kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рациональные методы решения квадратных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к открытому уроку на фестивале педагогического мастерства в 2015 году. Основная дидактическая цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по определению методов решения квадратных уравнений.
Задачи урока: актуализировать и расширить полученные ранее знания учащихся по данной теме,
обобщить и систематизировать   знания учащихся,
совершенствовать умения и навыки учащихся по выбору метода решения квадратного уравнения,
установить внутрипредметные связи изученной темы с другими темами курса алгебры.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

 

Технические средства: мультимедийный проектор, экран.
Технологии: ИКТ-технологии, технология проблемного обучения.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рациональные методы решения квадратных уравнений »

Квадратные уравнения Методы решения 8 класс

Квадратные уравнения

Методы решения

8 класс

Разгадываем шифр -3; 3 нет корней E P 1; 4 1/3; 3 1; 11/6 T S 0 R пробел -2; -5 0; 2 I O 2; 5 M A

Разгадываем шифр

-3; 3

нет корней

E

P

1; 4

1/3; 3

1; 11/6

T

S

0

R

пробел

-2; -5

0; 2

I

O

2; 5

M

A

x 2 - 5x + 4 =0 x 2 - 9 = 0 x 2 - 2x =0 16x 2 + 4 =0 -1,21x 2 =0 6x 2 - 17x + 11 =0 x 2 + 7x + 10 =0
  • x 2 - 5x + 4 =0
  • x 2 - 9 = 0
  • x 2 - 2x =0
  • 16x 2 + 4 =0
  • -1,21x 2 =0
  • 6x 2 - 17x + 11 =0
  • x 2 + 7x + 10 =0

8. 14 - 2x 2 =0

9. x 2 + 12 =0

10. x 2 - 7x + 10 =0

11. (х-1)(6х-11) =0

12. 3x 2 - 10x + 3 =0

13. 45 - 5x 2 = 0

TEMPORI PARSE  Береги время….

TEMPORI PARSE

Береги время….

… искусство, которое я излагаю, ново… Все математики знали, что под их алгеброй были скрыты несравненные сокровища, но не сумели их найти: задачи, которые они считали наиболее трудными, совершенно легко решаются с помощью нашего искусства”.

… искусство, которое я излагаю, ново… Все математики знали, что под их алгеброй были скрыты несравненные сокровища, но не сумели их найти: задачи, которые они считали наиболее трудными, совершенно легко решаются с помощью нашего искусства”.

Современная запись кубического уравнения: х 3 +3 bх=d Запись этого же уравнения в обозначениях 16 века: A cubus + В planum in A 3 aequatur D solido

Современная запись кубического уравнения:

х 3 +3 bх=d

Запись этого же уравнения в обозначениях 16 века:

A cubus + В planum in A 3 aequatur D solido

Рациональные методы решения  квадратных уравнений   Ц ель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, научиться выбирать рациональный путь решения.

Рациональные методы решения квадратных уравнений Ц ель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, научиться выбирать рациональный путь решения.

Виды квадратных уравнений Неполное неприведенное Неполное приведенное  Полное неприведенное Полное приведенное

Виды квадратных уравнений

  • Неполное неприведенное
  • Неполное приведенное

  • Полное неприведенное
  • Полное приведенное

Способы решения  квадратных уравнений Неполное:  разложение на множители – вынесение обшего множителя за скобки, ФСУ. Полное неприведенное : общая формула корней с использованием дискриминанта выделение полного квадрата  разложение на множители группировкой или с помощью ФСУ графический

Способы решения квадратных уравнений

Неполное:

  • разложение на множители – вынесение обшего множителя за скобки, ФСУ.

Полное неприведенное :

  • общая формула корней с использованием дискриминанта
  • выделение полного квадрата
  • разложение на множители группировкой или с помощью ФСУ
  • графический

Дискриминант Термин образован от латинского   discrimino  — «разбираю», «различаю». Термин ввёл известный английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр.

