kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации использования системы оценки образовательных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предоставлено выступление заведующей кафедры математики и естественно-научных дисциплин по теме " Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС". Предоставлено сопровождение презентацией. В работе обозначены этапы и уровни использования системы оценки, в основе которых заложены семь правил технологии оценивания Д.Д.Данилова. Рассмотрены уровни самооценки обучающихся с исползованием трудов Воронцова. Представлены в приложении приемы оценивания, таблицы листа оценки, листа оценивания сотрудничества в группе.Работа будет полезна учителям, работающим по ФГОС в основной школе, после разработки программы системы оценивания в обрвазовательном учреждении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»


(Слайд 1)

ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

На кафедре математики и естественно-научных дисциплин группой педагогов был разработан материал необходимый для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на пять лет вперед.

(Слайд 2)

Какими должны быть границы применения системы оценки?

При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки:

- Постепенное внедрение: от простого к сложному.
- Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться.
- Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.
- Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
- Обеспечение личной психологической безопасности ученика.

(Слайд 3)

Какой опыт нам поможет?
Опора на технологию оценивания образовательных достижений

(Д.Д. Данилов и др.)

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.

Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.


(Слайд 4)




















В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты составляющие содержание блока «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой программы, предмета, курса.


2-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий (словесную, письменную, знак внимания, анализ, сравнение…) и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Отметка может быть выражена: цифрой, буквой, словом, символом, рейтингом. Отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).


(Слайд 5)




















Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В последующем к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

  • Ретроспективная - самооценка ученика предшествует

учительской оценке. Варианты самооценки письменных

работ (ретроспективная оценка):

оценка учеником уже выполненной, но не

проверенной учителем работы;

оценка учеником уже проверенной, но не

оцененной учителем работы;

Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются

знания о собственном знании и не знании, о собственных

возможностях и ограничениях – являются две способности:

способность видеть себя со стороны, не считать свою точку

зрения единственно возможной; способность анализировать

собственные действия

Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции

«Справлюсь ли я с решением?»


Оценочные листы (показать образец)

Формируется прогностическая оценка: оценочный

лист

В первой графе учитель или ученик записывает те

умения, уровень сформированности которых

проверяет работа.

Во второй столбик ученик записывает номера

заданий, соответствующие тем умениям, которые

помогут ему выполнить данный вид работы.

Третья графа –для прогностической оценки.

Используется цветовой индикатор (3 или 4 цвета. .).


(Слайд 6)




















(Слайд 7)




















«Листок достижений»

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в

достижении предметных и метапредметных результатов

Учитывается программа и требования к минимуму

содержания образования

Заполняется после проведения контрольных и

самостоятельных работ

Листы рассчитаны на год, четверть

Уровень обученности может обозначается цветом:

Знания и умения сформированы

Знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки

Знания и умения сформированы слабо

Знания и умения не сформированы

«Портфолио»

Дневник достижений

Дневник-отчет

Дневник-самооценка

Творческая книжка школьника

Тетрадь-паспорт

Карта достижений

Матрица учебных достижений

Публичный отчет / открытый экзамен

Индивидуальная образовательная траектория

Папка индивидуального планирования

(Слайд 8)


3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

Таблицы результатов и «Портфель достижений»  используется уже не частично, а полностью.

Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. (Показать образец)


(Слайд 9)








Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью.

Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.


(Слайд 10)



















В результате поэтапного использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС, педагоги нашей кафедры планируют снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха» и заметно повысить сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности.



(Слайд 11)


И как результат – высокие итоговые оценки гимназистов за ступень основной школы.











Приемы оценивания

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у школьников:

- прием «волшебные линеечки» изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть,

чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний,

обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»)


































































Просмотр содержимого презентации
«Система оценки Шамраева О.В.»

Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

Какими должны быть границы применения системы оценки? При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки:   - Постепенное внедрение: от простого к сложному.  - Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться.  - Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.  - Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.  - Обеспечение личной психологической безопасности ученика.

Какими должны быть границы применения системы оценки?

При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки: - Постепенное внедрение: от простого к сложному. - Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться. - Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. - Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. - Обеспечение личной психологической безопасности ученика.

Какой опыт нам поможет?  Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.

Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.

Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.

1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки. На этом этапе вводятся только три правила, которые составляют основу оценивания и без опоры, на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки. Правило 1. Что оцениваем?  Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.  Правило 2. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только три правила, которые составляют основу оценивания и без опоры, на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

Правило 1. Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.

Правило 2. Кто оценивает?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Правило 3. Как обучить самостоятельно оценивать свои результаты? (Самооценка).  «Алгоритм самооценки»: Первоначально алгоритм состоит из четырёх вопросов: Какое было задание?  ( Учимся вспоминать цель работы. ) 2. Удалось выполнить задание? ( Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем? ( Учимся находить и признавать ошибки. ) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?  ( Учимся оценивать процесс.)

Правило 3. Как обучить самостоятельно оценивать свои результаты? (Самооценка).

«Алгоритм самооценки»:

Первоначально алгоритм состоит из четырёх вопросов:

  • Какое было задание?

( Учимся вспоминать цель работы. )

2. Удалось выполнить задание?

( Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? ( Учимся находить и признавать ошибки. )

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

( Учимся оценивать процесс.)

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки. На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика. Правило 4. Сколько ставить отметок?  По числу решённых задач. (Одна задача - одна отметка).  Используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

Правило 4. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.

(Одна задача - одна отметка).

Используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

Правило 5. Где накапливать оценки и отметки?  В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)  Используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам и диагностик метапредметных результатов. После проведения таких работ учитель выставляет отметки.

Правило 5. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)

Используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам и диагностик метапредметных результатов. После проведения таких работ учитель выставляет отметки.

3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки. На этом этапе Таблицы результатов и «Портфель достижений» используются уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов заполняются постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. Правило 6. Когда ставить отметки? Право отказа от отметки и право пересдачи.  – новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе Таблицы результатов и «Портфель достижений» используются уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов заполняются постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ.

Правило 6. Когда ставить отметки?

Право отказа от отметки и право пересдачи.

новое правило, вводимое на этом этапе.

Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

Правило 7. По каким критериям оценивать?  По признакам уровневой успешности:   1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);  2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);  3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Правило 7. По каким критериям оценивать? По признакам уровневой успешности:

1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи

(умение действовать в привычной ситуации); 2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний); 3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Как определять итоговые оценки/отметки?  Итоговые оценки используются уже не частично, а полностью. Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)

Как определять итоговые оценки/отметки?

Итоговые оценки используются уже не частично, а полностью.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)

Итоговая оценка за ступень основной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов, результатов ОГЭ

Итоговая оценка за ступень основной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов, результатов ОГЭ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации использования системы оценки образовательных результатов

Автор: Шамраева Оксана Викторовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 121972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Методические рекомендации "Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-etapy-i-urovni-ispol-zovaniia-sistiemy-otsienki-obrazovatiel-nykh-riezul-tatov-triebuiemykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "123000"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414394660"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Положение о внутренней системе оценки качества образования в ДОО "
    ["seo_title"] => string(76) "polozhieniie-o-vnutrienniei-sistiemie-otsienki-kachiestva-obrazovaniia-v-doo"
    ["file_id"] => string(6) "165111"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422770372"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов  с применением дистанционных образовательных технологий "
    ["seo_title"] => string(155) "orghanizatsiia-mietodichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "120019"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413569313"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Инновационные средства оценки результатов обучения "
    ["seo_title"] => string(59) "innovatsionnyie-sriedstva-otsienki-riezul-tatov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155259"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421254050"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства