Психическое развитие новорожденного
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот периодкризисом новорожденности.
От вегетативного физиологического существования у относительно постоянной и комфортной среде маминого тела ребенок резко попадает в другие условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, смена типа питания. Психика новоражденногопредставляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни одной сложившейся формы поведения. К моменту рождения у ребенка нет ни одного сформированного поведенческого акта. Всё складывается при жизни. Наблюдая за новорожденным, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Правда у ребенка есть врожденные рефлексы:
Защитный рефлекс - если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни).
Хватательный рефлекс (Робинзона) - при прикосновении к внутренней поверхности ладони новорожденного рука его обхватывает предмет, который касается ладони). Ребенок может, ухватившись руками за пальцы взрослого, висеть, удерживая вес своего тела! Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных - если ребенка держать вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Если его поставить на опору, ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных);
Поисковый (искательный) рефлекс (Куссмауля) - при поглаживании в области угла рта ребенок опускает губы и поворачивает голову в сторону раздражителя. Если надавить на середину верхней губы, ребенок открывает рот и разгибает голову. Этот рефлекс хорошо выражен за 30 мин. до кормления. Рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает.
Рефлекс Галанта - если провести пальцем вдоль позвоночника примерно на уровне лопаток, ребенок дугообразно выгибается всем телом, иногда разгибается и отводится нога. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни до 3-4 месяцев.
Рефлекс ползания (Бауэра) - если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при атом приставить ладонь к подошвам ребенка - движения усиливаются. Рефлекс становится выраженным с 3-4-го дня жизни до 4 месяцев, затем он угасает.
Хоботковый рефлекс - быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.
Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) - при надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к возвышенности большого пальца, ребенок открывает рот и сгибает голову. После 2-х мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.
Рефлекс Моро - симметричное разведение рук и сведение их - вызывается различными приемами (ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки; приподниманием разогнутых ног и таза над постелью; внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей). Рефлекс выражен сразу после рождения, угасает после 4-5 месяцев.
Подошвенный рефлекс - если надавить пальцем на подушечку стопы в области второго и третьего пальцев, ребенок согнет пальцы.
Рефлекс Переса – если ребенку лежащему на животе, провести пальцем по позвоночнику - от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он сгибает руки и ноги, поднимает головку, выгибает спинку, иногда начинает кричать. Рефлекс наблюдается до 3-4 мес.
Плавательный рефлекс - ребенок совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот. Рефлекс выражен до 3-4-х месяцев.
Рефлекс задержки дыхания - при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути. Угасает после 3-го месяца.
Рефлекс отдергивания - этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.
Наличие безусловных рефлексов свидетельствуют о функциональной зрелости ЦНСноворожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует тесная связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из простейших рефлексов. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и поведенческим комплексам.
Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.
Чем характеризуется психическое развитие ребенка в период новорожденности?
Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая реакция возникает на голос человека.
Зрительное сосредоточения появляется на 3-5 неделе, внешне появляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.
Зрительное и слуховое сосредоточение закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут нервные волокна.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности - упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.
В конце 1-го – начале 2-го месяца