kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рациональные методы решения квадратных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к открытому уроку на фестивале педагогического мастерства в 2015 году. Основная дидактическая цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по определению методов решения квадратных уравнений.
Задачи урока: актуализировать и расширить полученные ранее знания учащихся по данной теме,
обобщить и систематизировать   знания учащихся,
совершенствовать умения и навыки учащихся по выбору метода решения квадратного уравнения,
установить внутрипредметные связи изученной темы с другими темами курса алгебры.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

 

Технические средства: мультимедийный проектор, экран.
Технологии: ИКТ-технологии, технология проблемного обучения.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рациональные методы решения квадратных уравнений »

Квадратные уравнения Методы решения 8 класс

Квадратные уравнения

Методы решения

8 класс

Разгадываем шифр -3; 3 нет корней E P 1; 4 1/3; 3 1; 11/6 T S 0 R пробел -2; -5 0; 2 I O 2; 5 M A

Разгадываем шифр

-3; 3

нет корней

E

P

1; 4

1/3; 3

1; 11/6

T

S

0

R

пробел

-2; -5

0; 2

I

O

2; 5

M

A

x 2 - 5x + 4 =0 x 2 - 9 = 0 x 2 - 2x =0 16x 2 + 4 =0 -1,21x 2 =0 6x 2 - 17x + 11 =0 x 2 + 7x + 10 =0
  • x 2 - 5x + 4 =0
  • x 2 - 9 = 0
  • x 2 - 2x =0
  • 16x 2 + 4 =0
  • -1,21x 2 =0
  • 6x 2 - 17x + 11 =0
  • x 2 + 7x + 10 =0

8. 14 - 2x 2 =0

9. x 2 + 12 =0

10. x 2 - 7x + 10 =0

11. (х-1)(6х-11) =0

12. 3x 2 - 10x + 3 =0

13. 45 - 5x 2 = 0

TEMPORI PARSE  Береги время….

TEMPORI PARSE

Береги время….

… искусство, которое я излагаю, ново… Все математики знали, что под их алгеброй были скрыты несравненные сокровища, но не сумели их найти: задачи, которые они считали наиболее трудными, совершенно легко решаются с помощью нашего искусства”.

… искусство, которое я излагаю, ново… Все математики знали, что под их алгеброй были скрыты несравненные сокровища, но не сумели их найти: задачи, которые они считали наиболее трудными, совершенно легко решаются с помощью нашего искусства”.

Современная запись кубического уравнения: х 3 +3 bх=d Запись этого же уравнения в обозначениях 16 века: A cubus + В planum in A 3 aequatur D solido

Современная запись кубического уравнения:

х 3 +3 bх=d

Запись этого же уравнения в обозначениях 16 века:

A cubus + В planum in A 3 aequatur D solido

Рациональные методы решения  квадратных уравнений   Ц ель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, научиться выбирать рациональный путь решения.

Рациональные методы решения квадратных уравнений Ц ель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, научиться выбирать рациональный путь решения.

Виды квадратных уравнений Неполное неприведенное Неполное приведенное  Полное неприведенное Полное приведенное

Виды квадратных уравнений

  • Неполное неприведенное
  • Неполное приведенное

  • Полное неприведенное
  • Полное приведенное

Способы решения  квадратных уравнений Неполное:  разложение на множители – вынесение обшего множителя за скобки, ФСУ. Полное неприведенное : общая формула корней с использованием дискриминанта выделение полного квадрата  разложение на множители группировкой или с помощью ФСУ графический

Способы решения квадратных уравнений

Неполное:

  • разложение на множители – вынесение обшего множителя за скобки, ФСУ.

Полное неприведенное :

  • общая формула корней с использованием дискриминанта
  • выделение полного квадрата
  • разложение на множители группировкой или с помощью ФСУ
  • графический

Дискриминант Термин образован от латинского   discrimino  — «разбираю», «различаю». Термин ввёл известный английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр.

