УСТНЫЙ СЧЕТ   Вычислите и запишите результаты по возрастанию чисел. Поставьте соответствующие буквы и прочитайте название темы урока.  
1)  20 x 7  4)  23 + 47  7)  100 - 10  
 - 50 : 7 x 90  
 : 5 x 16 + 1900  
 + 33 - 90 : 100  
 = …  М  = …  И  = …  Д  
 
2)  100 – 77  5)  620 + 190  8)  54 : 6  
 x 3 : 90 + 34  
 + 51 x 20 x 2  
 : 12 - 180 - 56  
 = …  И  = …  П  = …  А  
 
3)  200 : 4  6)  4 x 40  
 + 70 + 260  
 x 5 : 6  
–  240 - 45  
 = …  А  = …  Р  
     
ОТВЕТЫ 
1) 51 2) 10 3) 360 4) 70 5) 0 6) 25 7) 100 8) 30 
По возрастанию : 0 , 10 , 25 , 30 , 51 , 70 , 100, 360 
 П И Р А М И Д А 
     
Тема урока  
ПИРАМИДА 
Любимцева Ольга Николаевна 
школа № 2 им. А.С. Пушкина 
г. Арзамас 
     
Назовите представленные на картинках предметы:  
2) 
1) 
3) 
4) 
     
 Все эти предметы дают представление о пирамиде:  
     
Слово «пирамида» в геометрию ввели греки,  
которые, как полагают, заимствовали его  
у египтян, создавших самые знаменитые  
пирамиды в мире.  
     
Евклид   ок. 300 г. до н. э  
  Это телесная фигура, ограниченная плоскостями, которые от одной плоскости (основания) сходятся к одной точке (вершине) 
     
Герон I-II вв. н. э. 
  Это фигура, ограниченная треугольниками, сходящимися в одной точке, и основанием, которым служит многоугольник 
     
Пирамида 
  многогранник, основание которого 
  многоугольник, а остальные грани — треугольники, имеющие общую вершину  
     
Основные части пирамиды 
Вершины многоугольника называют вершинами основания , а ребра многоугольника – ребрами основания пирамиды. 
Вершина  
Боковые грани 
Основание  
     
Многоугольники   Назовите виды многоугольников на рисунках:  
1 
4 
2 
3 
7 
8 
6 
5 
     
ВИДЫ ПИРАМИД 
Треугольная  
 
Четырехугольная 
Пятиугольная 
Шестиугольная 
     
ПИРАМИДЫ вокруг нас  
     
ПИРАМИДЫ вокруг нас  
     
На рисунке пирамида , назовите:  
S 
Вершину пирамиды.  Вершины основания.  Основание пирамиды.  Ребра основания.  Боковые ребра пирамиды.  Боковые грани пирамиды.  Грани, которые проходят через вершину пирамиды  .  Вид пирамиды  .  P 
R 
K 
T 
     
Сколько вершин, ребер и граней у пирамиды:  
s 
2) 
1) 
D 
C 
E 
B 
s 
F 
A 
3) 
B 
A 
C 
     
О Т В Е Т Ы 
Вершин – 7 2) Вершин – 5 3) Вершин - 4   Ребер - 12 Ребер - 8 Ребер - 6 
Граней - 7 Граней - 5 Граней - 4 
6 
 
     
РАЗВЕРТКА   четырехугольной пирамиды  
3 см 
4 см 
3 см 
2 см 
Постройте в тетради развертку этой пирамиды. 
     
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  
Потрудились-отдохнем,  Встанем, глубоко вздохнем.  Руки в стороны, вперед,  Влево, вправо, поворот.  Три наклона, прямо встать.  Руки вниз и вверх поднять.  Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарили.    
     
Какой длины потребуется проволока для изготовления каркаса данной пирамиды?  
1) 
2) 
Длина каждого 
ребра равна 3см 
Длина ребра 
 основания 5 см, 
длина бокового 
ребра 7 см 
3) 
Длина бокового ребра 10 см; длина ребра основания 9 см 
     
ОТВЕТЫ:  
 1)  8 x 3 = 24 ( см )    2)  5 x 5 + 5 x 7 = 25 + 35 = 60 ( см )    3)  6 x 9 + 6 x 10 = 54 + 60 = 114 ( см )   
     
На каждой парте стоят фигуры разных видов пирамиды.   Заполните таблицу по одной из пирамид:  
 Вопросы 
 Ответы 
2. Число вершин у пирамиды. 
3. Число вершин основания. 
4. Число ребер у пирамиды.  
5. Число ребер в основании 
 пирамиды. 
6. Число боковых ребер. 
7. Число боковых граней. 
8. Число оснований пирамиды. 
     
Задание:   по данным своей таблицы заполните   пропуски в тексте  
Число вершин пирамиды на ________ больше числа вершин в ее основании.  Ребер боковых граней _________, сколько их в основании.  Число боковых граней _________ числу сторон основания.   
     
Проверьте свои выводы:  
Число вершин пирамиды на  единицу  больше числа вершин в ее основании.  Ребер боковых граней  столько же,  сколько их в основании.  Число боковых граней  равно  числу сторон основания.  
     
§ 22, вопросы 15-19  
№  605, 611  
Дополнительно  
Модель пирамид  
     
 Пирамида как упаковка