Обобщающий урок
по теме
«Решение неравенств второй степени »
Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе; учебник «Алгебра -9»под редакцией Теляковского.
Тема урока по учебному плану: Решение неравенств второй степени.
Форма урока: обобщающий урок
Класс: 9
Цель урока:
1.Систематизация, обобщение знаний учащихся; проверка уровня усвоения темы;
2. Формирование навыков самообразования, самоорганизации, работы в парах, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие логического мышления.
3.Воспитание самостоятельности учащихся, умения выслушивать других и умения общаться в группах, повышения интереса к предмету.
Оборудование: «ромашка» с неравенствами (см. задание), компьютер, учебники.
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся:
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
.План проведения занятия:
Сообщение темы и цели урока.
Устная работа. Презентация.
Проверка домашнего задания (Найди ошибку)
Выполнение заданий
Самостоятельная работа.
Итог занятия
Ход урока
Устная работа
1. Игра «Ромашка». (На доске прикреплена ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны разные неравенства. Нужно определить, какие неравенства являются квадратными.)
1) х2 + 4х-83) х3-14) х2 - Зх + 5 0;
5) х3 + х - 2 6) 5х-6 0; 7) х2 - 4 . Ответ: 1, 4, 7.
2. На рисунках изображен график функции у = ах2 + вх + с.
Определите знак коэффициента а и дискриминанта Д.
Назовите значения переменной х, при которых данная функция принимает значения:
а) больше нуля, б) меньше нуля;
Ответы: рис. а: а6, Д0; рис. б; а0, Д= 0;
рис. в: а 0, Дрис. г: а 0.
Вопрос учащимся: К чему сводится решение задания при нахождении промежутков, при которых у 0? (Ответ: к решению квадратных неравенств)
Рассказать алгоритм решения квадратных неравенств.
Работа с сильными уч-ся: (Проверка домашнего задания)
Уч-ся раздаются задания с готовым решением, но с ошибкой. Надо найти ошибку и показать правильное решение.
II. Выполнение заданий
Работа в парах:
1. На доске изображен квадрат с числами, которые являются решениями неравенства х2 + 6х + 5 0. Но среди них попало число, которое таковым не является. Найдите это число.
-6 | 4 | -9 | 0 |
-10 | 2 | 6 | 3 |
1 | 7 | -2 | -8 |
8 | -7 | 9 | 5 |
Решение: х2 + 6х + 5 0.
Квадратное уравнение х2 + 6х + 5 = 0 имеет два различных корня: х1 = -1 и х2 = -5.
Самостоятельная работа.
Слайды
Выполнение заданий:
Практическая задача (Работа в парах):
Одна сторона сада прямоугольной формы на 7 м больше другой. Какой может быть меньшая сторона сада, если его площадь должна не превосходит 60 м2?
Решение: Пусть х м- меньшая сторона сада, тогда (х+7) м - большая сторона. По условию задачи получаем неравенство: .
Решаем неравенство:. D=72-4*1*(-60)=289. х1= -12, х2=5. х € [-12; 5]
По условию задачи , поэтому меньшая сторона сада может принимать размеры (0;5]. Ответ: (0;5].
2. Дополнительное задание:
Найдите область определения функции
Работа в парах:
Решение : х2+6х+5 0 х2+6х+5=0 х1= -1, х2= -5.
Ответ :
Самостоятельная работа
[-2; 5], (2; 5), [0; 2], [-1; 2), [3;5].
Ребята обмениваются Уч-ся обмениваются тетрадями для взаимопроверки.(Слайд № 7)
Корзинки
1).
2).
С
Самостоятельная работа (Слайд №12)
На доске «висят» «грибочки», которые следует собрать в две «корзины». Каждая
«корзинка» - определенное квадратное неравенство. «Грибочки» - числовые промежутки. Поэтому «грибочки» должны быть «помещены» только в свою корзину.
1). 2).
«Грибочки» «корзин»:
[-4;1]
(-1;4) [-5;1],
Проверка самостоятельной работы. Уч-ся обмениваются тетрадями. Проверка (Слайды № 13, 14, 15).
Домашнее задание: п.14 №319; Придумать или найти творческое задание, где применяется решение квадратных неравенств