(Слайд 1)
ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС
На кафедре математики и естественно-научных дисциплин группой педагогов был разработан материал необходимый для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на пять лет вперед.
(Слайд 2)
Какими должны быть границы применения системы оценки?
При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки:
- Постепенное внедрение: от простого к сложному.
- Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться.
- Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.
- Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
- Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
(Слайд 3)
Какой опыт нам поможет?
Опора на технологию оценивания образовательных достижений
(Д.Д. Данилов и др.)
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.
(Слайд 4)
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты составляющие содержание блока «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой программы, предмета, курса.
2-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий (словесную, письменную, знак внимания, анализ, сравнение…) и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Отметка может быть выражена: цифрой, буквой, словом, символом, рейтингом. Отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
(Слайд 5)
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В последующем к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.
учительской оценке. Варианты самооценки письменных
работ (ретроспективная оценка):
оценка учеником уже выполненной, но не
проверенной учителем работы;
оценка учеником уже проверенной, но не
оцененной учителем работы;
Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются
знания о собственном знании и не знании, о собственных
возможностях и ограничениях – являются две способности:
способность видеть себя со стороны, не считать свою точку
зрения единственно возможной; способность анализировать
собственные действия
Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции
«Справлюсь ли я с решением?»
Оценочные листы (показать образец)
Формируется прогностическая оценка: оценочный
лист
В первой графе учитель или ученик записывает те
умения, уровень сформированности которых
проверяет работа.
Во второй столбик ученик записывает номера
заданий, соответствующие тем умениям, которые
помогут ему выполнить данный вид работы.
Третья графа –для прогностической оценки.
Используется цветовой индикатор (3 или 4 цвета. .).
(Слайд 6)
(Слайд 7)
«Листок достижений»
Цель: отследить динамику продвижения учащихся в
достижении предметных и метапредметных результатов
Учитывается программа и требования к минимуму
содержания образования
Заполняется после проведения контрольных и
самостоятельных работ
Листы рассчитаны на год, четверть
Уровень обученности может обозначается цветом:
Знания и умения сформированы
Знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки
Знания и умения сформированы слабо
Знания и умения не сформированы
«Портфолио»
Дневник достижений
Дневник-отчет
Дневник-самооценка
Творческая книжка школьника
Тетрадь-паспорт
Карта достижений
Матрица учебных достижений
Публичный отчет / открытый экзамен
Индивидуальная образовательная траектория
Папка индивидуального планирования
(Слайд 8)
3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.
Таблицы результатов и «Портфель достижений» используется уже не частично, а полностью.
Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. (Показать образец)
(Слайд 9)
Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью.
Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.
(Слайд 10)
В результате поэтапного использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС, педагоги нашей кафедры планируют снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха» и заметно повысить сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности.
(Слайд 11)
И как результат – высокие итоговые оценки гимназистов за ступень основной школы.
Приемы оценивания
Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у школьников:
- прием «волшебные линеечки» изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть,
чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний,
обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»)