Данная презентация может быть использована при введении темы "Многогранники" на уроках геометрии 10 класса. В презентации рассмотрены определения многогранника, его граней, ребер, вершин, углов, диагоналей, примеры многогранников в жизни и в природе. Приведены формула Эйлера и таблицы с вычисленными характеристиками Эйлера для различных многогранников, которые могут быть использованы для проведения лабораторной работы в классе. А также в презентации приведены решения задач из учебника геометрии 10-11 класса Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова и др., предложен вариант домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие многогранника »
Понятие многогранника
Урок геометрии в 10 классе
Работа учителя
математики МОУ «СОШ № 94» г. Саратова Яковлевой О.Е.
Содержание.
Вступление
Понятие многогранника
Характеристика Эйлера
Призма
Решение задач
Домашнее задание
Как называются представленные фигуры?
Обратите внимание, что каждая из этих поверхностей ограничивает некоторое геометрическое тело, отделяет это тело от остальной части пространства .
Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником .
Многие строения в окружающем нас мире имеют форму многогранников или состоят из нескольких разных многогранников
Пирамида Хеопса
Памятник относится к эпохе Древнего царства (IV династия). Построена племянником фараона Хеопса Хемиуном.
Поэтому для лучшей сохранности, эксплуатации и моделирования здания нужно изучить свойства многогранников.
Многие многогранники изобрёл не человек, а создала природа в виде кристаллов:
Поваренная и каменная соль
Горный хрусталь
Кристаллы льда
Кристаллы кварца
Кристаллы граната
Кристаллы:
а)поваренной соли,
б) кварца,
в) алмаза,
г) граната.
Понятие многранника
Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником .
S
D
C
B
A
Из чего состоит поверхность многогранника?
Из многоугольников .
Значит грани многогранника – многоугольники.
В данном случае: Δ ASD, ΔASB, ΔDSC, ΔBSC,
четырехугольник ABCD
S
D
C
B
A
Что такое многоугольник ?
Это плоская фигура, образованная замкнутым рядом прямолинейных отрезков.
Прямолинейные отрезки – это рёбра , а концы рёбер – вершины многогранника.
Назовите вершины и рёбра многогранника.
S
D
C
B
A
Отрезок, соединяющий 2 несоседние вершины одной грани, называется диагональю грани , а отрезок, соединяющий 2 вершины, не принадлежащие одной грани, - это диагональ многогранника .
C 1
D 1
A 1
B 1
D
C
A
B
Характеристика Эйлера
Равенство, которое выражает Эйлерову характеристику, было им доказано в 1752 году.
Если характеристика Эйлера равна 2, то это выпуклый многогранник.
Вычисляется характеристика Эйлера следующим образом:
В – Р + Г , где В – число вершин, Р – число рёбер, Г – число граней.
Вычислим Эйлерову характеристику для известных уже многогранников и заполним таблицу:
№
Наименование многогранников
1
Тетраэдр
В
2
3
Р
4
Параллелепипед
6
Куб
Г
8
8
4
Эйлерова характеристика
12
12
6
6
Вычислим Эйлерову характеристику для известных уже многогранников и заполним таблицу:
№
Наименование многогранников
1
Тетраэдр
В
2
Параллелепипед
3
4
Р
Куб
6
Г
8
4
Эйлерова характеристика
12
8
12
2
6
2
6
2
Сделаем вывод , как подсчитать Эйлерову характеристику для произвольных многогранников и заполним таблицу:
№
Наименование многогранников
4
n-угольная пирамида
В
5
n-угольная
n+1
Р
2n
призма
Г
2n
3n
n+1
Эйлерова характеристика
2
n+2
2
Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани.
В противном случае – это невыпуклый многогранник.
Теорема .
В любом многограннике сумма всех плоских углов при каждой вершине меньше 360°.
Призма.
Задание классу:
К следующему уроку подготовить презентацию «Призма» (пункт 27).
Решение задач.
Задание классу: № 219, 223
Решение задач.
№219.
Дано:
ABCDA1B1C1D1- прямоугольный параллелепипед, AB=12 см , BC=5 см, угол между AC1 и (ABC) 45°.
Найти: BB1.
D 1
C 1
A 1
B 1
D
C
B
A
№219.
Решение.
Проекцией AC1
на плоскость (ABC) является AC (CC1перпендикулярен к(ABC)). Значит, AC перпендикулярен CC1.