Дискриминант

Термин образован от латинского   discrimino  — «разбираю», «различаю».

Термин ввёл известный английский математик

Джеймс Джозеф Сильвестр.

Теорема Виета Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2  +  px  +  q = 0   равна его второму коэффициенту p, взятому  с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .   x 1  +  x 2  = – p  и    x 1  x 2  =  q

Теорема Виета

  • Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2  +  px  +  q = 0   равна его второму коэффициенту p, взятому с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .

  x 1  +  x 2  = – и    x 1 x 2  =  q

1) Вычисление корней по теореме, обратной к т.Виета Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения:  x 2  + 2 x  – 8 = 0 ,  мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться –8 . Т., обратная к т. Виета позволяет находить устно целые корни квадратного трехчлена .

1) Вычисление корней по теореме, обратной к т.Виета

  • Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения:

x 2  + 2 x  – 8 = 0 ,

мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться –8 .

Т., обратная к т. Виета позволяет находить устно целые корни квадратного трехчлена .

Пример 1 Так, находя корни квадратного уравнения x 2 - 7x + 12 =0   , надо попытаться разложить свободный член 12 на два множителя так, чтобы их сумма равнялась числу 7. Причем, знаки у них одинаковые .  Т.к. их сумма x 1 + x 2 = +7, значит, они положительны . Какие это пары?  1 и 12, 2 и 6, 3 и 4.  Но только 3+4=7, значит,  корни x 1 =3, x 2 =4.

Пример 1

Так, находя корни квадратного уравнения

x 2 - 7x + 12 =0   ,

надо попытаться разложить свободный член 12 на два множителя так, чтобы их сумма равнялась числу 7. Причем, знаки у них одинаковые .  Т.к. их сумма x 1 + x 2 = +7, значит, они положительны . Какие это пары? 

1 и 12, 2 и 6, 3 и 4. 

Но только 3+4=7, значит,  корни x 1 =3, x 2 =4.

Пример 2    x 2 + x — 12 =0.  Корни имеют разные знаки , т.к. их произведение равно   -12. Например, такие пары: 1 и -12   или -1 и 12   или   2 и -6   или   -2 и 6   или   3 и -4  или   -3 и 4.  Проверим, какая пара в сумме дает  -1.  Это  3 и - 4.    Ответ: x 1 =3, x 2 = - 4.

Пример 2

   x 2 + x — 12 =0.

Корни имеют разные знаки , т.к. их произведение равно   -12.

Например, такие пары: 1 и -12   или -1 и 12   или   2 и -6   или   -2 и 6   или   3 и -4  или   -3 и 4. 

Проверим, какая пара в сумме дает  -1.  Это  3 и - 4.   

Ответ: x 1 =3, x 2 = - 4.

№ 1 Уравнение 2 Корни x 2 - 11x + 28 = 0 x 2 - 103x + 300 = 0 3 4 x 2 - 17x + 52 = 0 5 x 2 - 6x - 40 = 0 6 x 2 +16x + 63 = 0 7 x 2 - 12x + 27 = 0 x 2 + 12x + 32 = 0 8 9 x 2 - 11x + 18 = 0 10 x 2 + 4x - 32 = 0 11 x 2 + 8x - 20 = 0 12 x 2 - x - 6 = 0 x 2 + 6x + 8 = 0

1

Уравнение

2

Корни

x 2 - 11x + 28 = 0

x 2 - 103x + 300 = 0

3

4

x 2 - 17x + 52 = 0

5

x 2 - 6x - 40 = 0

6

x 2 +16x + 63 = 0

7

x 2 - 12x + 27 = 0

x 2 + 12x + 32 = 0

8

9

x 2 - 11x + 18 = 0

10

x 2 + 4x - 32 = 0

11

x 2 + 8x - 20 = 0

12

x 2 - x - 6 = 0

x 2 + 6x + 8 = 0

№ + 1 + Уравнение 2 Корни x 2 - 11x + 28 = 0 + 4; 7 x 2 - 103x + 300 = 0 3 ± 4 3; 100 — x 2 - 17x + 52 = 0 + 5 x 2 - 6x - 40 = 0 3; 14 6 — -4; 10 x 2 +16x + 63 = 0 7 + x 2 - 12x + 27 = 0 -7; -9 3; 9 ± x 2 + 12x + 32 = 0 8 9 ± -4; -8 x 2 - 11x + 18 = 0 10 ± 2; 9 x 2 + 4x - 32 = 0 11 — -8; 4 x 2 + 8x - 20 = 0 12 -10; 2 x 2 - x - 6 = 0 -2; 3 x 2 + 6x + 8 = 0 -4; -2

+

1

+

Уравнение

2

Корни

x 2 - 11x + 28 = 0

+

4; 7

x 2 - 103x + 300 = 0

3

±

4

3; 100

x 2 - 17x + 52 = 0

+

5

x 2 - 6x - 40 = 0

3; 14

6

-4; 10

x 2 +16x + 63 = 0

7

+

x 2 - 12x + 27 = 0

-7; -9

3; 9

±

x 2 + 12x + 32 = 0

8

9

±

-4; -8

x 2 - 11x + 18 = 0

10

±

2; 9

x 2 + 4x - 32 = 0

11

-8; 4

x 2 + 8x - 20 = 0

12

-10; 2

x 2 - x - 6 = 0

-2; 3

x 2 + 6x + 8 = 0

-4; -2

Составьте приведенные уравнения по заданным корням № Уравнение 1 Корни 2 5;6 3 2;7 4 -2;14 5 -3;-5 6 -6;-11 -5;4

Составьте приведенные уравнения по заданным корням

Уравнение

1

Корни

2

5;6

3

2;7

4

-2;14

5

-3;-5

6

-6;-11

-5;4

Составьте приведенные уравнения по заданным корням № Уравнение 1 Корни x 2 - 11x + 30 = 0 2 x 2 - 9x + 14 = 0 5; 6 3 4 x 2 - 12x - 28 = 0 2; 7 x 2 + 8x + 15 = 0 5 -2; 14 -3; -5 x 2 +17x + 66 = 0 6 x 2 + x - 20 = 0 -6; -11 -5; 4

Составьте приведенные уравнения по заданным корням

Уравнение

1

Корни

x 2 - 11x + 30 = 0

2

x 2 - 9x + 14 = 0

5; 6

3

4

x 2 - 12x - 28 = 0

2; 7

x 2 + 8x + 15 = 0

5

-2; 14

-3; -5

x 2 +17x + 66 = 0

6

x 2 + x - 20 = 0

-6; -11

-5; 4

Оцените плюсы и минусы использования теоремы,  обратной т.Виета + - ? ?

Оцените плюсы и минусы использования теоремы,

обратной т.Виета

+

-

?

?

2) Использование свойств коэффициентов a, b, c

2) Использование свойств коэффициентов a, b, c

  • Если в полном квадратном уравнении a+b+c =0 , то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен
  • Если в квадратном уравнении a+c=b , то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен
Пример 3 157х 2 +20х-177=0   a = 157, b = 20, c = -177   a + b + c = 157 + 20 - 177 = 0   x 1 = 1,   x 2 =

Пример 3

157х 2 +20х-177=0 a = 157, b = 20, c = -177 a + b + c = 157 + 20 - 177 = 0 x 1 = 1, x 2 =

Пример 4 203х 2 +220х+17=0   a = 203, b = 220, c = 17  a + c = 203 + 17 = 220 = b   x 1 = -1,   x 2 =

Пример 4

203х 2 +220х+17=0 a = 203, b = 220, c = 17 a + c = 203 + 17 = 220 = b x 1 = -1, x 2 =

№ 1 Уравнение 2 Корни 24x 2 - 11x - 13 = 0 6x 2 - 19x + 13 = 0 3 4 x 2 - 19x + 18 = 0 7x 2 - 6x - 13 = 0 5 6 10x 2 +63x + 53 = 0 7 5x 2 - 12x + 7 = 0 8x 2 + 11x + 3 = 0 8 9 999x 2 - 998x - 1 = 0 x 2 + 4x +3 = 0 10 11 x 2 + 8x - 9 = 0 12 x 2 - 5x - 6 = 0 19x 2 + 6x - 25 = 0

1

Уравнение

2

Корни

24x 2 - 11x - 13 = 0

6x 2 - 19x + 13 = 0

3

4

x 2 - 19x + 18 = 0

7x 2 - 6x - 13 = 0

5

6

10x 2 +63x + 53 = 0

7

5x 2 - 12x + 7 = 0

8x 2 + 11x + 3 = 0

8

9

999x 2 - 998x - 1 = 0

x 2 + 4x +3 = 0

10

11

x 2 + 8x - 9 = 0

12

x 2 - 5x - 6 = 0

19x 2 + 6x - 25 = 0

№ 1 Уравнение 2 Корни 24x 2 - 11x - 13 = 0 3 6x 2 - 19x + 13 = 0 1; -13/24 1; 13/6 4 x 2 - 19x + 18 = 0 1; 18 7x 2 - 6x - 13 = 0 5 -1; 13/7 6 10x 2 +63x + 53 = 0 7 5x 2 - 12x + 7 = 0 -1; -5,3 1; 7/5 8x 2 + 11x + 3 = 0 8 -1; -3/8 9 999x 2 - 998x - 1 = 0 1; -1/999 x 2 + 4x +3 = 0 10 11 -1; -3 x 2 + 8x - 9 = 0 12 1; -9 x 2 - 5x - 6 = 0 -1; 6 19x 2 + 6x - 25 = 0 1; -25/19

1

Уравнение

2

Корни

24x 2 - 11x - 13 = 0

3

6x 2 - 19x + 13 = 0

1; -13/24

1; 13/6

4

x 2 - 19x + 18 = 0

1; 18

7x 2 - 6x - 13 = 0

5

-1; 13/7

6

10x 2 +63x + 53 = 0

7

5x 2 - 12x + 7 = 0

-1; -5,3

1; 7/5

8x 2 + 11x + 3 = 0

8

-1; -3/8

9

999x 2 - 998x - 1 = 0

1; -1/999

x 2 + 4x +3 = 0

10

11

-1; -3

x 2 + 8x - 9 = 0

12

1; -9

x 2 - 5x - 6 = 0

-1; 6

19x 2 + 6x - 25 = 0

1; -25/19

Оцените плюсы и минусы использования для решения свойств коэффициентов + - ? ?

Оцените плюсы и минусы использования для решения свойств коэффициентов

+

-

?

?

3) Решение уравнений способом «переброски» Рассмотрим квадратное уравнение ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0. а 2 х 2 + аbх + ас = 0. Пусть ах = у , тогда приходим к уравнению у 2 + by + ас = 0 Найдем его корни у 1  и у 2 . Окончательно получаем х 1 = у 1 /а и х 1 = у 2 /а .

3) Решение уравнений способом «переброски»

Рассмотрим квадратное уравнение

ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.

а 2 х 2 + аbх + ас = 0.

Пусть ах = у , тогда приходим к уравнению

у 2 + by + ас = 0

Найдем его корни у 1 и у 2 .

Окончательно получаем х 1 = у 1 и х 1 = у 2 .

Пример 5 2х 2 – 11х + 15 = 0. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение у 2 – 11у + 30 = 0. Согласно т., обратной к т. Виета у 1 = 5; у 2 = 6  х 1 = 5/2; x 2 = 6/2. Ответ: 2,5; 3 .

