Каждая область знаний- физика, химия, биология и др. - имеет свои объекты изучениия, устанавливает свойства и взаимосвязи между этими объектами. На нашем уроке мы постараемся вспомнить и увидеть, где находит применение теоремы синусов и косинусов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение теоремы синусов и косинусов»
Урок геометрии в 9 классе
Обучающая:
Познакомить учащихся с измерительными работами на местности, основанными на использовании теорем синусов и косинусов;
Развивающая:
Развивать внимание, речь, абстрактное и логическое мышление учащихся
Воспитательная:
Формировать познавательную активность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность и культуру поведения
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение новой темы
Закрепление изученного
Постановка домашнего задания
Итоги урока
ТЕОРЕМА СИНУСОВ
Стороны треугольникапрямопропорциональны синусам противолежащих углов.
Отношение стороны
треугольника к синусу
противолежащего угла
равно диаметру
описанной
окружности.
C
b
a
A
c
B
?
=" width="640"
ПРИМЕР:
C
Дано : ΔАВС, с = АВ = 3 см ,
a = ВС = 5 см , sinА =
Найти: sin С
b
a
A
c
B
Решение :
= =
ТЕОРЕМА КОСИНУСОВ
Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.
C
Это частный
с лучай теоремы
Пифагора.
Почему?
b
a
A
c
B
а2=b2+c2-2bc cosA
?
ПРИМЕР:
C
Дано : ΔАВС, b = АC = 5 см ,
a = ВС = 4 см , cosC =
Найти: AB
b
a
A
c
B
Решение :
ЗАДАЧИ
Задача №3
Задача №2
В классе №4
Произведем несколько измерительных работ на местности вместе, а остальные вы произведете самостоятельно в классе и дома
Задача №1
В классе №5
Д/З №15
Д/З п. 109-112
Д/З №16
Решениезадачи №1
Условие.
Футбольный мяч находится в точке А футбольного поля на расстояниях 23 м и 24 м от оснований В и С стоек ворот (рис.1). Футболист направляет мяч в ворота. Найдите угол попадания мяча в ворота, если ширина ворот равна 7 м.
Решение.
Рассмотрим треугольник АВС, вершинами которого являются точка А расположения мяча и точки В и С в основаниях стоек ворот. По условию задачи с = АВ = 23 м, b = АС = 24 м и а = ВС = 7 м. Эти данные позволяют решить треугольник АВС и найти угол , равный углу А. С помощью теоремы косинусов определяем cosA :
Угол находим по таблице: 16 57 .
1
1 .
Решениезадачи №2
Измерение высоты предмета
Предположим, что требуется определить высоту АН какого-либо предмета (рис. 2). Для этого отметим точку В на определенном расстоянии от основания Н предмета и измерим угол АВН: АВН= . По этим данным из прямоугольного треугольника АВН находим высоту предмета: АН = а tg .
Если основание предмета недоступно, то можно поступить так: на прямой, проходящей через основание Н предмета, отметим две точки В и С на определенном расстоянии друг от друга и измерим углы АВН и АСВ: АВН= и АСВ= (рис. 2). Эти данные позволяют определить все элементы треугольника АВС, в частности АВ. В самом деле, АВН- внешний угол треугольника АВС, поэтому А= - .
Используя теорему синусов, находим АВ:
Из прямоугольного треугольника АВН находим высоту АН предмета:
АН=АВ sin . Итак, АН=
Решениезадачи №3
Измерение расстояния до недоступной точки
Предположим, что нам надо найти расстояние d от пункта А до недоступного пункта С (рис. 3). Напомним, что эту задачу мы уже решали в 8 классе с помощью признаков подобия треугольников. Рассмотрим теперь другой способ решения задачи – с использованием формул тригонометрии.
На местности выберем точку В и измерим длину с отрезка АВ. Затем измерим, например с помощью астролябии, углы А и В: А= и В= . Эти данные, т. е. с, и , позволяют решить треугольник АВС и найти искомое расстояние d = AC .
Сначала находим С=180 - - ,
Sin С = sin (180 - - )= sin ( + ).
Затем с помощью теоремы синусов находим d . Так как ,
АС= d , AB = c , B = , то d = .
3
Решитезадачу №4
Для определения ширины реки отметили два пункта А и В на берегу реки на расстоянии 70 м друг от друга и измерили углы САВ и АВС, где С – дерево, стоящее на другом берегу у кромки воды. Оказалось, что САВ=12 30 , АВС=72 42 . Найдите ширину реки.
C
A
х
?
70 м
B
Решениезадачи №4
C
C=180 ° - ( A+ B)
C=180 ° - ( A+ B)
sin C = sin( A+ B) = =sin(12°30 ' +72°42') = sin 85°12'
sin C = sin( A+ B) = =sin(12°30 ' +72°42') = sin 85°12'
A
х
70м
B
ОТВЕТ: Ширина реки равна 15,2 м.
Решитезадачу №5
Наблюдатель находится на расстоянии 50 м от башни, высоту которой хочет определить. Основание башни он видит под углом 2 к горизонту, а вершину – под углом 45 к горизонту. Какова высота башни?
?
Решениезадачи №5
D
1) АВКС - прямоугольник, ВК = АС = 50 м
2) В D К: В = 45 ° ; К = 90 ° , D = 45 ° следовательно В DK равнобедренный,