Данилова А.В.
НЧОУ-лицей «Армавирский классический лицей»
учитель математики.
Методическая разработка урока «Понятие многогранника. Призма». Геометрия 10 класс.
Цели урока.
Образовательные:
Развивающие:
совершенствовать графическую культуру.
Воспитательные:
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
воспитывать уважение к предмету, умение видеть геометрические задачи в окружающем нас мире.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
Компьютер. Мультимедийный проектор.
Анимационный слайд-фильм. Электронное «Приложение 1», презентация Microsoft PowerPoint.
«Рабочая тетрадь», листы формата А4 с готовыми чертежами многогранников. «Приложение 2», лист Microsoft Excel.
Оформление доски: Тема и дата урока.
Структура урока
Вид деятельности. | Время |
1. Организационный момент. Постановка цели урока. | 5 |
2. Повторение ранее изученного материала (определение параллелепипеда, прямоугольного параллелепипеда, тетраэдра). | 7 |
3. Обьяснение нового материала (введение понятий многогранника, выпуклых и невыпуклых многогранников, призмы, площади полной поверхности призмы и площади ее боковой поверхности). | 20 |
4. Практическая часть. | 35 |
5. Экскурс «Невозможные объекты». | 5 |
6. Постановка домашнего задания. | 3 |
7. Подведение итогов урока. | 5 |
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока. Демонстрация слайд-фильма.
Слайд-1.
Тема нашего урока «Понятие многогранника. Призма». Сегодня на уроке мы узнаем, что такое многоранник и познакомимся с одним из них, называемым призмой.
Повторение ранее изученного материала.
Давайте вспомним, с какими пространственными фигурами мы с вами уже знакомы? (Тетраэдр и параллелепипед)
Слайд-2.
Как вы знаете, тетраэдр-это поверхность, составленная из 4-х треугольников.
(щелчок)
Следующая, известная вам фигура – это параллелепипед.
Слайд-3. (щелчок).
Параллелепипед – это поверхность, составленная из 6-ти параллелограммов. А какой параллелепипед называется прямоугольным?
Т.о. каждая из этих поверхностей ограничивает некоторое геометрическое тело, отделяет это тело от остальной части пространства.
Обьяснение нового материала.
Поэтому поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником.
(щелчок)
Учащимся предлагается записать определение 1, выведенное на экран.
Слайд-4.
Перед вами еще один пример многогранника – октаэдр, он составлен из 8-ми треугольников.
(щелчок)
Многоугольники, из которых составлен многогранник, называются гранями.
(2 щелчка)
Стороны граней называются ребрами, а концы ребер – вершинами.
(щелчок)
Отрезок, соединяющий 2 вершины, не принадлежащие одной грани, называется диагональю многогранника.
(щелчок)
Многогранники бывают выпуклые и невыпуклые.
Слайд-5.
Рассмотрим выпулый многогранник на примере прямоугольного параллелепипеда.
(щелчок)
Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани. Давайте это проверим.
(4 щелчка)
Тетраэдр и октаэдр также являются выпуклыми многогранниками.
Слайд-6.
Невыпуклый многогранник.
(4 щелчка)
В данном случае не всегда многогранник остается по одну сторону от плоскости грани,он делится на 2 части.
Ясно, что все грани выпуклого многогранника являются выпуклыми многоугольниками.
Также в выпуклом многоугольнике сумма всех плоских углов при каждой его вершине меньше 360º.
Сегодня мы подробно рассмотрим один из многогранников – призму.
Слайд-7.
Перед вами изображена призма. Как вы думаете данная фигура выпуклая или невыпуклая?
(щелчок)
Запишем определение 2 n-угольной призмы.
(щелчок)
Многогранник, составленный из 2-х равных многоугольников А1А2…Аn и В1В2…Вn, расположенных в параллельных плоскостях, и n параллелограммов, называется призмой.
(щелчок)
Многоугольники А1А2…Аn и В1В2…Вn – основания призмы.
(щелчок)
Параллелограммы А1В1В2А2 и А2В2В3А3 и т.д. – боковые грани призмы.
Какая из знакомых вам пространственных фигур является призмой?
Слайд-8. (щелчок)
Отрезки А1В1, А2В2 и т.д. – боковые ребра призмы. Перпендикуляр, проведенный из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания называется высотой призмы.
(2 щелчка)
Слайд-9.
Если боковые ребра перпендикулярны к основанию, то призма называется прямой, в противном случае – наклонной. Высота прямой призмы равна ее боковому ребру.
(3 щелчка)
Слайд-10.
Прямая призма называется правильной, если ее основания – правильные многоугольники. У такой призмы все боковые грани – равные прчмоугольники.
Слайд -11.
Площадью полной поверхности призмы называется сумма площадей всех граней, а площадью боковой – сумма площадей ее боковых граней.
(щелчок)
Запишите формулу нахождения площади полной поверхности призмы.
(4 щелчка)
Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы. Запишите эту формулу.
Практическая часть.
На доске записываются номера заданий:
С. 60-61, №219, №221, №222, №223, №230, №231.
Берем рабочие тетради.
№219. Читаем условие задачи.
Слайд-12
На доске записываем
Дано:АВСДА1В1С1Д1-параллелепипед, АВ=12 см, АД=5 см, ВД1-диагональ.
(щелчок ) Угол ДВД1=45º. Найти: ДД1(щелчок )
Решение:
В треугольнике ДД1В: угД=90º (щелчок)
Т.к. угВ=45º, то ДД1=ДВ.
2. Рассмотрим трАДВ (щелчок)
Уг А=90º (щелчок)
АД=5 см, АВ=12см.⇒ ДВ=13см (по Т.Пифагора).
Из 1. и 2. ⇒ ДД1=13 см (щелчок)
Ответ: 13 см. (щелчок)
Переходим к следующей задаче.
№221. Читаем условие задачи.
Слайд-13
На доске записываем
Дано:АВСА1В1С1- треугольная призма, А1В1=В1С1=А1С1=8 см, СС1=6 см,
Строим сечение (щелчок)
Найти: S трА1С1В.
Решение:
1. Рассмотрим тр ВСС1: СС1=6 см, ВС=8 см (щелчок)
угС=90º (щелчок)
ВС1=10 см (по Т.Пифагора). (щелчок)
А1В=ВС1=10 см.
S трА1С1В= ф-ла Герона. p=0,5(10+10+8)=14 см. , S= 8√21 см².
Ответ: 8√21 см². (щелчок)
№222. Читаем условие задачи.
Слайд-14
На доске записываем
Дано:АВСДА1В1С1Д1- прямая призма, АВСД-трапеция, АД=СВ, АВ=25 см, ДН」АВ, ДН=8 см. Найти: (2 щелчка).
Уг А1В1С1 и (3 щелчка).
Уг Д1С1В1.
Решение:
1. Проведем CF」АВ (2 щелчка).
НF=ДС=9 см (щелчок)
2. АН=FВ= (25-9)/2=8 см (щелчок)
3. Т.к. в трАДС угН=90º, АН=ДН, то уг ДАН=45º.⇒ уг А!В1С1=45º.
4. Уг Д1С1В1=90º+45º=135º.
Ответ: 45º, 135º. (щелчок)
№223. Читаем условие задачи.
Слайд-15
На доске записываем
Дано:АВСДА1В1С1Д1-куб, S АВС1Д1=64 см² (щелчок)
Найти: АВ и ВД1.
Решение:
1. АВС1Д1-прямоугольник. (3 щелчка)
АВ=ВС=СС1=а.
В тр ВСС1: угС=90º , ВС=СС1=а, ВС1=а.
Т.о. S= а* а,т.е. 64=а² ⇒ а=8 см.
В трД1ВА: угА=90º, АВ=8 см, АД1=8 ⇒ ВД1=8√3 см (по Т.Пифагора).
Ответ: 8 см, 8√3 см.
№230. Читаем условие задачи.
Слайд-16
На доске записываем
Дано:АВСА1В1С1- прямая призма, АВ=5 см, ВС=3 см, уг АВС=120º, S АСС1А1=35 см².
(щелчок)
Найти: S бок.
Решение:
Sбок=Р*h/
По Т.Косинусов: АС²=25+9-2*5*3*cos 120º=49 см².⇒ АС=7 см.
АА1=35/7=5 см, Р=5+3+7=15 см.
S бок=15*5=75 см².
Ответ: 75 см². (щелчок)
№231. Читаем условие задачи.
Слайд-17
На доске записываем
Дано:АВСДА1В1С1Д1-прямой параллелепипед,АД=8 см, =15 см, уг ДАВ=60º, S ДД1В1В=130 см² (2 щелчка)
Найти: S полн.
Решение:
S полн=S бок+2Sосн.
1. Sосн=2S тр АДВ. По Т.Косинусов: ДВ²=64+225-2*8*15*0,5=169, ДВ=13см.
р=0,5(8+15+13)=18 см, S тр=30√3 см² ( по ф-ле Герона).
S осн=60√3 см².
2. S бок=Росн*h.
Росн=2(*+15)=46 см., h=130/13=10 см.
S бок=46*10=460 см².
3. S полн=460+120√3=20(23+6√3) см². (щелчок)
Ответ: 20(23+6√3) см².
5. Экскурс «Невозможные обьекты».
.
| Слайд-18. Многие художники, искажая законы перспективы, рисуют необычные картины. Эти рисунки очень популярны среди математиков. В сети Internet можно найти множество сайтов, где публикуются эти невозможные объекты. Слайд-19. (щелчок на значок) |
Популярные художники Морис Эшер, Оскар Реутерсвард, Жос де Мей удивляли своими картинами математиков. На картине нарушена аксиома А3. Чтобы исправить рисунок сделайте клик на клавише «сведения». Слайд 20. Законы геометрии часто нарушаются в компьютерных играх. Например, встречаются «невозможные лестницы». (2 щелчка) Нарушена аксиома A2. |
Постановка домашнего задания.
Слайд 21.
7. Подведение итогов урока.
Список литературы:
Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразов. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвещение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 144 с.: ISBN 5-09-007468-2.
Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы. Цыпкин А.Г, Пинский А.И./Под. редакцией В.И.Благодатских . – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 416 с.
Александров А.Д. и др. Геометрия для 10-11 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углуб. изуч. Математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик.– 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 464 с.: ил.– ISBN 5-09-006089-4
Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Часть 3. – М.: «Баласс», «С-инфо», 2002. – 176 с., ил. – ISBN 5-85939-301-6 («Баласс») ISBN 5-85429-031-6 («С-инфо»)
Сайты Internet.
http://alone.sammit.kiev.ua/moremind/illusion/index.html
http://www.im-possible.info/english/art/mey/mey2.html
http://lib.world-mobile.net/culture/special/imp/imp-world-r.narod.ru/art/index.html
http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/math/legcosh/work.html
http://schools.techno.ru/sch758/2004/geometr/a.htm