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей в школьном оркестре?
В книге 48 страниц. Даша читала книгу в течение трёх дней, по 9 страниц ежедневно. Сколько страниц ей осталось прочитать
3. На выставке было 6 рисунков учеников из 4 А класса, а рисунков учеников из 4 Б в 2 раза больше. Сколько было рисунков учеников из 4 Б класса?
4. Внучка ехала на метро навестить бабушку. До пересадки она проехала 8 станций, после пересадки ещё 7. Сколько всего станций проехала внучка?».
Физическое воспитание
Соревновались в плавании 12 учеников, в беге на 6 учеников больше, чем в плавании, а в гимнастике в 2 раза меньше учеников, чем в беге. Сколько учеников соревновались в гимнастике?»,
Велосипедист до обеда проехал 24000м, а после обеда 36000м. Сколько всего метров он проехал? Сколько это км?
Четыре конькобежца принимали участие в соревнованиях по бегу. Василий пробежал на 2500м меньше, чем Алексей. А Павел участвовал в забеге на 1500м, это в 2 раза меньше дистанции, которую преодолел Алексей. Николай выбрал самую длинную дистанцию. Она больше 1 км в 10 раз. Сколько метров пробежал каждый мальчик?
Саша ходит в бассейн один раз в три дня, Коля – раз в четыре дня, Петя – раз в пять дней Мальчики встретились в бассейне во вторник. Через сколько дней и в какой день недели они встретятся в следующий раз?
В спортивный магазин привезли четыре футбольных и девять баскетбольных мячей. Общий вес всех привезённых мячей составил 7 кг. При этом один футбольный мяч весит 400 г. Сколько граммов весит баскетбольный мяч?
Финансовая грамотность
В июле коммунальные услуги стоили 1200 руб., что на 200 руб. дороже, чем в июне и на 100 руб. дешевле, чем в августе. Сколько стоили коммунальные услуги в июне и в августе??
Семья оплачивает в месяц за холодное водоснабжение 325 рублей, а за горячее – 975 рублей. Во сколько раз стоимость горячего водоснабжения выше?
У Вики было 500 рублей. Она купила 2 книги по 80 рублей, 12 тетрадей по 5 рублей, 5 ручек по 25 рублей. Сколько денег осталось у Вики? Хватит ли ей денег, чтобы купить ещѐ 2 ластика по 10 рублей и 2 карандаша по 15 рублей?
Татьяне на день рождения подарили 5 банкнот номиналом 1000 рублей и 5 банкнот номиналом 500 рублей. Сколько всего денег подарили Татьяне? Сможет ли она купить себе планшет за 6200 рублей? Будет ли остаток? Какой?
Маме повысили зарплату на 3000 рублей, а папе на 2000 рублей больше, чем маме. На сколько увеличился доход семьи?
Сколько в семье остается свободных денег, если зарплата папы и мамы составляет 75000 рублей, пенсии бабушки и дедушки - 50000. Коммунальные услуги-9630 рублей.
Какой доход принёс семье урожай, если было собрано на даче за лето и осень 50 кг яблок, 40 кг огурцов и 10 кг клубники при средней стоимости яблок 46 рублей за кг; огурцов – 74 руб. за кг и клубники – 180 руб. за килограмм?
Задачи об экономии и бережливости
Если в 100 квартирах на час выключить по одной лампочке в 60 ватт. Сколько киловатт энергии можно сэкономить?
В зале горит в люстре 5 ламп, в месяц нагорает 50 кВтч, уменьшили количество лампочек до 3-х. Какова экономия электроэнергии за месяц?
За одни сутки через неплотно закрытый кран со струей толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьми литровых ведер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?
Саша включил телевизор на полтора часа, а смотрел его только 45 минут. Сколько времени телевизор был включён без необходимости? Какую часть составляет это время от всего времени работы телевизора?
Антон знает, что надо экономить воду, поэтому он принимает душ, а не традиционную ванну. На душ расходуется только 20 л воды, а на ванну – в 5 раз больше. Сколько литров воды расходуется на то, чтобы принять ванну? Во сколько раз меньше требуется воды для душа?
В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г? (бережному отношению к чужому труду)
Задачи об учебном труде учащихся и
их общественнополезных делах
Ребята решили собрать мусор. Для этого они разделились на 7 отрядов по 6 человек, которые отправились в разные места. Во время этой акции каждый ученик наполнил мусором 3 мешка. Сколько мешков заполнили мусором все ребята?
2. Катя приготовила пачку макулатуры, состоящую из 36 старых тетрадей и газет. Шестую часть этого количества составляли старые тетради, третью часть – цветные журналы, а остальное – чёрно-белые газеты. Сколько чёрно-белых газет находится в пачке макулатуры?
3. Три школы собирали металлолом. Одна школа собрала 2 т, другая 18 ц, а третья – 2240 кг. Какая школа собрала больше всего металлолома, а какая меньше всего? Можно ли увести весь этот металлолом на пятитонной машине?
Задачи экологического содержания
На производство 1 т бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Один столетний дуб выделяет в среднем столько кислорода, сколько 1700 молодых дубков. Сколько надо посадить молодых дубков, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных столетних деревьев?
Оставленная в лесу бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если в течение 10 минут горит 9 деревьев.
Власти города заботятся о его чистоте, на всех улицах расставили мусорные баки через каждые 48 м. Сколько баков поставили на одной улице, если её длина 1200 м? На 5 таких же улицах?
Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина?
Любой урок математики несет в себе огромный воспитательный потенциал , и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку.
Правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Будучи элементом воспитания, урок не перестает оставаться частью жизни ребенка. И характер протекающей на уроке жизни становится качеством наглядного образа жизни, достойной человека.
Урок математики - 45 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным.
Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все – вместе, дружно.
Учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребёнка не только обучая его, но и воспитывая.
Учитель математики всегда должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика,а прежде всего всесторонне развитую личность