Понятие дроби. Равенство дробей. Учитель математики МКОУ СОШ №4 пгт Чегдомын Хабаровский край Терентьева Ольга Анатольевна
«Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот, которому все объяснили».
(Артур Гитерман, немецкий поэт)
«Математика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность». И.Г. Песталоцци
ЦЕЛИ УРОКА: создание условий для:
- Формирования понятия дроби, равенства дробей, для формирования способов смыслотворчества;
- Развития способности к обобщению, сравнению, эмоционального восприятия математических объектов;
- Формирования представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
Давным давно…
Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходиться делить яблоко на части , т.е. дробить , чтобы поделиться с кем-нибудь .
Так получаются ДРОБИ .
Помните, как было в детском мультфильме : «Мы делили апельсин,
Много нас, а он один…»
Приведите свой жизненный пример
деления одного целого предмета на части.
Интересно, а в древности знали про дроби ?
В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.
« Если ты захочешь делить единицу, математики
высмеют тебя и не позволят это делать », -
писал основатель
афинской Академии Платон .
Но не все древне-греческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский .
Даже Пифагор , который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа у них был специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица, - все остальные дроби непременно имели в числителе 1 (так называемые основные дроби).
Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.
Хочу всё знать и уметь
– А как половину записать цифрами?
Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.
– На сколько равных частей разделили полоску?
Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной ,
а число, записанное под чертой – знаменателем.
Закрасьте одну часть красным цветом .
– Сколько частей закрасили красным цветом?
Запишем число 1 над дробной чертой вот так: .
Число, записанное над чертой, называют числителем.
ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски
( на практике обозначает половину некоторой величины)
( На 2 части )
( 1 часть )
3) Решите задачу :
Шустрый мышонок успел взять кусок сыра и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было…
- Какую часть сыра взял мышонок, и какая часть сыра досталась лисе?
- Какую часть сыра составляет каждый кусок ?
Сверим ответы: 1) 2) 3) ; ; .
ЗАПОМНИТЕ !
… называют обыкновенными дробями или короче – дробями .
числитель
дробная черта
знаменатель (на сколько разделили)
Знаменатель не равен нулю!
Физминутка
Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью.
Я буду показывать на каждую фигуру (может, и не один раз), а вы внимательно смотрите, думайте и выполняйте упражнения:
- если дробь записана верно , то все прыгайте на месте ;
- если дробь записана не верно , то все приседайте .
Задача 1
1 . Сколько в сутках часов?
2 . Какая часть суток пройдёт, если
будильник скоро будет показывать:
а) 1 час , б) 3 часа , в) 5 часов , г) 11часов ?
2 . а) 1 ч – суток; б ) 3 ч – суток ;
в) 5 ч – суток; г) 11 ч – суток.
Ответ:
1 . 24 часа
Задача 2
Гомер прячет своего тела.
Сколько сантиметров тела спрятано, если рост Гомера 160 см ?
Решение.
1) 160 : 4 = 40 (см) – на каждую часть роста.
2) 40 ∙ 3 = 120 (см) – спрятано.
Ответ : 120 см.
Замечание : действия можно записать одним выражением: 160 : 4 ∙ 3 = 120 (см)
ВЫВОД: чтобы найти числа 160, можно это число разделить на знаменатель дроби и результат умножить на числитель .
160 см
Тест № 1
Дробь - это дробь :
А) Простая
В) Сложная
С) Обыкновенная
D) Барабанная
Подсказки: 1) класс 2) компьютер
Тест № 2
Как называются числа в дроби
?
А)
Число и знамя
В)
Знаменатель и числитель
С)
D )
Числитель и знаменатель
Делимое и делитель
Подсказки: 1) класс 2) компьютер
В древней Руси основными дробями были:
1/2- «половина» или «пол»;
1/3- «треть»;
1/6- «полтрети».
А как называли люди в то время дробь 1/24 ?
Половина от половины числа равна половине. Какое это число?
Дымок
Электропоезд идёт с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении- с востока на запад- дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?
Выбери себе настроение, которое было у тебя на уроке
- П.п. 4.2.
- № 760(а,в,г), 761(1,3,5 столбики)
- Найдите анаграмму для слов: красотка, фирма.
Вкусное задание: купи мандарин или апельсин.
Раздели его на дольки, посчитайте, сколько всего долек?
Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.