Урок алгебры в 8 Г классе по теме «ТЕОРЕМА ВИЕТА»
Цели:
Обучающая:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Квадратные уравнения”;
«открыть» зависимость между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения;
доказать теорему Виета, сформулировать обратную теорему;
учить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях.
Развивающая:
способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты, формулировать выводы;
развивать исследовательские навыки и самостоятельность при составлении и решении уравнений;
Воспитательная:
научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;
формировать навыки сотрудничества, воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент: СЛАЙД 1
Наш урок я хочу начать словами Конфуция:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это
путь самый благородный,
путь подражания – это
путь самый лёгкий
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций.
Поэтому на нашем уроке нужно размышлять, а также можно ошибаться, сомневаться, консультироваться и попробовать самому себе дать установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения».
А сейчас открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа.
Тема урока – теорема Виета. СЛАЙД № 2
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из важнейших теорем алгебры – теоремой Виета, узнаем об ее авторе и научимся применять эту теорему при решении квадратных уравнений. Но это будет чуть позже…
Актуализация опорных знаний
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним о том, что мы уже знаем по теме «Квадратные уравнения». Повторение пройдет сегодня в виде блиц-опроса СЛАЙД 3, я начинаю, а вы заканчиваете фразу. Готовы??? Тогда начали.
Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2+вх+с=0
а называется старшим коэфициентом стоит при х2
b называется средним коэф.стоит при х
c называется свободным членом
Квадратные уравнения бывают полные и неполные
Полные квадратные уравнения бывают приведенные и непривед.
Квадратное уравнение называется неполным, если …
Если в=0, то ах2+с=0
Если с=0, то…ах2+вх=0
Если в=0 и с=0, то …ах2=0
Чтобы решить полное квадратное уравнение нужно найти …D
Дискриминантом квадрат. уравнения называется …выражение вида в2-4ас
Если Д=0, то …
Если Д0, то …
Если Д0, то …
МОЛОДЦЫ!!! Вы успешно прошли блиц-опрос. И мы готовы к изучению нового материала
III. Изучение нового материала
Историческая справка
И вашему вниманию предлагается небольшое сообщение о великом математике – Франсуа Виете, чью теорему мы сегодня должны изучить.
( Слово Коноваловой Ксюше) СЛАЙД № 4
Франсуа Виет – крупнейший французский математик 16 века. Был адвокатом, а позднее – советником французских королей. Он был широко образованным человеком, знал астрономию и математику и все свободное время отдавал этим наукам. Франсуа Виета называют «отцом буквенной алгебры», т.к. он много поработал над введением в алгебру буквенных обозначений. Виет сделал множество открытий, но сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое и было названо теоремой Виета.
2. Исследовательская работа (постановка проблемы перед учащимися)
СЛАЙД № 5 (Проверка осуществляется по щелчку)
1 вариант – решите уравнения под четными номерами,
2 вариант – решите уравнения под нечетными номерами.
СЛАЙД № 6
( сначала появляется запись в виде формул, а затем формулировка)
Формулировка вывода учащимися:
( записать в тетрадях и на доске)
СЛАЙД № 7 Теорему Виета тебе
Я запомнить легко помогу:
Сумма корней минус р,
А произведение q.
3. Доказательство теоремы Виета для приведенного квадратного уравнения.
Но любая теорема предполагает доказательство. Поэтому одним из заданий на дом будет, используя цифровой образовательный ресурс 52 или наш учебник , разобрать доказательство теоремы Виета, и следующий наш урок мы с него и начнем.
4. Применение теоремы Виета.
Теорема Виета – волшебница, она позволяет нам, не решая уравнения, определить, верно ли найдены корни.
И вот вам новое задание: проверьте, правильно ли найдены корни уравнения:
СЛАЙД № 8
( - находить сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения;
-проверять, верно ли найдены корни приведенного квадратного уравнения)
5. Формулировка учащимися теоремы, обратной теореме Виета.
Вы знаете, что к любой теореме можно составить обратную.
Как это сделать?
Попробуйте сформулировать теорему, обратную теореме Виета.
СЛАЙД № 9
( учащиеся формулируют обратную теорему)
СЛАЙД № 10
( Самим составлять квадратные уравнения)
( разбор задания на составление уравнения по корням)
Каждому варианту нужно составить по 2 уравнения с заданными корнями.
( проверка по щелчку)
Итак, мы уже можем, используя теорему, обратную теореме Виета, сами составлять квадратные уравнения по заданным корням. Но самое сильное и значимое волшебство мы еще не знаем. Оказывается, мы теперь сможем решать некоторые квадратные уравнения (а какие?) без нахождения дискриминанта и очень быстро узнавать корни.
СЛАЙД 12
( Разобрать решение по слайду)
Кто понял решение этого задания?
Для тех, кто еще не совсем разобрался в решении, я предлагаю вам в помощь небольшие памятки, которые можно вклеить в тетрадь.
СЛАЙД 13
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
СЛАЙД 14
V.Подведение итога по уроку.
СЛАЙД 15
Домашнее задание: - выучить теорему Виета и разобрать доказательство этой теоремы, используя ЦОР 52 или учебник ;
- выполнить творческое задание по карточкам, расшифровав закодированную фразу;
РЕФЛЕКСИЯ
А сейчас я попрошу каждого из вас вернуться к индивидуальным листкам, на которых вы в самом начале урока отмечали свои цели и отметить, достигли ли вы поставленных перед собой целей?
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто доволен своей работой на уроке?
Кто понял новый материал и сможет выполнить самостоятельно домашнее задание?
Благодарю всех за урок.
Задание на раздаточных карточках
была доказана теорема Виета.
1. Выберите среди квадратных уравнений приведенное.
5) 1)
2. Для уравнения 7х2 + 14х - 21 =0 приведенным является
5) 6)
3.Сумма корней уравнения равна
8) 2 9) 5
4. Произведение корней уравнения равно
2) -1 1) -2
Правильно, в 1591году. Молодцы.
Домашнее задание
1. Выучить теорему Виета и разобрать доказательство этой теоремы, используя ЦОР 52 или учебник ;
2. выполнить творческое задание по карточкам, расшифровав закодированную фразу: перед вами 11 уравнений, подобрав корни(Х1 и Х2) к которым, вы заполните пустые колонки таблицы. Затем, с помощью дешифратора по методу таблицы умножения – находите буквы и вписываете их в последний столбец.
№ | Уравнение | -p=х1+х2 | q=х1*х2 | Х1 | Х2 | Буква |
1 | х2 + 5х + 6 = 0 | | | | | |
2 | х2 – х – 20 = 0 | | | | | |
3 | х2 – х – 12 = 0 | | | | | |
4 | х2 – 8х +12 = 0 | | | | | |
5 | х2 + 9х + 14 =0 | | | | | |
6 | х2 – 3х – 10 = 0 | | | | | |
7 | х2 – 13х + 42 = 0 | | | | | |
8 | х2 – х – 30 = 0 | | | | | |
9 | х2 - 9х + 18 = 0 | | | | | |
10 | х2 – 11х +18 = 0 | | | | | |
11 | х2 – 4х – 21 = 0 | | | | | |
| -3 | 5 | 6 | -7 | 9 |
-2 | Ф | У | М | С | Т |
-4 | К | Р | О | Л | Н |
4 | А | В | И | Т | У |
2 | С | О | Н | Ж | Е |
7 | Т | Р | А | П | С |
-5 | Х | А | В | И | Т |
3 | С | Г | И | Ф | Ц |