Дискриминант

Термин образован от латинского   discrimino  — «разбираю», «различаю».

Термин ввёл известный английский математик

Джеймс Джозеф Сильвестр.

Теорема Виета Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2  +  px  +  q = 0   равна его второму коэффициенту p, взятому  с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .   x 1  +  x 2  = – p  и    x 1  x 2  =  q

Теорема Виета

  • Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2  +  px  +  q = 0   равна его второму коэффициенту p, взятому с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .

  x 1  +  x 2  = – и    x 1 x 2  =  q

1) Вычисление корней по теореме, обратной к т.Виета Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения:  x 2  + 2 x  – 8 = 0 ,  мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться –8 . Т., обратная к т. Виета позволяет находить устно целые корни квадратного трехчлена .

1) Вычисление корней по теореме, обратной к т.Виета

  • Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения:

x 2  + 2 x  – 8 = 0 ,

мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться –8 .

Т., обратная к т. Виета позволяет находить устно целые корни квадратного трехчлена .

Пример 1 Так, находя корни квадратного уравнения x 2 - 7x + 12 =0   , надо попытаться разложить свободный член 12 на два множителя так, чтобы их сумма равнялась числу 7. Причем, знаки у них одинаковые .  Т.к. их сумма x 1 + x 2 = +7, значит, они положительны . Какие это пары?  1 и 12, 2 и 6, 3 и 4.  Но только 3+4=7, значит,  корни x 1 =3, x 2 =4.

Пример 1

Так, находя корни квадратного уравнения

x 2 - 7x + 12 =0   ,

надо попытаться разложить свободный член 12 на два множителя так, чтобы их сумма равнялась числу 7. Причем, знаки у них одинаковые .  Т.к. их сумма x 1 + x 2 = +7, значит, они положительны . Какие это пары? 

1 и 12, 2 и 6, 3 и 4. 

Но только 3+4=7, значит,  корни x 1 =3, x 2 =4.

Пример 2    x 2 + x — 12 =0.  Корни имеют разные знаки , т.к. их произведение равно   -12. Например, такие пары: 1 и -12   или -1 и 12   или   2 и -6   или   -2 и 6   или   3 и -4  или   -3 и 4.  Проверим, какая пара в сумме дает  -1.  Это  3 и - 4.    Ответ: x 1 =3, x 2 = - 4.

Пример 2

   x 2 + x — 12 =0.

Корни имеют разные знаки , т.к. их произведение равно   -12.

Например, такие пары: 1 и -12   или -1 и 12   или   2 и -6   или   -2 и 6   или   3 и -4  или   -3 и 4. 

Проверим, какая пара в сумме дает  -1.  Это  3 и - 4.   

Ответ: x 1 =3, x 2 = - 4.

№ 1 Уравнение 2 Корни x 2 - 11x + 28 = 0 x 2 - 103x + 300 = 0 3 4 x 2 - 17x + 52 = 0 5 x 2 - 6x - 40 = 0 6 x 2 +16x + 63 = 0 7 x 2 - 12x + 27 = 0 x 2 + 12x + 32 = 0 8 9 x 2 - 11x + 18 = 0 10 x 2 + 4x - 32 = 0 11 x 2 + 8x - 20 = 0 12 x 2 - x - 6 = 0 x 2 + 6x + 8 = 0

