Конспект урока математики 5 класс (Учебник Н.Я. Виленкина. Математика. 5 класс)
Тема: Порядок выполнения действий.
Цели: Повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе.
Научить различать действия 1 и 2 ступени, сформировать навыки правильно расставлять порядок действий в примерах, закрепить математические действия с натуральными числами.
Развивать математическую логику, самостоятельность учащихся, воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, умение доводить до конца начатую работу, умение оценивать свой труд и труд своих товарищей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Вы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным?
Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Я верю в вас, у вас всё получится.
II. Устная работа:
1. Индивидуальная работа учащихся у доски.
Задание: Решить уравнения:
6х-х+18=43
9у+8у=136
2. Фронтальная работа с классом. (Задание: записать только ответ на индивидуальных оценочных листах)
1) Найти сумму чисел 180 и 50
2) Найти разность чисел 1000 и 20
3) Число 150 уменьшить в 10 раз
4) Число 20 увеличить в 5 раз
5) 60 умножить на 5
6) Число 999 разделить на 9
Проверим, что у вас получилось (слайд 1.)
3. Задание на повторение.
Задание: упростить выражение (записать только ответы)
3х+15х;
20у-3у;
45х-х;
15а+а;
44х+44х
Слайд 2.
Самооценка учащихся.
- Актуализация знаний
- Давайте вспомним арифметические действия.
Какие действия вы знаете?
- Учитель знакомит с историей появления арифметических знаков:
Знаки, обозначающие различные арифметические действия, были введены в математике не сразу. (Слайд 3) Многие века знаки действий люди писали словами: прибавить, умножить, отнять и т.д. Слайд 4) В некоторых странах вводились иногда знаки действий, но всеобщего признания они не получили. Потребовалось тысячи лет, прежде чем условились обозначать действия так, как обозначаем мы. (Слайд 5) Первое знакомые нам знаки появились в трудах учёных только в 16-17 веках. (Слайд 6)
- Найдите значение выражения:
2+2*2 ; 5+5:5 ; 200-50*2 ; 16-16:84 (слайд 7)
Какую основную ошибку можно было бы допустить в этих примерах?
Дети отвечают (ошибка в порядке выполнения действий).
Давайте сформулируем тему нашего урока.
(Порядок выполнения действий)
Поставьте каждый для себя цель урока. (Дети ставят)
Цели нашего урока: Научиться различать действия 1 и 2 ступени.
Научиться расставлять порядок действия в примерах
Закрепить выполнение математических действий с натуральными числами.
- Работа над новым материалом.
Вы уже знаете, какие действия относятся к 1 ступени, а какие к действиям 2 ступени. (Дети отвечают)
Вы видите на доске 4 арифметических примера, давайте попробуем разделить эти примеры на группы, соответствующие правилам порядка выполнения действия. (Слайд 8)
1. 25+35-10+5=
2. 35-2*2+4*40=
3. 18*5:3*7=
4. (48+32)-18*2=
Дети разбивают примеры на группы по определённому признаку, формулируют правила.
1. Если в примере содержатся действия одной ступени то они выполняются по порядку слева на право.
2. Если в примере содержатся действия первой и второй ступени, то сначала выполняются действия 2 ступени, а потом действия 1 ступени.
3. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая 1 и 2 правило).
Раздаются памятки с пропущенными в правилах словами.
(Заполнение листов самоконтроля)
Проверим, все ли усвоили правила. Сверяют свою работу с правилом из учебника (стр. 93-94).
Физкультурная минутка. (слайд 9)
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
IV. Закрепление нового материала.
Работа в тетрадях. Задание № 627 (а, г, е, ж).
Вычислять ничего не нужно, только проставить порядок действий (1 минута на выполнение этого задания).
Слайд. 10.Заполнение листа самоконтроля.
Работа в парах. Задание № 628. (Учитель проверяет выполнение заданий)
Выполнить тест. «Семь раз отмерь - один отрежь» (слайд 11)
1. В выражении 200 + (20 – 10 : 2) * 8 последним выполняется действие:
а) умножение; б) деление;
в) вычитание; г) сложение
2. Составьте выражение для решения задачи.
У Белоснежки и 7 гномов было 25 конфет. Белоснежка съела 4 конфеты, а остальные конфеты гномы разделили между собой поровну. Сколько конфет стало у каждого гнома?
а) (25– 4):7; б) (25 – 7):4;
в) 25 – 4:7; г) 25 : 7 – 4
3. Не производя вычислений определить, в каком из примеров указанный порядок действий приводит к неверному ответу:
Разноуровневая самостоятельная работа.
1 уровень: 2128:76+24*18=
2 уровень: (565-23*14):(316-289)=
3 уровень: (1833:47+467)*57-47*307=
Каждый выбирает себе пример, который сможет решить.
Учитель собирает тетради для проверки этой работы.
V. Итог урока.
Рефлексия.
Я научился…
Было интересно….
Было трудно….
Больше всего мне понравилось….
Удалось ли вам достичь цели урока…
Оценки: 23-25 баллов - оценка «5»
18-22 балла - оценка «4»
13-17 баллов – оценка «3»
Учащиеся, которые набрали менее 13 баллов, на следующем уроке постарайтесь работать лучше.
VI. Домашнее задание. Выучить правила с.93-94 № 648 (а, б), № 650, 647 (а).
Индивидуальное задание: № 635 (а, б), 627 (б, в).
Урок окончен. Вы все молодцы. Спасибо за работу!