Пример 5

2 – 11х + 15 = 0.

«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

у 2 – 11у + 30 = 0.

Согласно т., обратной к т. Виета у 1 = 5; у 2 = 6

х 1 = 5/2; x 2 = 6/2.

Ответ: 2,5; 3 .

Пример 6 6x 2 – 7x – 3  = 0. y 2 – 7y – 3 · 6  = 0; y 2 – 7y – 18 = 0. y 1 = 9;  y 2 = - 2. x 1 = 9/6;  x 2 = - 2/6. После сокращения будем иметь x 1 = 1,5; x 2 = - 1/3. Ответ: -1/3; 1,5.

Пример 6

6x 2 – 7x – 3  = 0.

y 2 – 7y – 3 · 6  = 0;

y 2 – 7y – 18 = 0.

y 1 = 9;  y 2 = - 2.

x 1 = 9/6;  x 2 = - 2/6.

После сокращения будем иметь x 1 = 1,5; x 2 = - 1/3.

Ответ: -1/3; 1,5.

Пример 7 y 2 – 5y – √12 · √3 = 0; y 2 – 5y – 6 = 0. у= 6 и у = - 1. x 1 = 6/√3;  x 2 = - 1/√3. В знаменателе уберем иррациональность. Получим: x 1 = 2√3;  x 2 = - √3/3.  Ответ: 2√3; -√3/3.

Пример 7

y 2 – 5y √12 · √3 = 0;

y 2 – 5y 6 = 0.

у= 6 и у = - 1.

x 1 = 6/√3;  x 2 = - 1/√3.

В знаменателе уберем иррациональность. Получим:

x 1 = 2√3;  x 2 = - √3/3.

Ответ: 2√3; -√3/3.

Решите уравнения способом «переброски» № Уравнение 1 3x 2 - 7x + 2 = 0  Уравнение после переброски 2 Корни исходного уравнения 2x 2 - 9x + 10 = 0  3 16x 2 - 257x + 16 = 0  4  x 2 +12x + = 0

Решите уравнения способом «переброски»

Уравнение

1

3x 2 - 7x + 2 = 0

Уравнение после переброски

2

Корни исходного уравнения

2x 2 - 9x + 10 = 0

3

16x 2 - 257x + 16 = 0

4

x 2 +12x + = 0

Решите уравнения способом «переброски» № 1 Уравнение 3x 2 - 7x + 2 = 0  Уравнение после переброски 2 3 Корни исходного уравнения y2  – 7y + 6 = 0  2x 2 - 9x + 10 = 0  16x 2 - 257x + 16 = 0  1/3; 2 y 2 – 9y + 20 = 0  4 2; 2,5 y 2 – 257y + 256 = 0   x 2 +12x + = 0  1/16; 16 y 2 + 12y + 20 = 0  ;

Решите уравнения способом «переброски»

1

Уравнение

3x 2 - 7x + 2 = 0

Уравнение после переброски

2

3

Корни исходного уравнения

y2 – 7y + 6 = 0

2x 2 - 9x + 10 = 0

16x 2 - 257x + 16 = 0

1/3; 2

y 2 – 9y + 20 = 0

4

2; 2,5

y 2 – 257y + 256 = 0

x 2 +12x + = 0

1/16; 16

y 2 + 12y + 20 = 0

;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рациональные методы решения квадратных уравнений

Автор: Егорова Елена Николаевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему "Решение квадратных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "112739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408881806"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока математики по теме " Способы решения квадратных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-sposoby-rieshieniia-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "107740"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403426564"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "решение квадратных уравнений "
    ["seo_title"] => string(34) "rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "102684"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402545715"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Решение квадратных уравнений. 8 класс."
    ["seo_title"] => string(42) "rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447852536"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "«Решение квадратных уравнений» "
    ["seo_title"] => string(36) "rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "168159"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423201858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства