kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение теоремы синусов и косинусов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая область знаний- физика, химия, биология и др. - имеет свои объекты изучениия, устанавливает свойства и взаимосвязи между этими объектами. На нашем уроке мы постараемся вспомнить и увидеть, где находит применение теоремы синусов и косинусов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение теоремы синусов и косинусов»

Урок геометрии в 9 классе

Урок геометрии в 9 классе

Обучающая:  Познакомить учащихся с измерительными работами на местности, основанными на использовании теорем синусов и косинусов; Развивающая:  Развивать внимание, речь, абстрактное и логическое мышление учащихся Воспитательная:  Формировать познавательную активность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность и культуру поведения

Обучающая:

Познакомить учащихся с измерительными работами на местности, основанными на использовании теорем синусов и косинусов;

Развивающая:

Развивать внимание, речь, абстрактное и логическое мышление учащихся

Воспитательная:

Формировать познавательную активность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность и культуру поведения

Организационный момент Актуализация знаний Изучение новой темы Закрепление изученного Постановка домашнего задания Итоги урока
  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Изучение новой темы
  • Закрепление изученного
  • Постановка домашнего задания
  • Итоги урока
ТЕОРЕМА СИНУСОВ  Стороны треугольника прямо пропорциональны синусам противолежащих углов.  Отношение стороны  треугольника к синусу  противолежащего угла равно диаметру описанной окружности . C b a A c B ?

ТЕОРЕМА СИНУСОВ

Стороны треугольника прямо пропорциональны синусам противолежащих углов.

Отношение стороны

треугольника к синусу

противолежащего угла

равно диаметру

описанной

окружности .

C

b

a

A

c

B

?

=" width="640"

ПРИМЕР:

C

Дано : ΔАВС, с = АВ = 3 см ,

a = ВС = 5 см , sinА =

Найти: sin С

b

a

A

c

B

Решение :

= =

ТЕОРЕМА КОСИНУСОВ  Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними. C Это частный с лучай  теоремы Пифагора. Почему? b a A c B  а 2 =b 2 +c 2 -  2bc cosA ?

ТЕОРЕМА КОСИНУСОВ

Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

C

Это частный

с лучай теоремы

Пифагора.

Почему?

b

a

A

c

B

а 2 =b 2 +c 2 - 2bc cosA

?

ПРИМЕР: C Дано : ΔАВС,  b = АC = 5 см ,  a = ВС = 4 см ,  cosC = Найти: AB b a A c B Решение :

ПРИМЕР:

C

Дано : ΔАВС, b = АC = 5 см ,

a = ВС = 4 см , cosC =

Найти: AB

b

a

A

c

B

Решение :

ЗАДАЧИ Задача №3 Задача №2        В классе №4 Произведем несколько измерительных работ на местности вместе, а остальные вы произведете самостоятельно в классе и дома Задача №1 В классе №5 Д/З №15 Д/З п. 109-112 Д/З №16

ЗАДАЧИ

Задача №3

Задача №2

В классе №4

Произведем несколько измерительных работ на местности вместе, а остальные вы произведете самостоятельно в классе и дома

Задача №1

В классе №5

Д/З №15

Д/З п. 109-112

Д/З №16

Решени е задач и №1  Условие. Футбольный мяч находится в точке А футбольного поля на расстояниях 23 м и 24 м от оснований В и С стоек ворот (рис.1). Футболист направляет мяч в ворота. Найдите угол  попадания мяча в ворота, если ширина ворот равна 7 м. Решение. Рассмотрим треугольник АВС, вершинами которого являются точка А расположения мяча и точки В и С в основаниях стоек ворот. По условию задачи с = АВ = 23 м, b = АС = 24 м и а = ВС = 7 м. Эти данные позволяют решить треугольник АВС и найти угол  , равный углу А. С помощью теоремы косинусов определяем cosA : Угол  находим по таблице:    16  57  . 1 1 .

Решени е задач и №1

Условие.

Футбольный мяч находится в точке А футбольного поля на расстояниях 23 м и 24 м от оснований В и С стоек ворот (рис.1). Футболист направляет мяч в ворота. Найдите угол  попадания мяча в ворота, если ширина ворот равна 7 м.

