Сложение положительных и отрицательных чисел.
Подготовил учитель математики и информатики
филиала МКОУ СОШ с.Святославка в с.Воздвиженка Сергадеев А.В.
2013г.
Цели урока:
- Повторение изученного материала по теме «Положительные и отрицательные числа».
- Вывод правила сложения положительных и отрицательных чисел
Сказка
“ В некотором государстве, на берегу нулевой реки жили числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от реки. Только одни из них поселились на правом, а другие – на левом. Жили дружно и счастливо.. Но случилась беда, стали пропадать пары чисел отличающихся друг от друга разными знаками. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Тогда правитель координатного государства издал указ, запрещающий таким числам одновременно подходить к нулевой реке.
Задание: Подумайте, как назывались эти числа и как можно назвать государство. Почему терялись пары в нулевой реке?
Повторение пройденного:
-19
Вопросы
Дополнительные вопросы
Какое это число?
Чем отличаются положительные и отрицательные числа?
Его модуль?
Что такое модуль?
Где располагается на координатной прямой?
Что такое координатная прямая?
Соседние с ним целые числа
Какие числа называются целыми
Число противоположное данному?
Какие числа называются противоположенными?
Повторение пройденного:
Расшифруйте имя математика, который
впервые ввёл понятие координатной прямой.
для этого отметьте на координатной прямой
точки с заданными координатами.
А( +4 )
К( -1 )
Р( +6 )
Е( -2 )
Т( +7 )
Д( -5 )
Декарт
ответ
Задача 1
Температура воздуха вечером на улице была
-10°С, а к утру, согласно прогнозу, она изменится на -8°С. Какой будет температура воздуха утром?
ПОМОЩЬ
РЕШЕНИЕ
К СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕ
Сложение чисел с одинаковыми знаками
-( ) =
|-2|+|-3|
-5
-2+(-3)=
-3
0
-1
1
-2
-5
Вывод:
Чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками , надо:
а) поставить знак этих чисел;
б) модули сложить.
Кликни мышкой в любом месте.
Окончанием просмотра служит появление домика .
Решение
– 10 + (-8) = - (10 +8) = - 18°С
Ответ: - 18°С.
Задача 2
Птица клест – еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой при температуре воздуха – 35°С в гнезде температура почти на 49°С. выше . Какова температура в гнезде?
ПОМОЩЬ
РЕШЕНИЕ
К СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕ
Сложение чисел с разными знаками
|5|-|-3| =
-3+5=
2
+5
0
-3
1
-1
2
Кликни мышкой в любом месте.
Окончанием просмотра служит появление домика .
Решение
-35 + 49 = 49 – 35 = 14 °С
Ответ: температура в гнезде 14°С
Задача 3
Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С , пчелы – выше этой на 1,4°С . Какую температуру выдерживают пчелы?
ПОМОЩЬ
РЕШЕНИЕ
К СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕ
-2
-5+3=
|-5|-|3|
-( ) =
+3
0
-1
1
-2
-5
Вывод:
Чтобы сложить два числа с разными знаками , надо:
а) поставить знак большего модуля;
б) из большего модуля вычесть меньший.
Кликни мышкой в любом месте.
Окончанием просмотра служит появление домика .
Решение
– 7,8 + 1,4 = - (7,8 – 1,4) = - 6,4 °С
Ответ: - 6,4°С.
Закрепление
-6 + (-8)
Подумай!
Молодец!
-2
-14
Подумай!
14
Закрепление
7 + (-9)
Подумай!
-16
-2
Молодец!
16
Подумай!
Закрепление
-5,4 + 3,5;
Подумай!
1,9
Подумай!
-8,9
Молодец!
-1,9
Закрепление
– 3,9 + (-3,7)
Молодец!
0,2
-7,6
Подумай!
-0,2
Подумай!
Закрепление
-4 + 4;
Молодец!
Подумай!
8
Подумай!
-8
0
Закрепление
-15 + 3
Подумай!
12
Молодец!
Подумай!
-18
-12
Найдите примеры с ошибками
-18
-37+(-12)= -49 ; -45+27 = -72; 675+(-105)= 780; -3,4+(-2,1)= -5,5;
-7,3+(-9)= -8,2 ; -78 + 56 = -22
570
-16,3
Рефлексия
- Что мы узнали на сегодняшнем уроке ?
- Пригодится ли это вам на других уроках?
- Если пригодится, то на каких?
- В чём были трудности?
- Всё ли мы теперь знаем про отрицательные числа?
- Что бы вы ещё хотели узнать про них?
Домашнее задание
- Придумать сказку или нарисовать рисунок по данной теме «Положительные и отрицательные числа»
- Записать и решить по три примера на сложение положительных и отрицательных чисел:
а) с натуральными числами;
б) с десятичными дробями;
в) с обыкновенными дробями
Использованные материалы
- Виленкин, Н. Я. Математика: [Текст] Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 23-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2008. – 288c.
- Виленкин, Н. Я. Математические диктанты. [Текст]: Пособие для учителей и учащихся. К учебнику: Математика / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003 – 96 с. (электронный вариант)
- И. Я. Депман, Н.Я. Виленкин, За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989г ( электронный вариант)