Раздаточный материал: сигнальные карточки, карточки-алгоритмы.
Этап урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности (орг. момент) | 3 мин. | Приветствие - Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Слайд 1. - Ребята, какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти?
Слайд 2. - В древности и в средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон писал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику». Слайд 3. -В Древнем Египте Действия с дробями могли производить только самые просвещённые люди своего времени – жрецы, и знания свои они хранили в глубокой тайне. Сейчас действия с дробями может производить каждый уважающий себя пятиклассник.
- Чему мы уже научились?
- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться?
| Приветствуют преподавателя. Записывают число, «Классная работа». Отвечают на вопрос учителя: - мы начали изучать тему: «Обыкновенные дроби». Слушают объяснение преподавателя. Отвечают на вопросы преподавателя: - сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к общему знаменателю, сравнивать дроби с равными знаменателями, с равными числителями; - мы должны научиться производить с ними арифметические действия. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 7 мин. | Слайд 4. - Выполните задания, предложенные в презентации: - Какая из дробей лишняя; почему? ; ;
- Сравните дроби: - Какие правила сравнения дробей вы использовали?
Слайд 5. Математики Древнего Египта вместо обычных знаков + и – использовали знаки «идущие ноги». Определите, какой знак они обозначали. Слайд 6. - Вычислите: - Какой пример вызвал затруднения? - Как решили первых два примера? - Как решили третий пример? - Почему получились разные ответы в 4-м примере?
| Выполняют задания, предложенные в презентации, отвечают на вопросы преподавателя. (, это неправильная дробь, остальные дроби – правильные; числитель и знаменатель этой дроби – однозначные числа). - Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, перекрёстное правило. Выполняют задание, предложенное в презентации. Отвечают на вопросы преподавателя: - Не знаем правило сложения дробей с разными знаменателями; |
Постановка учебной задачи | 2 мин. | - Чем же мы будем сегодня заниматься? - Как будет называться тема сегодняшнего урока? -Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 7.
– Сформулируйте цели урока.
Слайд 8. | - будем учиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. Самостоятельно формулируют тему урока: « Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Записывают тему урока в тетрадь. -Самостоятельно формулируют цели урока: 1)Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, 2) научиться выполнять действия по построенному алгоритму. |
«Открытие» детьми нового знания | 5 мин. | Работа с презентацией. (В презентации на примере деления квадрата показано сложение и вычитание дробей с разными знаменателями) Слайд 9. - Ребята, попробуйте самостоятельно вывести правило сложения дробей с разными знаменателями.
Слайд 10. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями: Привести дроби к одинаковому знаменателю, желательно наименьшему, используя основное свойство дроби. Сложить получившиеся дроби с одинаковым знаменателем. | Работают с презентацией. Самостоятельно выводят правило сложения дробей с разными знаменателями. |
Первичное закрепление во внешней речи | 7 мин | - Выполните №440 с комментированием (5 учащихся по очереди вызываются к доске). Слайд 11. Ответы примеров нужно записать в таблицу. - Ребята, что нужно сделать для того, чтобы достичь в чём-то успеха? Слайд 12. - Чей портрет изображён на слайде? - Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров — национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства. - Как он достиг такого успеха? - Какие замечательные слова оставил А.В.Суворов нам в напутствие: - Дисциплина - мать победы. - Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе. - За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть, давай нам десять на одного, - всех побьем, повалим, в полон возьмем... - Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть. - Действительно, чем больше труда мы приложим на уроке, тем легче нам будет и на контрольной работе, и на экзамене. | Одновременное решение примеров на доске и в тетрадях с комментирова-нием. В результате выполнения задания получили слово «Успех». Отвечают на вопрос преподавателя: - А.В.Суворова. Отвечают на вопрос преподавателя. |
Физкультминутка | 3 мин. | Упражнения на внимание, зрение, осанку. Слайды 13, 14, 15. | Выполняют упражнения на внимание, зрение, осанку. |
Самостоя-тельная работа с самопровер-кой | 10 мин. | Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 16. - Ребята, поднимите сигнальные карточки те, кто выполнил самостоятельную работу на «5», на «4». | Выполняют самостоятельную работу, затем выполняют самопроверку по образцу и выставляют себе оценки. При помощи сигнальных карточек показывают преподавателю, кто как справился с самостоятельной работой. |
Включение в систему знаний и повторение | 5 мин | - Решите задачу (слайд 17): В третьем взводе 24 суворовца. взвода занимается самбо, взвода - плаванием, - футболом. Сколько суворовцев третьего взвода занимается спортом? | Учащиеся, выполнившие самостоятельную работу на «5» и «4», решают задачу (сначала решают самостоятельно, затем сверяют свои решения). Остальные с помощью карточек-алгоритмов решают в тетрадях № 442 (а,б) |
Задание на самоподготовку | 1 мин. | - Запишите задание на самоподготовку: 1) № 447, стр.123; 2) Придумать и решить задачу на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Записывают задание на самоподготовку. |
Итог урока | 2 мин. | - Что нового узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? – Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? – Оцените при помощи сигнальных карточек свою работу на уроке. Слайд 19. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. (С.Маршак) | Осуществляют рефлексию собственной деятельности. |