Решение.

Рассмотрим треугольник АВС, вершинами которого являются точка А расположения мяча и точки В и С в основаниях стоек ворот. По условию задачи с = АВ = 23 м, b = АС = 24 м и а = ВС = 7 м. Эти данные позволяют решить треугольник АВС и найти угол  , равный углу А. С помощью теоремы косинусов определяем cosA :

Угол  находим по таблице:   16  57  .

1

1 .

Решени е задач и №2  Измерение высоты предмета Предположим, что требуется определить высоту АН какого-либо предмета (рис. 2). Для этого отметим точку В на определенном расстоянии  от основания Н предмета и измерим угол АВН:  АВН=  . По этим данным из прямоугольного треугольника АВН находим высоту предмета: АН = а tg  . Если основание предмета недоступно, то можно поступить так: на прямой, проходящей через основание Н предмета, отметим две точки В и С на определенном расстоянии  друг от друга и измерим углы АВН и АСВ:  АВН=  и  АСВ=  (рис. 2). Эти данные позволяют определить все элементы треугольника АВС, в частности АВ. В самом деле,  АВН- внешний угол треугольника АВС, поэтому  А=  -  . Используя теорему синусов, находим АВ: Из прямоугольного треугольника АВН находим высоту АН предмета: АН=АВ  sin  .  Итак, АН=

Решени е задач и №2

Измерение высоты предмета

Предположим, что требуется определить высоту АН какого-либо предмета (рис. 2). Для этого отметим точку В на определенном расстоянии  от основания Н предмета и измерим угол АВН:  АВН=  . По этим данным из прямоугольного треугольника АВН находим высоту предмета: АН = а tg  .

Если основание предмета недоступно, то можно поступить так: на прямой, проходящей через основание Н предмета, отметим две точки В и С на определенном расстоянии  друг от друга и измерим углы АВН и АСВ:  АВН=  и  АСВ=  (рис. 2). Эти данные позволяют определить все элементы треугольника АВС, в частности АВ. В самом деле,  АВН- внешний угол треугольника АВС, поэтому  А=  -  .

Используя теорему синусов, находим АВ:

Из прямоугольного треугольника АВН находим высоту АН предмета:

АН=АВ  sin  . Итак, АН=

Решени е задач и №3  Измерение расстояния до недоступной точки Предположим, что нам надо найти расстояние d от пункта А до недоступного пункта С (рис. 3). Напомним, что эту задачу мы уже решали в 8 классе с помощью признаков подобия треугольников. Рассмотрим теперь другой способ решения задачи – с использованием формул тригонометрии. На местности выберем точку В и измерим длину с отрезка АВ. Затем измерим, например с помощью астролябии, углы А и В:  А=  и  В=  . Эти данные, т. е. с,  и  , позволяют решить треугольник АВС и найти искомое расстояние d = AC . Сначала находим  С=180  -  -  , Sin С = sin (180  -  -  )= sin (  +  ). Затем с помощью теоремы синусов находим d . Так как , АС= d , AB = c ,  B =  ,  то d =   . 3

Решени е задач и №3

Измерение расстояния до недоступной точки

Предположим, что нам надо найти расстояние d от пункта А до недоступного пункта С (рис. 3). Напомним, что эту задачу мы уже решали в 8 классе с помощью признаков подобия треугольников. Рассмотрим теперь другой способ решения задачи – с использованием формул тригонометрии.

На местности выберем точку В и измерим длину с отрезка АВ. Затем измерим, например с помощью астролябии, углы А и В:  А=  и  В=  . Эти данные, т. е. с,  и  , позволяют решить треугольник АВС и найти искомое расстояние d = AC .

Сначала находим  С=180  -  -  ,

Sin С = sin (180  -  -  )= sin (  +  ).

Затем с помощью теоремы синусов находим d . Так как ,

АС= d , AB = c ,  B =  , то d = .

3

Реш ите задач у №4  Для определения ширины реки отметили два пункта А и В на берегу реки на расстоянии 70 м друг от друга и измерили углы САВ и АВС, где С – дерево, стоящее на другом берегу у кромки воды. Оказалось, что  САВ=12  30  ,  АВС=72  42  . Найдите ширину реки. C A х ? 70 м B

Реш ите задач у №4

Для определения ширины реки отметили два пункта А и В на берегу реки на расстоянии 70 м друг от друга и измерили углы САВ и АВС, где С – дерево, стоящее на другом берегу у кромки воды. Оказалось, что  САВ=12  30  ,  АВС=72  42  . Найдите ширину реки.

C

A

х

?

70 м

B

Решени е задач и №4 C  C=180 ° - (  A+  B)  C=180 ° - (  A+  B) sin  C = sin(  A+  B) = =sin(12°30 ' +72°42') = sin 85°12' sin  C = sin(  A+  B) = =sin(12°30 ' +72°42') = sin 85°12' A х 70 м B ОТВЕТ: Ширина реки равна 15,2 м.

Решени е задач и №4

C

 C=180 ° - (  A+  B)

  •  C=180 ° - (  A+  B)

sin  C = sin(  A+  B) = =sin(12°30 ' +72°42') = sin 85°12'

  • sin  C = sin(  A+  B) = =sin(12°30 ' +72°42') = sin 85°12'

A

х

70 м

B

ОТВЕТ: Ширина реки равна 15,2 м.

Реш ите задач у №5 Наблюдатель находится на расстоянии 50 м от башни, высоту которой хочет определить. Основание башни он видит под углом 2  к горизонту, а вершину – под углом 45  к горизонту. Какова высота башни? ?

Реш ите задач у №5

Наблюдатель находится на расстоянии 50 м от башни, высоту которой хочет определить. Основание башни он видит под углом 2  к горизонту, а вершину – под углом 45  к горизонту. Какова высота башни?

?

Решени е задач и №5 D 1) АВКС - прямоугольник, ВК = АС = 50 м 2)  В D К:  В = 45 ° ;  К = 90 ° ,  D = 45 ° следовательно  В DK равнобедренный, т. е. ВК = D К = 50 м 3)  ВКС;  В=2 ° , ВК=50 м  С=180-(2+90)=88 ° По теореме синусов  , то ;   м, D С=50+2=52 м 45 ° В К 2 ° С А ОТВЕТ:  Высота башни равна 52 м.

Решени е задач и №5

D

1) АВКС - прямоугольник, ВК = АС = 50 м

2)  В D К:  В = 45 ° ;  К = 90 ° ,  D = 45 ° следовательно  В DK равнобедренный,

т. е. ВК = D К = 50 м

3)  ВКС;  В=2 ° , ВК=50 м

 С=180-(2+90)=88 °

По теореме синусов

, то ;

м,

D С=50+2=52 м

45 °

В

К

2 °

С

А

ОТВЕТ:

Высота башни равна 52 м.

Домашнее задание   № 15, № 16 Каждая задача требует чертёж и дополнительные пояснения. Помните об этом.

Домашнее задание

15, № 16

Каждая задача

требует чертёж и

дополнительные

пояснения.

Помните об этом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение теоремы синусов и косинусов

Автор: Галиакберова Танзиля Рафиковна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок с применением новых технологий - "Решение треугольников" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-s-primienieniiem-novykh-tiekhnologhii-rieshieniie-trieughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "163196"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422453481"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Синус и косинус"
    ["seo_title"] => string(15) "sinus_i_kosinus"
    ["file_id"] => string(6) "342454"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473131722"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока математики "Теорема Пифагора" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-matiematiki-tieoriema-pifaghora"
    ["file_id"] => string(6) "138707"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417594919"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Тригонометрия. Подготовка к ГИА "
    ["seo_title"] => string(34) "trighonomietriia-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "223130"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437304779"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебный проект  "Тригонометрия в окружающем нас мире и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(84) "uchiebnyi-proiekt-trighonomietriia-v-okruzhaiushchiem-nas-mirie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "116932"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412659901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1260 руб.
1940 руб.
1730 руб.
2660 руб.
1630 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства