kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры в 8 классе "Теорема Виета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нового материала. Используються элементы оформления заданий по ОГЭ. В презентации отражены все этапы урока с выходом на ЦОР для решения задач новой теоремы и обратной. Элементы исследования актуализировали обучающихся на изучение нового. Домашнее задание связано с решением квадратных уравнений и называется творческим с помощью дешифратора по методу таблицы умножения – находите буквы и вписываете их в последний столбец.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе»

Урок алгебры в 8 Г классе по теме «ТЕОРЕМА ВИЕТА»

Цели:

Обучающая:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Квадратные уравнения”;

  • «открыть» зависимость между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения;

  • доказать теорему Виета, сформулировать обратную теорему;

  • учить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях.

Развивающая:

  • способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты, формулировать выводы;

  • развивать исследовательские навыки и самостоятельность при составлении и решении уравнений;

Воспитательная:

  • научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;

  • формировать навыки сотрудничества, воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.



Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент: СЛАЙД 1


Наш урок я хочу начать словами Конфуция:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это

путь самый благородный,

путь подражания – это

путь самый лёгкий

и путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций.

Поэтому на нашем уроке нужно размышлять, а также можно ошибаться, сомневаться, консультироваться и попробовать самому себе дать установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения».

А сейчас открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа.

Тема урока – теорема Виета. СЛАЙД № 2

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из важнейших теорем алгебры – теоремой Виета, узнаем об ее авторе и научимся применять эту теорему при решении квадратных уравнений. Но это будет чуть позже…

  • А пока, я попрошу каждого из вас в индивидуальных листах отметить свои цели на данном уроке.

  1. Актуализация опорных знаний

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним о том, что мы уже знаем по теме «Квадратные уравнения». Повторение пройдет сегодня в виде блиц-опроса СЛАЙД 3, я начинаю, а вы заканчиваете фразу. Готовы??? Тогда начали.

  • Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2+вх+с=0

  • а называется старшим коэфициентом стоит при х2

  • b называется средним коэф.стоит при х

  • c называется свободным членом

  • Квадратные уравнения бывают полные и неполные

  • Полные квадратные уравнения бывают приведенные и непривед.

  • Квадратное уравнение называется неполным, если …

  • Если в=0, то ах2+с=0

  • Если с=0, то…ах2+вх=0

  • Если в=0 и с=0, то …ах2=0

  • Чтобы решить полное квадратное уравнение нужно найти …D

  • Дискриминантом квадрат. уравнения называется …выражение вида в2-4ас

  • Если Д=0, то …

  • Если Д0, то …

  • Если Д0, то …

МОЛОДЦЫ!!! Вы успешно прошли блиц-опрос. И мы готовы к изучению нового материала

III. Изучение нового материала

  1. Историческая справка

И вашему вниманию предлагается небольшое сообщение о великом математике – Франсуа Виете, чью теорему мы сегодня должны изучить.

( Слово Коноваловой Ксюше) СЛАЙД № 4

Франсуа Виет – крупнейший французский математик 16 века. Был адвокатом, а позднее – советником французских королей. Он был широко образованным человеком, знал астрономию и математику и все свободное время отдавал этим наукам. Франсуа Виета называют «отцом буквенной алгебры», т.к. он много поработал над введением в алгебру буквенных обозначений. Виет сделал множество открытий, но сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое и было названо теоремой Виета.

2. Исследовательская работа (постановка проблемы перед учащимися)



  • Давайте и мы с вами попытаемся установить зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами. Для этого каждому варианту (1 и 2) необходимо решить по 2 квадратных уравнения.



СЛАЙД № 5 (Проверка осуществляется по щелчку)

1 вариант – решите уравнения под четными номерами,

2 вариант – решите уравнения под нечетными номерами.

  • Попробуйте сделать вывод.



СЛАЙД № 6

( сначала появляется запись в виде формул, а затем формулировка)

  • Этот вывод и есть теорема Виета ( учащиеся записывают вывод в виде формул в тетрадь по теории , а я на магнитную доску)

Формулировка вывода учащимися:

( записать в тетрадях и на доске)

  • Для того, чтобы легче запомнить теорему Виета, есть такой стишок:

СЛАЙД № 7 Теорему Виета тебе

Я запомнить легко помогу:

Сумма корней минус р,

А произведение q.

3. Доказательство теоремы Виета для приведенного квадратного уравнения.

  • Но любая теорема предполагает доказательство. Поэтому одним из заданий на дом будет, используя цифровой образовательный ресурс 52 или наш учебник , разобрать доказательство теоремы Виета, и следующий наш урок мы с него и начнем.



4. Применение теоремы Виета.

  • Итак, мы сформулировали теорему. Но любая теорема хороша тем, что ее можно применять на практике. Давайте этим и займемся.

  • Откройте ЦОР 52 и попробуйте выполнить задание 4 из практики , в котором требуется найти сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения.

  • Теорема Виета – волшебница, она позволяет нам, не решая уравнения, определить, верно ли найдены корни.

И вот вам новое задание: проверьте, правильно ли найдены корни уравнения:

СЛАЙД № 8

  • Итак, что мы уже можем делать, используя теорему Виета?

( - находить сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения;

-проверять, верно ли найдены корни приведенного квадратного уравнения)



5. Формулировка учащимися теоремы, обратной теореме Виета.

  • Вы знаете, что к любой теореме можно составить обратную.

  • Как это сделать?

  • Попробуйте сформулировать теорему, обратную теореме Виета.

СЛАЙД № 9

( учащиеся формулируют обратную теорему)

  • Как вы думаете, а что мы можем делать, используя обратную теорему?

СЛАЙД № 10

( Самим составлять квадратные уравнения)

( разбор задания на составление уравнения по корням)


  • И вот сейчас вам новое задание, выполните самопроверку.

  • СЛАЙД № 11

Каждому варианту нужно составить по 2 уравнения с заданными корнями.

  • Какое уравнение получилось у 1 варианта? У второго?

( проверка по щелчку)

  • Итак, мы уже можем, используя теорему, обратную теореме Виета, сами составлять квадратные уравнения по заданным корням. Но самое сильное и значимое волшебство мы еще не знаем. Оказывается, мы теперь сможем решать некоторые квадратные уравнения (а какие?) без нахождения дискриминанта и очень быстро узнавать корни.

  • СЛАЙД 12

( Разобрать решение по слайду)

  • Кто понял решение этого задания?

  • Для тех, кто еще не совсем разобрался в решении, я предлагаю вам в помощь небольшие памятки, которые можно вклеить в тетрадь.

СЛАЙД 13

Самостоятельная работа с последующей проверкой.



СЛАЙД 14

V.Подведение итога по уроку.

  • Итак, настало время подвести итог нашего урока.


  • С какой теоремой мы сегодня познакомились?

  • И я предлагаю вам вспомнить все ее волшебные силы .


СЛАЙД 15


Домашнее задание: - выучить теорему Виета и разобрать доказательство этой теоремы, используя ЦОР 52 или учебник ;

- выполнить творческое задание по карточкам, расшифровав закодированную фразу;

РЕФЛЕКСИЯ


  • А сейчас я попрошу каждого из вас вернуться к индивидуальным листкам, на которых вы в самом начале урока отмечали свои цели и отметить, достигли ли вы поставленных перед собой целей?

  • Поднимите, пожалуйста, руки те, кто доволен своей работой на уроке?

  • Кто понял новый материал и сможет выполнить самостоятельно домашнее задание?

Благодарю всех за урок.












Задание на раздаточных карточках


  • Обведите цифры, стоящие возле правиль­ных ответов и вы узнаете, в каком году

была доказана теорема Виета.

1. Выберите среди квадратных уравнений приведенное.

5) 1)

2. Для уравнения 7х2 + 14х - 21 =0 приведенным является

5) 6)

3.Сумма корней уравнения равна

8) 2 9) 5

4. Произведение корней уравнения равно

2) -1 1) -2

  • Итак, в каком году была доказана теорема Виета?

Правильно, в 1591году. Молодцы.



Домашнее задание

1. Выучить теорему Виета и разобрать доказательство этой теоремы, используя ЦОР 52 или учебник ;

2. выполнить творческое задание по карточкам, расшифровав закодированную фразу: перед вами 11 уравнений, подобрав корни(Х1 и Х2) к которым, вы заполните пустые колонки таблицы. Затем, с помощью дешифратора по методу таблицы умножения – находите буквы и вписываете их в последний столбец.

Уравнение

-p=х12

q1*х2

Х1

Х2

Буква

1

х2 + 5х + 6 = 0






2

х2 – х – 20 = 0






3

х2 – х – 12 = 0






4

х2 – 8х +12 = 0






5

х2 + 9х + 14 =0






6

х2 – 3х – 10 = 0






7

х2 – 13х + 42 = 0






8

х2 – х – 30 = 0






9

х2 - 9х + 18 = 0






10

х2 – 11х +18 = 0






11

х2 – 4х – 21 = 0











-3

5

6

-7

9

-2

Ф

У

М

С

Т

-4

К

Р

О

Л

Н

4

А

В

И

Т

У

2

С

О

Н

Ж

Е

7

Т

Р

А

П

С

-5

Х

А

В

И

Т

3

С

Г

И

Ф

Ц








Просмотр содержимого документа
«таблица мои цели урока»