1

Уравнение

2

Корни

x 2 - 11x + 28 = 0

x 2 - 103x + 300 = 0

3

4

x 2 - 17x + 52 = 0

5

x 2 - 6x - 40 = 0

6

x 2 +16x + 63 = 0

7

x 2 - 12x + 27 = 0

x 2 + 12x + 32 = 0

8

9

x 2 - 11x + 18 = 0

10

x 2 + 4x - 32 = 0

11

x 2 + 8x - 20 = 0

12

x 2 - x - 6 = 0

x 2 + 6x + 8 = 0

№ + 1 + Уравнение 2 Корни x 2 - 11x + 28 = 0 + 4; 7 x 2 - 103x + 300 = 0 3 ± 4 3; 100 — x 2 - 17x + 52 = 0 + 5 x 2 - 6x - 40 = 0 3; 14 6 — -4; 10 x 2 +16x + 63 = 0 7 + x 2 - 12x + 27 = 0 -7; -9 3; 9 ± x 2 + 12x + 32 = 0 8 9 ± -4; -8 x 2 - 11x + 18 = 0 10 ± 2; 9 x 2 + 4x - 32 = 0 11 — -8; 4 x 2 + 8x - 20 = 0 12 -10; 2 x 2 - x - 6 = 0 -2; 3 x 2 + 6x + 8 = 0 -4; -2

+

1

+

Уравнение

2

Корни

x 2 - 11x + 28 = 0

+

4; 7

x 2 - 103x + 300 = 0

3

±

4

3; 100

x 2 - 17x + 52 = 0

+

5

x 2 - 6x - 40 = 0

3; 14

6

-4; 10

x 2 +16x + 63 = 0

7

+

x 2 - 12x + 27 = 0

-7; -9

3; 9

±

x 2 + 12x + 32 = 0

8

9

±

-4; -8

x 2 - 11x + 18 = 0

10

±

2; 9

x 2 + 4x - 32 = 0

11

-8; 4

x 2 + 8x - 20 = 0

12

-10; 2

x 2 - x - 6 = 0

-2; 3

x 2 + 6x + 8 = 0

-4; -2

Составьте приведенные уравнения по заданным корням № Уравнение 1 Корни 2 5;6 3 2;7 4 -2;14 5 -3;-5 6 -6;-11 -5;4

Составьте приведенные уравнения по заданным корням

Уравнение

1

Корни

2

5;6

3

2;7

4

-2;14

5

-3;-5

6

-6;-11

-5;4

Составьте приведенные уравнения по заданным корням № Уравнение 1 Корни x 2 - 11x + 30 = 0 2 x 2 - 9x + 14 = 0 5; 6 3 4 x 2 - 12x - 28 = 0 2; 7 x 2 + 8x + 15 = 0 5 -2; 14 -3; -5 x 2 +17x + 66 = 0 6 x 2 + x - 20 = 0 -6; -11 -5; 4

Составьте приведенные уравнения по заданным корням

Уравнение

1

Корни

x 2 - 11x + 30 = 0

2

x 2 - 9x + 14 = 0

5; 6

3

4

x 2 - 12x - 28 = 0

2; 7

x 2 + 8x + 15 = 0

5

-2; 14

-3; -5

x 2 +17x + 66 = 0

6

x 2 + x - 20 = 0

-6; -11

-5; 4

Оцените плюсы и минусы использования теоремы,  обратной т.Виета + - ? ?

Оцените плюсы и минусы использования теоремы,

обратной т.Виета

+

-

?

?

2) Использование свойств коэффициентов a, b, c

2) Использование свойств коэффициентов a, b, c

  • Если в полном квадратном уравнении a+b+c =0 , то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен
  • Если в квадратном уравнении a+c=b , то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен
Пример 3 157х 2 +20х-177=0   a = 157, b = 20, c = -177   a + b + c = 157 + 20 - 177 = 0   x 1 = 1,   x 2 =

Пример 3

157х 2 +20х-177=0 a = 157, b = 20, c = -177 a + b + c = 157 + 20 - 177 = 0 x 1 = 1, x 2 =

Пример 4 203х 2 +220х+17=0   a = 203, b = 220, c = 17  a + c = 203 + 17 = 220 = b   x 1 = -1,   x 2 =

Пример 4

203х 2 +220х+17=0 a = 203, b = 220, c = 17 a + c = 203 + 17 = 220 = b x 1 = -1, x 2 =

№ 1 Уравнение 2 Корни 24x 2 - 11x - 13 = 0 6x 2 - 19x + 13 = 0 3 4 x 2 - 19x + 18 = 0 7x 2 - 6x - 13 = 0 5 6 10x 2 +63x + 53 = 0 7 5x 2 - 12x + 7 = 0 8x 2 + 11x + 3 = 0 8 9 999x 2 - 998x - 1 = 0 x 2 + 4x +3 = 0 10 11 x 2 + 8x - 9 = 0 12 x 2 - 5x - 6 = 0 19x 2 + 6x - 25 = 0

1

Уравнение

2

Корни

24x 2 - 11x - 13 = 0

6x 2 - 19x + 13 = 0

3

4

x 2 - 19x + 18 = 0

7x 2 - 6x - 13 = 0

5

6

10x 2 +63x + 53 = 0

7

5x 2 - 12x + 7 = 0

8x 2 + 11x + 3 = 0

8

9

999x 2 - 998x - 1 = 0

x 2 + 4x +3 = 0

10

11

x 2 + 8x - 9 = 0

12

x 2 - 5x - 6 = 0

19x 2 + 6x - 25 = 0

№ 1 Уравнение 2 Корни 24x 2 - 11x - 13 = 0 3 6x 2 - 19x + 13 = 0 1; -13/24 1; 13/6 4 x 2 - 19x + 18 = 0 1; 18 7x 2 - 6x - 13 = 0 5 -1; 13/7 6 10x 2 +63x + 53 = 0 7 5x 2 - 12x + 7 = 0 -1; -5,3 1; 7/5 8x 2 + 11x + 3 = 0 8 -1; -3/8 9 999x 2 - 998x - 1 = 0 1; -1/999 x 2 + 4x +3 = 0 10 11 -1; -3 x 2 + 8x - 9 = 0 12 1; -9 x 2 - 5x - 6 = 0 -1; 6 19x 2 + 6x - 25 = 0 1; -25/19

1

Уравнение

2

Корни

24x 2 - 11x - 13 = 0

3

6x 2 - 19x + 13 = 0

1; -13/24

1; 13/6

4

x 2 - 19x + 18 = 0

1; 18

7x 2 - 6x - 13 = 0

5

-1; 13/7

6

10x 2 +63x + 53 = 0

7

5x 2 - 12x + 7 = 0

-1; -5,3

1; 7/5

8x 2 + 11x + 3 = 0

8

-1; -3/8

9

999x 2 - 998x - 1 = 0

1; -1/999

x 2 + 4x +3 = 0

10

11

-1; -3

x 2 + 8x - 9 = 0

12

1; -9

x 2 - 5x - 6 = 0

-1; 6

19x 2 + 6x - 25 = 0

1; -25/19

Оцените плюсы и минусы использования для решения свойств коэффициентов + - ? ?

Оцените плюсы и минусы использования для решения свойств коэффициентов

+

-

?

?

3) Решение уравнений способом «переброски» Рассмотрим квадратное уравнение ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0. а 2 х 2 + аbх + ас = 0. Пусть ах = у , тогда приходим к уравнению у 2 + by + ас = 0 Найдем его корни у 1  и у 2 . Окончательно получаем х 1 = у 1 /а и х 1 = у 2 /а .

3) Решение уравнений способом «переброски»

Рассмотрим квадратное уравнение

ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.

а 2 х 2 + аbх + ас = 0.

Пусть ах = у , тогда приходим к уравнению

у 2 + by + ас = 0

Найдем его корни у 1 и у 2 .

Окончательно получаем х 1 = у 1 и х 1 = у 2 .

Пример 5 2х 2 – 11х + 15 = 0. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение у 2 – 11у + 30 = 0. Согласно т., обратной к т. Виета у 1 = 5; у 2 = 6  х 1 = 5/2; x 2 = 6/2. Ответ: 2,5; 3 .

Пример 5

2 – 11х + 15 = 0.

«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

у 2 – 11у + 30 = 0.

Согласно т., обратной к т. Виета у 1 = 5; у 2 = 6

х 1 = 5/2; x 2 = 6/2.

Ответ: 2,5; 3 .

Пример 6 6x 2 – 7x – 3  = 0. y 2 – 7y – 3 · 6  = 0; y 2 – 7y – 18 = 0. y 1 = 9;  y 2 = - 2. x 1 = 9/6;  x 2 = - 2/6. После сокращения будем иметь x 1 = 1,5; x 2 = - 1/3. Ответ: -1/3; 1,5.

Пример 6

6x 2 – 7x – 3  = 0.

y 2 – 7y – 3 · 6  = 0;

y 2 – 7y – 18 = 0.

y 1 = 9;  y 2 = - 2.

x 1 = 9/6;  x 2 = - 2/6.

После сокращения будем иметь x 1 = 1,5; x 2 = - 1/3.

Ответ: -1/3; 1,5.

Пример 7 y 2 – 5y – √12 · √3 = 0; y 2 – 5y – 6 = 0. у= 6 и у = - 1. x 1 = 6/√3;  x 2 = - 1/√3. В знаменателе уберем иррациональность. Получим: x 1 = 2√3;  x 2 = - √3/3.  Ответ: 2√3; -√3/3.

Пример 7

y 2 – 5y √12 · √3 = 0;

y 2 – 5y 6 = 0.

у= 6 и у = - 1.

x 1 = 6/√3;  x 2 = - 1/√3.

В знаменателе уберем иррациональность. Получим:

x 1 = 2√3;  x 2 = - √3/3.

Ответ: 2√3; -√3/3.

Решите уравнения способом «переброски» № Уравнение 1 3x 2 - 7x + 2 = 0  Уравнение после переброски 2 Корни исходного уравнения 2x 2 - 9x + 10 = 0  3 16x 2 - 257x + 16 = 0  4  x 2 +12x + = 0

Решите уравнения способом «переброски»

Уравнение

1

3x 2 - 7x + 2 = 0

Уравнение после переброски

2

Корни исходного уравнения

2x 2 - 9x + 10 = 0

3

16x 2 - 257x + 16 = 0

4

x 2 +12x + = 0

Решите уравнения способом «переброски» № 1 Уравнение 3x 2 - 7x + 2 = 0  Уравнение после переброски 2 3 Корни исходного уравнения y2  – 7y + 6 = 0  2x 2 - 9x + 10 = 0  16x 2 - 257x + 16 = 0  1/3; 2 y 2 – 9y + 20 = 0  4 2; 2,5 y 2 – 257y + 256 = 0   x 2 +12x + = 0  1/16; 16 y 2 + 12y + 20 = 0  ;

Решите уравнения способом «переброски»

1

Уравнение

3x 2 - 7x + 2 = 0

Уравнение после переброски

2

3

Корни исходного уравнения

y2 – 7y + 6 = 0

2x 2 - 9x + 10 = 0

16x 2 - 257x + 16 = 0

1/3; 2

y 2 – 9y + 20 = 0

4

2; 2,5

y 2 – 257y + 256 = 0

x 2 +12x + = 0

1/16; 16

y 2 + 12y + 20 = 0

;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рациональные методы решения квадратных уравнений

Автор: Егорова Елена Николаевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему "Решение квадратных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "112739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408881806"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока математики по теме " Способы решения квадратных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-sposoby-rieshieniia-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "107740"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403426564"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "решение квадратных уравнений "
    ["seo_title"] => string(34) "rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "102684"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402545715"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Решение квадратных уравнений. 8 класс."
    ["seo_title"] => string(42) "rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447852536"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "«Решение квадратных уравнений» "
    ["seo_title"] => string(36) "rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "168159"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423201858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1860 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства