Конспект урока по теме "Решение комбинаторных задач" и презентация к уроку
Конспект урока по теме "Решение комбинаторных задач" и презентация к уроку
Урок по теме "Решение комбинаторных задач" подготовлен для учащихся 9 класса. Урок проводился с использованием презентации. Тип урока - комбинированный урок. На уроке использовались следующие формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная работы, а также проводилась самостоятельная работа учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Решение комбинаторных задач" и презентация к уроку»
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни открытого урока
Ни диктанта, ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
Сегодня утром я решила позвонить на метеостанцию, чтобы выяснить температуру, но не смогла вспомнить последовательность трех последних цифр. Помня лишь, что это цифры 3, 7 и 9, я набрала первые две цифры, которые знала и наугад комбинацию из цифр 3, 7, 9. Сколько человек я разбудила, если только последний звонок был удачным?
6
Комбинаторика-
это раздел математики, посвящённый задачам выбора и расположения предметов из различных множеств.
Задачи, в которых идёт речь о тех или иных комбинациях, называются -
КОМБИНАТОРНЫМИ
ЗАДАЧАМИ
Решение комбинаторных задач.
Правило комбинаторики.
Если первый элемент можно выбратьnспособами, второй элемент можно выбратьmспособами, третий элемент –kспособами, то число способов, которыми могут быть выбраны все элементы, равно произведениюmnk.
(правило умножения)
Это правило применимо для двух, трёх, четырёх и т.д. элементов.
Решить задачи с помощью правила умножения.
1. Мастер должен обшить 12 стульев обшивкой красного, коричневого и зеленого цвета. Сколькими способами он может это сделать?
Ответ: 12 ∙ 3 = 36
2. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «правило»?
Ответ: 3 ∙ 4 = 12
На первой полке стоит 5 книг, а на второй 10. Сколькими способами можно выбрать одну книгу с первой полки и одну со второй?
Ответ: 5 ∙ 10 = 50
Основные элементы комбинаторики
Факториал
Факториал.
Факториал – этопроизведение всех натуральных чисел
от 1 доn. Обозначениеn!
Вычислите:
6!/4!
5!/3!
5!
3!
120
20
6
30
7!
7· 6!
48
4!· 2!
Самостоятельная работа.
Вспомним наши путешествия.
Набережные Челны
Елабуга
Задача 1.
Мы поехали в Набережные Челны, в дельфинарий. Сколькими способами мы могли разместится в автобусе?
10!
3628800
Задача 2.
Вспомним Елабугу.
Дом памяти Марины Цветаевой
Елабужское городище
Дом – музей Ивана Шишкина
Музей «Портомойня»
В какой последовательности могли быть посещены эти места. Сколько здесь было различных вариантов?
Музей – мастерская декоративно-прикладного искусства
5!
120
Задача 3.
Пока мы были на экскурсиях, наши девчонки устали и присели на скамейку. Сколькими способами можно
это сделать?
4!
24
Задача:
Из цифр 2, 4, 7 составили трёхзначные числа.
в)Сколько таких чисел, начинаются с двойки и цифра 4 может повторяться?
б)Сколько таких чисел, в которых 2 может повторяться, начинаются с 2?
а)Сколько таких чисел, в которых ни одна цифра не может повторяться, начинаются с 2?
247
274
6
2
3
244
247
274
242
224
247
274
272
227
Что вы заметили в этих задачах?
В этих задачах все элементы находятся
в определённом порядке.
Основные элементы комбинаторики
Факториал
Перестановки
Перестановки.
Перестановкойназывается множество, в котором установлен
порядок элементов.
Число перестановок изnэлементов
вычисляется по формуле:
Pn= n!
Задача:
В 6 классе в среду 6 уроков: математика, литература,
русский язык, английский язык, биология и физкультура. Сколько вариантов расписания можно составить?
Расставляем предметы по порядку
Всего вариантов
расписания
Предмет
Число вариантов
6
Математика
1•2•3•4•5•6=720
5
Литература
4
Русский язык
Английский язык
720
3
Биология
2
Физкультура
1
Задача:
В 6 классе во вторник 5 уроков: физкультура, русский язык, литература, обществознание и математика. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика-последний урок?
Чем отличается эта задача от предыдущей?
Какой предмет можно не учитывать при составлении расписания?
4!=24
Вычислите :
56
24
Домашняя работа :
Задания на карточках
Проблемный вопрос :
Где встречаются комбинаторные задачи в реальной жизни?
Области применениякомбинаторики:
учебные заведения ( составление расписаний)
сфера общественного питания (составление меню)
лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
агротехника (размещение посевов на полях)
география (раскраска карт)
биология (расшифровка кода ДНК)
Области применениякомбинаторики:
химия (анализ возможных связей между химическими элементами)