МОИ ЦЕЛИ НА УРОКЕ


Цели урока


Какую я цель выбрал


Достиг ли я своей цели


Дата урока

Дата урока




















1.Пообщаться с учителем



















2.Пообщаться с товарищем



















3.Показать свои знания



















4.Получить новые знания



















5.Научиться решать…



















6.Подготовиться к контр.работе



















7.Получить удовлетворение от урока



















8.Свои цели( напишите какие)































Ф.И.уч-ся

Если да «+»


Если нет «─»

МОИ ЦЕЛИ НА УРОКЕ


Цели урока


Какую я цель выбрал


Достиг ли я своей цели


Дата урока

Дата урока




















1.Пообщаться с учителем



















2.Пообщаться с товарищем



















3.Показать свои знания



















4.Получить новые знания



















5.Научиться решать…



















6.Подготовиться к контр.работе



















7.Получить удовлетворение от урока



















8.Свои цели( напишите какие)































Ф.И.уч-ся

Если да «+»


Если нет «─»


Просмотр содержимого презентации
«мой урок теорема Виета »

«Три пути ведут к знанию: Путь размышления – это путь самый благородный, Путь подражания –  это путь самый лёгкий И путь опыта – это путь самый горький» КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (511-479 д.н.э.). Древнекитайский мыслитель и философ.

«Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный,

Путь подражания –

это путь самый лёгкий

И путь опыта –

это путь самый горький»

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы)

(511-479 д.н.э.). Древнекитайский мыслитель и философ.

ТЕОРЕМА ВИЕТА

ТЕОРЕМА ВИЕТА

Франсуа Виет Французский математик, ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.  1540- -1603 Виета  часто называют « отцом алгебры»

Франсуа Виет

Французский математик, ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.

1540-

-1603

Виета часто называют « отцом алгебры»

Решите  уравнения № Уравнение 1. Корни уравнения х 2 – 2х - 15  =  0 2. 3. Сумма корней х 2 + 3х - 4  =  0 4 . х 2 – 5х + 6=  0 Произведение корней х 2 + 3х + 2  =  0 5 и – 3  - 15 2 1 и -4 - 4 - 3 5 3 и 2 6 - 3 - 1 и - 2 2 Найдите связь между коэффициентами p  и q приведенного квадратного уравнения , суммой и произведением корней квадратного уравнения. Сделайте вывод.

Решите уравнения

Уравнение

1.

Корни уравнения

х 2 – 2х - 15 = 0

2.

3.

Сумма корней

х 2 + 3х - 4 = 0

4 .

х 2 – 5х + 6= 0

Произведение корней

х 2 + 3х + 2 = 0

5 и – 3

- 15

2

1 и -4

- 4

- 3

5

3 и 2

6

- 3

- 1 и - 2

2

Найдите связь между коэффициентами p и q приведенного квадратного уравнения , суммой и произведением корней квадратного уравнения.

Сделайте вывод.

Теорема  Виета:  х 2 + рх + q = 0  х 1 + х 2 = -р ,  х 1 • х 2 = q  Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену 6

Теорема Виета:

х 2 + рх + q = 0

х 1 + х 2 = -р ,

х 1 х 2 = q

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену

6

Теорему Виета тебе Я запомнить легко помогу: Сумма корней минус  p , А произведение q .

Теорему Виета тебе

Я запомнить легко помогу:

Сумма корней минус p ,

А произведение q .

Применение теоремы Виета Проверьте, верно ли найдены корни уравнения №№ п/п Уравнение 1. 2. 5 3. - 8 - 3 4. 1 - 4 - 3 5 1

Применение теоремы Виета

Проверьте, верно ли найдены корни уравнения

№№

п/п

Уравнение

1.

2.

5

3.

- 8

- 3

4.

1

- 4

- 3

5

1

Сформулируем утверждение, обратное теореме Виета.  Если числа и  таковы,… … что их сумма равна –р ,  а произведение равно  q ,  то эти числа являются корнями  уравнения х 2  +  рх+ q = 0

Сформулируем утверждение, обратное

теореме Виета.

Если числа и таковы,…

что их сумма равна –р , а произведение равно q , то эти числа являются корнями

уравнения х 2 + рх+ q = 0

Для чего нужна обратная теорема? Практическое значение :  зная корни квадратного уравнения, составлять  само уравнение Пусть  x 1 = 6, x 2 = -2 ; х 2 + р х + q = 0.   x 1 + x 2 = 6 +(-2)= 4, р = -4;  x 1  • x 2 = 6 • (-2)= -12, q = -12.  х 2 – 4 х –12 = 0

Для чего нужна обратная теорема?

Практическое значение :

зная корни квадратного уравнения, составлять

само уравнение

Пусть x 1 = 6, x 2 = -2 ; х 2 + р х + q = 0. x 1 + x 2 = 6 +(-2)= 4, р = -4;

x 1 x 2 = 6 (-2)= -12, q = -12.

х 2 – 4 х –12 = 0

Проверьте себя! Составьте квадратное уравнение, корни которого равны: а) 3 и 4 ; б) - 2 и 5 ;  х 2 – 7х + 12 = 0 х 2 – 3х – 10 = 0

Проверьте себя!

Составьте квадратное уравнение,

корни которого равны:

а) 3 и 4 ;

б) - 2 и 5 ;

х 2 – 7х + 12 = 0

х 2 – 3х – 10 = 0

Пример : Найти корни уравнения  х 2 +12х + 27 = 0. Решение:  p = 12 ; q = 27 .  x 1 + x 2 = - p = - 12 ,  x 1   x 2 = q =  27 ; Т.к. произведение положительно, то это числа одинаковых знаков, а т.к. сумма этих чисел является отрицательным числом, то оба числа отрицательны. Т.о. необходимо найти два отрицательных числа, произведение которых равно 27, а сумма равна - 12.   Это числа - 9 и - 3, значит, х 1 = - 9, х 2 = - 3 – корни уравнения.       Ответ : - 9 и - 3.

Пример : Найти корни уравнения

х 2 +12х + 27 = 0.

Решение:

p = 12 ; q = 27 .

x 1 + x 2 = - p = - 12 ,

x 1  x 2 = q = 27 ;

Т.к. произведение положительно, то это числа одинаковых знаков, а т.к. сумма этих чисел является отрицательным числом, то оба числа отрицательны.

Т.о. необходимо найти два отрицательных числа, произведение которых равно 27, а сумма равна - 12.

Это числа - 9 и - 3, значит,

х 1 = - 9, х 2 = - 3 – корни уравнения.

Ответ : - 9 и - 3.

0 - p 0 Корни : q - p корни одного знака оба положительны - p 0 корни разных знаков оба отрицательны - p больший по модулю положителен больший по модулю отрицателен" width="640"

ПАМЯТКА для нахождения корней приведенного уравнения

Коэффициенты

уравнения

q 0

- p 0

Корни :

q

- p

корни одного знака

оба

положительны

- p 0

корни разных знаков

оба

отрицательны

- p

больший по модулю положителен

больший по модулю отрицателен

Проверка теста. Вариант 2. Вариант 1.

Проверка теста.

Вариант 2.

Вариант 1.

Для чего нужна теорема Виета? 1 .  Находить подбором корни квадратного уравнения.  2.  По данным двум числам составлять квадратное уравнение .  практическое  значение 3. Находить сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его. 4. Не решая квадратное уравнение определять  верно ли найдены его корни 5.  Определять знаки корней уравнения.

Для чего нужна теорема Виета?

1 . Находить подбором корни квадратного уравнения.

2. По данным двум числам составлять квадратное уравнение .

практическое

значение

3. Находить сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его.

4. Не решая квадратное уравнение определять

верно ли найдены его корни

5. Определять знаки корней уравнения.

Домашнее задание 1.  Откройте ЦОР 52 и выполните  задание 4 из практики; ( найти сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения) 2 . Откройте ЦОР 52 и выполните  задание 8; ( найти корни приведенного квадратного уравнения)

Домашнее задание

1. Откройте ЦОР 52 и выполните

задание 4 из практики;

( найти сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения)

2 . Откройте ЦОР 52 и выполните

задание 8; ( найти корни приведенного квадратного уравнения)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок алгебры в 8 классе "Теорема Виета"

Автор: Павлова Елена Данисовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Теорема Виета "
    ["seo_title"] => string(16) "tieoriema-viieta"
    ["file_id"] => string(6) "107955"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403514746"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Открытый урок алгебры  в 8 классе с применением технологии критического мышления  « Теорема Виета  »"
    ["seo_title"] => string(99) "otkrytyiurokalghiebryv8klassiesprimienieniiemtiekhnologhiikritichieskoghomyshlieniiatieoriemaviieta"
    ["file_id"] => string(6) "322607"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461640370"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок алгебры в 8 классе " Теорема Виета" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-alghiebry-v-8-klassie-tieoriema-viieta"
    ["file_id"] => string(6) "135678"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416944015"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему "Теорема Виета""
    ["seo_title"] => string(36) "konspekt_uroka_na_temu_teorema_vieta"
    ["file_id"] => string(6) "535583"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578937425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Урок Алгебры 8 класс"
    ["seo_title"] => string(22) "urok_alghiebry_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "393438"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487498701"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства