Презентация поможет учащимся 8 класса решать квадратные уравнения. Рассмотрены некоторые наиболее распространенные способы. Так же поможет учащимся 9 класса при подготовке к ОГЭ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Некоторые способы решения квадратных уравнений»
Некоторые способы решенияквадратных уравнений
Работа выполнена:
слушателем курсов повышения
квалификации учителей
Изибаевой Альбины Михайловны,
учителем математики
I квал. категории МБОУ Кучуковской СОШ
Теория уравнений в школьном курсе алгебры занимает ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему школьного курса математики. Это связано с тем, что большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений.
В учебнике алгебры для 8 класса учащиеся знакомятся с несколькими видами квадратных уравнений, и отрабатывают их решение по формулам.
Актуальность этой темы заключается в том, что на уроках алгебры, геометрии, физики очень часто учащиеся встречаются с решением квадратных уравнений. Поэтому каждый ученик должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения, это также может пригодится при решении более сложных задач, в том числе и в 9 классе при сдаче ОГЭ.
Цель работы: научиться решать квадратные уравнения, изучить различные методы их решения.
Задачи:
- изучить историю развития квадратных уравнений;
- рассмотреть стандартные и нестандартные методы решения квадратных уравнений;
- выявить наиболее удобные способы решения квадратных уравнений;
- научиться решать квадратные уравнения различными способами.
История развития квадратных уравнений.
1. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне.
Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:
X2 + X = ¾; X2 - X = 14,5
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
2. Квадратные уравнения в Греции или как составлял и решал Диофант квадратные уравнения.
В «Арифметике» Диофанта встречается такая задача: «Найти два числа, зная, что их сумма равна 40, а произведение - 300»
Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 300, а 400. Таким образом, одно из них будет больше половины их суммы, т.е. 20 + х, другое же меньше, т.е. 20 - х. Разность между ними 2х.
Отсюда уравнение:
(20 + х)(20 - х) = 300
х2 - 100 = 0
Отсюда х = 10. Одно из искомых чисел равно 30, другое 10. Решение х = -10 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.
0. В уравнении коэффициенты, кроме а, могут быть и отрицательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим." width="640"
3 . Квадратные уравнения в Индии.
Задачи на квадратные уравнения встречаются в астрономическом тракте «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученный, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме: ах2 + bх = с, а 0.
В уравнении коэффициенты, кроме а, могут быть и отрицательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.
4. Квадратные уравнения у ал - Хорезми.
В алгебраическом трактате ал - Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их следующим образом:
1) «Квадраты равны корнями», т.е. ах2 + с = bх.
2) «Квадраты равны числу», т.е. ах2 = с.
3) «Корни равны числу», т.е. ах = с.
4) «Квадраты и числа равны корням», т.е. ах2 + с = bх.
5) «Квадраты и корни равны числу», т.е. ах2 + bx = с.
6) «Корни и числа равны квадратам», т.е. bx + с = ах2.
5. Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв.
Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал - Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемистый труд, в котором отражено влияние математики, как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы.
6. О теореме Виета.
Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была им сформулирована впервые в 1591 г. следующим образом: «Если B + D, умноженное на A - A2, равно BD, то A равно В и равно D».
Чтобы понять Виета, следует вспомнить, что А, как и всякая гласная буква, означало у него неизвестное (наше х), гласные же В, D - коэффициенты при неизвестном. На языке современной алгебры выше приведенная формулировка Виета означает: если имеет место
(а + b)х - х2 = ab, т.е.
х2 - (а + b)х + аb = 0, то
х1 = а, х2 = b.
II. Способы решения квадратных уравнений
Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств. Многие практические задачи решаются с их помощью.
В школе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения.
Квадратным уравнением называют уравнение вида ах2+ bх + с = 0, где коэффициенты а, в, с- действительные числа, а ≠ 0.
Полное квадратное уравнение — это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых т.е. коэффициенты в и с отличны от нуля.
Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или, с равен нулю.
Корнем квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0 называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трехчлен ах2 + вх + с обращается в нуль.
Решить квадратное уравнение — значит найти все его.
привести к приведенному виду, нужно все его члены разделить на a, тогда
Решение уравнений способом «переброски»
Рассмотрим квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.
Умножая обе его части на а, получаем уравнение а2х2 + аbх + ас = 0.
Пусть ах = у, откуда х = у/а; тогда приходим к уравнению у2 + by + ас = 0
Его корни у1 и у2 найдем с помощью теоремы Виета и окончательно:
х1 = у1/а и х1 = у2/а.
При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда дискриминант есть точный квадрат.
Пример.
Решим уравнение 2х2 – 11х + 15 = 0.
Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
у2 – 11у + 30 = 0. Согласно теореме Виета
у1 = 5 , х1 = 5/2 , x1 = 2,5
у2 = 6; x2 = 6/2; x2 = 3.
Ответ: 2,5; 3.
Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
1. Пусть дано квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.
1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю),
то х1 = 1, х2 = с/а.
2) Если a – b + c=0, то х2 =-1, х2 = -с/а
Примеры.
1) А. Решим уравнение 345х2 – 137х – 208 = 0.
Решение. Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то
х1 = 1, х2 = c/a = -208/345.
Ответ: 1; -208/345.
Графическое решение квадратного уравнения.
Используя знания о квадратичной и линейной функциях и их графиках, можно решить квадратное уравнение так называемым функционально-графическим методом. Причем некоторые квадратные уравнения можно решить различными способами, рассмотрим эти способы на примере одного квадратного уравнения.
Пример. Решить уравнение =0
1способ. Построим график функции , воспользовавшись алгоритмом.
1)Имеем:
Вершина параболы - (1;-4), а осью параболы – прямая x=1
2) Возьмем на оси х две точки, симметричные относительно оси параболы, например точки
х= -1 и х=3, тогда f(-1)=f(3)=0.
3) Через точки (-1;0) , (1;-4), (3;0) проводим параболу
Корнями уравнений являются абсциссы точек пересечения параболы с осью х; значит, корни уравнения
2 способ.
Преобразуем уравнение к виду
Построим в одной системе координат графики функций и
Они пересекаются в двух точках A(-1;1) и B(3;9). Корнями уравнения служат абсциссы точек A и B, значит,
В ходе выполнения своей работы я считаю, что с поставленной целью и задачами я справилась, мне удалось обобщить и систематизировать изученный материал по выше указанной теме.
Способов решения квадратных уравнений очень много. Я нашла 10 способов решения квадратных уравнений. Нужно отметить, что не все они удобны для решения, но каждый из них по-своему уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время. При работе можно ставить задачу выяснить какие методы являются стандартными, а какие нестандартными.
Итак , стандартные методы (используются чаще при решении квадратных уравнений):
• Решение квадратных уравнений по формулам
• Теорема Виета
• Графическое решение уравнений
• Разложение левой части на множители
• Выделение полного квадрата
Нестандартные методы:
• Решение способом переброски коэффициентов
• Свойства коэффициентов квадратного уравнения
При решении квадратных уравнений можно сделать следующие выводы: Для того, чтобы хорошо решать любое квадратные уравнения необходимо знать: