Презентация на тему "Способы решения систем уравнений"
Презентация на тему "Способы решения систем уравнений"
Данная презентация разработана для учащихся 9х классов, с целью систематизации знаний, отработки навыков решения систем способом подстановки, сложения, графическим методом, методом введения новых переменных. Материал интересен для повторения в период подготовки к ГИА. Материал дополнен историческими данными.
«Ничто так не содействует усвоению предмета, как действие с ним в разных ситуациях» Б.В.Гнеденко
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Способы решения систем уравнений" »
Способы решения систем уравнений
Автор:
Кудряшова Любовь Александровна, учитель математики.
МОУ СОШ № 9г. Переславль-Залесский, 2010 г
Цель
Рассмотреть различные способы решения систем уравнений
Из истории решения системы уравнений
В древневавилонских текстах, написанных вIII—IIтысячелетияхдо н. э.,содержитсянемалозадач, решаемых с помощью составления систем уравнений. Например: «Площади двух своих квадратов я сложил: Сторона второго квадрата равна стороны первого
и еще5».
Соответствующая система уравнений в современной записи имеет вид:
Хотя вавилоняне и не имелиалгебраической
символики, они решали задачи алгебраическим
методом.
Из истории решения системы уравнений
Диофант, который не имел обозначений для многих неизвестных, прилагал немало усилий для выбора неизвестного таким образом, чтобы свести решение системы к решению одного уравнения.
Задача 21.
«Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а сумма ихквадратов — 208»
Различные способы решения систем уравнений
метод подстановки
метод сложения
метод введения новых переменных
графический метод
Метод подстановки
Одно из уравнений системы преобразуют к виду, в которомyвыражено через х ( или х черезy)
Полученное выражение подставляют вместоy(или вместо х ) во второе уравнение. В результате получается уравнение с одной переменной
Находят корни этого уравнения
Воспользовавшись выражениемyчерез х(или х черезy), находят соответствующие значения х (илиy)
Метод сложения
Преобразовать коэффициенты так, чтобы коэффициенты при х или у были противоположными числами
Сложить получившиеся уравнения
Решить уравнение с одной переменной
Метод введения новых переменных
Замени одно или два выражения в уравнениях системы новыми переменными так, чтобы вновь полученные уравнения стали более простыми.
Реши полученную систему уравнений методам наиболее подходящим для э той системы уравнений.
Сделай обратную замену, для того, чтобы найти значения первоначальных переменных.
Запиши ответ в виде пар значений (x,y), которые были найдены на третьем шаге.
Графический метод
Выразить в обоих уравнениях системы переменнуюучерез переменнуюх
Построить графики функций в однойсистеме координат.
Отметить точки пересечения графиков, выписать их координаты.
Записать в ответ полученные пары
чисел(х;у).
Способ подстановки
Решить систему уравнений:
Решение:
xy = -3;
Если z =9, то ,
z =1, то
-3,-1,1,3 отличны от нуля, значит, они являютсякорнями уравнения:
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3)
Метод сложения
Решить систему уравнений:
Умножу первое уравнение системы на число 2,
а второе на число -3, получу
Сложу уравнение системы:
Решу уравнение:
Подставлю найденное число вместоnв первое уравнение исходной системы:
Решу уравнение относительноm:
Система имеет одно решение: (-0,5;1)
Ответ: ( - 0,5;1)
Преимущества и недостатки метода
Преимущества:
Систему уравнений легче решать методом сложения, когда коэффициенты приXиYсразу являются противоположными числами.
Метод позволяет быстро исключить одну из неизвестных переменных и найти другую.
Недостатки:
Метод сложения невозможно применить,когда у переменных в двух уравнениях разные
показатели степени.
показатели степени.
Метод введения новых переменных
и учитывая, что
Пусть
получим:
или
Если u=-3, то
Тогда получим:
и
Полученные системы тоже являются симметричными системами, которые уже решали.
Итак, (3;1), (-1;3), (-3;1),(1;-3) - решения данной системы.
Графический способ
В одной системе координат построим графики уравнений:ху= -3и
Графиком уравненияху=-3является гипербола,ветвикоторой расположены во II и IV координатныхчетвертях.
Графиком уравненияявляется окружность с центром в точке (0;0) и радиусом
Графики пересекаются в четырех точках (они обозначены буквами А, В, С, Д), следовательно, данная система уравнений имеет четыре решения:
(3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Преимущества и недостатки метода
Графический метод решения систем,как и графический метод решения уравнений,красив,но ненадежен:
во-первых,потому,что графики уравнений мы сумеем построить далеко не всегда;
во-вторых,даже если графики уравнений удалось построить,точки пересечения могут быть не такими «хорошими»,как в специально подобранных примерах учебника, а то и вовсе могут оказаться за пределами чертежа.
Проверь себя
Реши систему уравнений, используя метод подстановки:
Реши систему уравнений, используя метод сложения:
Реши систему уравнений , используя графический способ:
Реши систему уравнений, используя метод подстановки:
Вывод
Мы рассмотрели четыре различных способов решения систем уравнений. Каждый выберет для себя способ, который ему больше всего понравился, самое главное - что каждый из Вас научился решать системы такого вида и поэтому эпиграфом могли служить слова Б.В.Гнеденко:
«Ничто так не содействует усвоению предмета, как действие с ним в разных ситуациях»
Информационные источники
http :// festival .1 september . ru / articles /515367/