Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем.
Задача.
Даны 3 слова. Составьте комбинации предложений из этих слов простым перебором вариантов. Сколько будет вариантов вообще и вариантов, имеющих смысл?
Светит
Солнце
Всем
Определим , какое количество вариантов можно составить. Для этого выбираем формулу числа перестановок из 3.
P 3 = 3! =6
Солнцесветитвсем
Всемсолнцесветит
Солнцевсемсветит
Всемсветитсолнце
Светитсолнцевсем
Светитвсемсолнце
2.Дерево возможных вариантов
Самые разные комбинаторные задачи решаются с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда и название метода -
дерево возможных вариантов.
Задача. Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 3, 5?
Проверку количества вариантов можно проводить с помощью правила суммы
А + В, которое трактуется как А или В
3. Составление таблиц
Решить комбинаторные задачи можно с помощью таблиц. Они, как и дерево возможных вариантов, наглядно представляют решение таких задач.
Задача. В коридоре висят три лампочки. Сколько имеется различных способов освещения коридора?
Составим таблицу всевозможных комбинаций
Ответ: 7 вариантов.
4. Правило умножения
Этот метод решения комбинаторных задач применяется, когда не требуется перечислять все возможные варианты, а нужно ответить на вопрос - сколько их существует .
АиВ
А * В
Задача. Из города А в город В ведут две дороги, из города В в город С – три дороги, из города С до пристани – две дороги. Необходимо проехать из города А через города В и С к складским терминалам на пристани. Сколькими способами вы можете выбрать маршрут?
Решение:
А, В, С, Т - терминал
А
Т
В
С
Из города А в город В ведут две дороги ,
Далее в каждом случае из В в С - тремя способами.
Значит, имеются 2 ∙ 3 вариантов маршрута из А в С.
Так как из города С на пристань Т можно попасть двумя способами,
то всего существует 2 ∙ 3 ∙ 2, т.е. 12, способов выбора маршрута из города А к пристани Т.
Ответ: 12 способов .
5. Решение с помощью граф Граф – это совокупность объектов и связей между ними. Объекты – это вершины или узлы графов, а связи как дуги и ребра
Вершины
Ребра
Задача.
На завтрак студент в столовой может выбрать из напитков чай или кофе, а из выпечки – булочку, вафли или печенье. Сколько вариантов выбора завтрака есть у студента?
Соберите разные комбинации флагов, сколько стран могут воспользоваться этими флагами. На каждом флаге должны быть полосы разного цвета: синяя, красная, белая. (Решение оформить в виде «Дерева»
Дано 10 тюльпанов: 3 – желтых, 2 – оранжевых, 5 – красных. Составить букеты из трех тюльпанов. Сколько возможно комбинаций? Решение оформить в виде «Таблицы»
Задание № 2 .
4 парусника готовились к соревнованиям. У каждого свой парусник. Чтобы паруса были видны издали, судьи решили, чтобы цвета паруса были только красные и синие. Как могут выйти из этого положения участники парусной регаты? (Решение оформить в виде «Графа»)